Использование денотативного плана в процессе работы над пересказом у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 25.08.2019

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Покопцева, А. Ю. Использование денотативного плана в процессе работы над пересказом у детей старшего дошкольного возраста / А. Ю. Покопцева, Н. В. Гуженкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62142/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассказывается о методике использования денотативного плана в процессе работы над подробным, сжатым и творческим пересказом.

Ключевые слова: денотативный план, связная речь, пересказ, ребенок, картинка, текст.

Уровень развития связной речи дошкольника является важнейшим показателем готовности ребенка к обучению в школе. По состоянию связной речи ребенка можно судить об уровне развития звукопроизношения, лексики, грамматики, успешности либо не успешности ребенка в коммуникативном плане. От уровня развития связной речи зависит успеваемость ребенка в школе в целом и его способности к изучению отдельных школьных предметов, что объясняется ролью связной речи в формировании и формулировке мысли, воздействии на окружающих. Перечисленные аспекты подтверждают значимость целенаправленной работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста и ориентируют педагогов на выбор более эффективных, современных методов развития связной речи.

Пересказ является сложным для дошкольников видом монологического высказывания. В свою очередь монологическая речь, отличающаяся от диалогической большей развернутостью, требует от ребенка больше внимания к содержанию и форме речи, поэтому сложнее формируется, медленнее совершенствуется.

Среди многообразия видов пересказа особое место занимает подробный или близкий к тексту пересказ. Этот вид пересказа ведется на небольших рассказах или законченных по своему содержанию отрывках и служит средством закрепления содержания прочитанного во всех его деталях и связях. Использование денотативного плана для подробного пересказа является необходимым условием эффективной работы.

Для пересказа, как правило, используется небольшой по объему текст, соответствующий возрастным возможностям детей и этапу работы. К каждому предложению стараемся подобрать одну картинку, на которой изображен предмет или объект, о котором идет повествование в данном предложении.

Обучение начинается с повествовательного текста, в котором сюжет понятен детям. Далее в повествовательный текст включается элемент описания (описание объекта или предмета, внешность человека и т. д.), а чуть позже рассуждения.

Основная цель использования денотативного плана в работе — учить детей пересказывать текст, соблюдая внутренний план высказывания, последовательность событий и связный речевой замысел. Именно поэтому в работе над близким к тексту пересказом его использование необходимо, особенно на начальном этапе работы.

Такие типичные ошибки подробного пересказа как неумение начать, искажение и неполнота передачи заключительных частей текста, бедность языка и прочие, позволяет свести к минимуму правильный выбор наглядного материала. Денотативное подкрепление облегчает пересказ текста за счет его деления на части с помощью подобранных картинок.

Чтение рассказа сопровождается поэтапным показом и закреплением картинки на магнитной доске. После того, как текст прочитан, и все элементы денотативного плана выставлены, еще раз призываем детей внимательно слушать и запоминать содержание текста. При повторном прочтении каждого предложения показываем указкой на соответствующую картинку плана. Темп речи размеренный и неторопливый, но при этом голосом стараемся выделить наиболее значимые моменты, расставить акценты, привлечь внимание к содержанию, заинтересовать и, где это необходимо, заинтриговать детей.

Далее переходим к непосредственному пересказу текста. Поочередно показывая на картинку, просим детей вспомнить, о чем или о ком говорилось в этом предложении. На данном этапе можно организовать пересказ по цепочке, при этом обязательно призываем детей внимательно слушать и дополнять ответы товарищей. По окончании пересказа, можно перевернуть картинки через одну обратной стороной и предложить одному из детей воспроизвести содержание текста. Именно этот прием описывает Сычёва Г. Е. в своем пособии «Опорные картинки для пересказа текстов» [1, с.7]. Использование данного приема автор обосновывает тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.

После успешного пересказа можно перевернуть все картинки обратной стороной и попросить ребенка пересказать текст, ориентируясь только на общее количество карточек, равное количеству предложений в тексте.

