В данной статье рассказывается о методике использования денотативного плана в процессе работы над подробным, сжатым и творческим пересказом.
Ключевые слова: денотативный план, связная речь, пересказ, ребенок, картинка, текст.
Уровень развития связной речи дошкольника является важнейшим показателем готовности ребенка к обучению в школе. По состоянию связной речи ребенка можно судить об уровне развития звукопроизношения, лексики, грамматики, успешности либо не успешности ребенка в коммуникативном плане. От уровня развития связной речи зависит успеваемость ребенка в школе в целом и его способности к изучению отдельных школьных предметов, что объясняется ролью связной речи в формировании и формулировке мысли, воздействии на окружающих. Перечисленные аспекты подтверждают значимость целенаправленной работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста и ориентируют педагогов на выбор более эффективных, современных методов развития связной речи.
Пересказ является сложным для дошкольников видом монологического высказывания. В свою очередь монологическая речь, отличающаяся от диалогической большей развернутостью, требует от ребенка больше внимания к содержанию и форме речи, поэтому сложнее формируется, медленнее совершенствуется.
Среди многообразия видов пересказа особое место занимает подробный или близкий к тексту пересказ. Этот вид пересказа ведется на небольших рассказах или законченных по своему содержанию отрывках и служит средством закрепления содержания прочитанного во всех его деталях и связях. Использование денотативного плана для подробного пересказа является необходимым условием эффективной работы.
Для пересказа, как правило, используется небольшой по объему текст, соответствующий возрастным возможностям детей и этапу работы. К каждому предложению стараемся подобрать одну картинку, на которой изображен предмет или объект, о котором идет повествование в данном предложении.
Обучение начинается с повествовательного текста, в котором сюжет понятен детям. Далее в повествовательный текст включается элемент описания (описание объекта или предмета, внешность человека и т. д.), а чуть позже рассуждения.
Основная цель использования денотативного плана в работе — учить детей пересказывать текст, соблюдая внутренний план высказывания, последовательность событий и связный речевой замысел. Именно поэтому в работе над близким к тексту пересказом его использование необходимо, особенно на начальном этапе работы.
Такие типичные ошибки подробного пересказа как неумение начать, искажение и неполнота передачи заключительных частей текста, бедность языка и прочие, позволяет свести к минимуму правильный выбор наглядного материала. Денотативное подкрепление облегчает пересказ текста за счет его деления на части с помощью подобранных картинок.
Чтение рассказа сопровождается поэтапным показом и закреплением картинки на магнитной доске. После того, как текст прочитан, и все элементы денотативного плана выставлены, еще раз призываем детей внимательно слушать и запоминать содержание текста. При повторном прочтении каждого предложения показываем указкой на соответствующую картинку плана. Темп речи размеренный и неторопливый, но при этом голосом стараемся выделить наиболее значимые моменты, расставить акценты, привлечь внимание к содержанию, заинтересовать и, где это необходимо, заинтриговать детей.
Далее переходим к непосредственному пересказу текста. Поочередно показывая на картинку, просим детей вспомнить, о чем или о ком говорилось в этом предложении. На данном этапе можно организовать пересказ по цепочке, при этом обязательно призываем детей внимательно слушать и дополнять ответы товарищей. По окончании пересказа, можно перевернуть картинки через одну обратной стороной и предложить одному из детей воспроизвести содержание текста. Именно этот прием описывает Сычёва Г. Е. в своем пособии «Опорные картинки для пересказа текстов» [1, с.7]. Использование данного приема автор обосновывает тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.
После успешного пересказа можно перевернуть все картинки обратной стороной и попросить ребенка пересказать текст, ориентируясь только на общее количество карточек, равное количеству предложений в тексте.
На первых этапах работы лучше выбирать тексты, в которых в пределах одного предложения нет однородных членов. Это нужно для того, чтобы дети поняли принцип работы с денотатами. Далее, по мере освоения простых текстов, работу нужно разнообразить и усложнить. Например, есть вариант работы, при котором уже при первом прочтении текста педагогом дети сами выбирают картинки из всех предложенных и расставляют в нужной последовательности.
На более поздних этапах объясняем детям принцип работы с предложениями, в которых речь идет о нескольких действующих лицах. В подобных случаях карточки с картинками располагаются не горизонтально, а вертикально. И в некоторых местах будет не по одной картинке, а по две или более.
С использованием денотативного плана при подробном пересказе обычно сложностей не возникает. Главное, правильно подобрать текст, наглядность к нему и замотивировать детей к учебным действиям. Но излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В кратком пересказе нужно отобрать главное, отсеять второстепенное. Нужно выбрать основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Не рекомендуем использовать для сжатого пересказа высокохудожественные тексты и тексты, содержание диалог.
Использование денотативного плана при сжатом пересказе также себя оправдывает и дает положительный результат, но требует от педагога большей подготовки. Здесь важно показать детям несколько другой способ действия, призванный, по сути, «сломать» так полюбившийся им при подробном пересказе принцип «одна картинка = одно предложение». При сжатом пересказе педагог отбирает только самые значимые на его взгляд денотаты и предлагает их детям в виде «опорных точек» для пересказа.
Позднее дети сами смогут выбирать нужные им «опорные точки» и, исходя из этого, расставлять нужные им акценты в повествовании. Это невероятно важный этап в работе над пересказом, так как в рамках развития связной речи развивается творческое мышление, креативность, инициативность и самостоятельность, логическое мышление, внимание и память. Поэтому при работе над сжатым пересказом стараемся чаще использовать познавательные тексты, в которых легко прослеживается действие и к которым несложно подобрать картинки.
В любом устном пересказе может быть творческий элемент. К числу творческих работ относятся пересказы с перестройкой текста и с дополнениями, причем они могут быть как в подробном пересказе, так и в сжатом.
При творческом пересказе часто используем денотаты из разных рассказов, уже хорошо знакомых детям. Такой прием позволяет трансформировать текст с целью его переосмысления и решает важную в современной действительности задачу развития креативного мышления дошкольников.
Отметим, что денотативный план при работе над творческими пересказами используется как при пересказе с изменением последовательности событий, так и при дополнении содержания текста для пересказа. Во втором случае, в текст может быть дополнительно включено описание места действия, внешности персонажа, событий, выходящих за рамки исходного текста.
Важно, чтобы пересказ эффективно служил цели развития речи дошкольников. Поэтому используемые методы и средства работы должны быть интересны детям, вызывать не просто желание, а потребность пересказать услышанное полно, правильно и интересно. На наш взгляд, использование денотативного плана в работе с детьми старшего дошкольного возраста над пересказом успешно решает задачи развития связной речи.
Литература:
- Сычёва Г. Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1. Методические рекомендации. — М.: Книголюб, 2003. — 16 с.