На первых этапах работы лучше выбирать тексты, в которых в пределах одного предложения нет однородных членов. Это нужно для того, чтобы дети поняли принцип работы с денотатами. Далее, по мере освоения простых текстов, работу нужно разнообразить и усложнить. Например, есть вариант работы, при котором уже при первом прочтении текста педагогом дети сами выбирают картинки из всех предложенных и расставляют в нужной последовательности.

На более поздних этапах объясняем детям принцип работы с предложениями, в которых речь идет о нескольких действующих лицах. В подобных случаях карточки с картинками располагаются не горизонтально, а вертикально. И в некоторых местах будет не по одной картинке, а по две или более.

С использованием денотативного плана при подробном пересказе обычно сложностей не возникает. Главное, правильно подобрать текст, наглядность к нему и замотивировать детей к учебным действиям. Но излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В кратком пересказе нужно отобрать главное, отсеять второстепенное. Нужно выбрать основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Не рекомендуем использовать для сжатого пересказа высокохудожественные тексты и тексты, содержание диалог.

Использование денотативного плана при сжатом пересказе также себя оправдывает и дает положительный результат, но требует от педагога большей подготовки. Здесь важно показать детям несколько другой способ действия, призванный, по сути, «сломать» так полюбившийся им при подробном пересказе принцип «одна картинка = одно предложение». При сжатом пересказе педагог отбирает только самые значимые на его взгляд денотаты и предлагает их детям в виде «опорных точек» для пересказа.

Позднее дети сами смогут выбирать нужные им «опорные точки» и, исходя из этого, расставлять нужные им акценты в повествовании. Это невероятно важный этап в работе над пересказом, так как в рамках развития связной речи развивается творческое мышление, креативность, инициативность и самостоятельность, логическое мышление, внимание и память. Поэтому при работе над сжатым пересказом стараемся чаще использовать познавательные тексты, в которых легко прослеживается действие и к которым несложно подобрать картинки.

В любом устном пересказе может быть творческий элемент. К числу творческих работ относятся пересказы с перестройкой текста и с дополнениями, причем они могут быть как в подробном пересказе, так и в сжатом.

При творческом пересказе часто используем денотаты из разных рассказов, уже хорошо знакомых детям. Такой прием позволяет трансформировать текст с целью его переосмысления и решает важную в современной действительности задачу развития креативного мышления дошкольников.

Отметим, что денотативный план при работе над творческими пересказами используется как при пересказе с изменением последовательности событий, так и при дополнении содержания текста для пересказа. Во втором случае, в текст может быть дополнительно включено описание места действия, внешности персонажа, событий, выходящих за рамки исходного текста.

Важно, чтобы пересказ эффективно служил цели развития речи дошкольников. Поэтому используемые методы и средства работы должны быть интересны детям, вызывать не просто желание, а потребность пересказать услышанное полно, правильно и интересно. На наш взгляд, использование денотативного плана в работе с детьми старшего дошкольного возраста над пересказом успешно решает задачи развития связной речи.

Литература:

  1. Сычёва Г. Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1. Методические рекомендации. — М.: Книголюб, 2003. — 16 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, пересказ, текст, картинка, сжатый пересказ, план, предложение, работа, повествовательный текст.


Ключевые слова

текст, ребёнок, пересказ, связная речь, денотативный план, картинка

Похожие статьи

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Работа с текстом и его чтение на уроках немецкого языка

Данная статья посвящена смысловому чтению — одному из обязательных компонентов метапредметных результатов, который можно формировать на уроке иностранного языка.

Использование лэпбука для обучения английскому языку на разных этапах обучения

В статье автор освещает этапы работы с лэпбуком на разных этапах обучения английскому языку.

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»

В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Похожие статьи

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Работа с текстом и его чтение на уроках немецкого языка

Данная статья посвящена смысловому чтению — одному из обязательных компонентов метапредметных результатов, который можно формировать на уроке иностранного языка.

Использование лэпбука для обучения английскому языку на разных этапах обучения

В статье автор освещает этапы работы с лэпбуком на разных этапах обучения английскому языку.

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»

В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Задать вопрос