Особенности функционирования семьи с выросшими детьми, столкнувшимися с проблемой зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 26.08.2019

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Плотный, Н. В. Особенности функционирования семьи с выросшими детьми, столкнувшимися с проблемой зависимости / Н. В. Плотный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62145/ (дата обращения: 16.10.2024).



Вданной статье изложены некоторые психологические особенности внутрисемейного взаимодействия родителей и детей при таком кризисном состоянии как зависимость последних, выявленные в процессе психокоррекционной деятельности дневного стационара «Воскресение» сети противонаркотических реабилитационных центров «Обитель исцеления».

Ключевые слова: зависимость, созависимость, аддикция, реабилитация, психоактивные вещества, семья, кризис, функции семьи, факторы употребления.

Одной из острейших социальных проблем современного общества является рост числа молодых людей, страдающих различного рода зависимостями от психоактивных веществ (ПАВ). Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, особенно, среди молодежи. Антинаркотическая проблематика в современном российском обществе остается актуальной и с каждым годом приобретает все большую социальную значимость [1, с.5]. Крайне острой становится проблема химической зависимости (от наркотических, токсических и других веществ), угрожающая национальной безопасности России, что признано уже не только обществом, но и органами власти Российской Федерации. Данный вид аддикции резко отрицательно влияет на процесс адаптации к жизни в социуме и несет реальную угрозу здоровью будущих поколений. Известно, что большое значение в формировании аддиктивного поведения играют семейные взаимоотношения. В данной работе будут рассмотрены некоторые психологические особенности поведения родителей как один из аспектов в области работы с семьей зависимого.

Подавляющее большинство семей продолжает свое функционирование в первоначальном составе (отец, мать, дети) после наступления совершеннолетия детей, — «взрослые дети» получают высшее образование, начинают работать, строить личную жизнь, при этом продолжая жить с родителями. Но теперь уже выросший ребенок, взрослая личность, должен самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать жизненно важные вопросы, брать полную ответственность за свою жизнь.

Нередко человек может решить уйти от решения вопросов, ответственности, по абсолютно разным причинам, основные из которых — нежелание испытывать стресс, столкновение с трудностями. Статистика показывает, что в большинстве случаев, этот уход представляет собой употребление психоактивных веществ. Психоактивное вещество (ПАВ) — вещество, оказывающее наркотическое воздействие на организм. К ПАВ относятся наркотики и официально не причисленные к наркотикам вещества: алкоголь, никотин, кофеин, ряд средств лекарственной и бытовой химии [4, с.3]. Употребление ПАВ в конечном итоге может привести человека к аддикции-зависимости от них. Необходимо подчеркнуть, что зачастую первые пробы и развитие зависимости начинается еще с подросткового возраста. При этом сегодняшняя практика реабилитации показывает, что нарушения воспитания могут дать свои плоды и в более зрелом возрасте, спровоцировать систематическое употребление после первых проблемных периодов, спустя значительные годы.

Установлено, что факторами, влияющими на развитие зависимого поведения, являются:

  1. Личностные качества (проблемы с самооценкой, низкая мотивация к обучению и проч.),
  2. Генетическая предрасположенность,
  3. Социальное окружение,
  4. Семья.

Стоит указать, что наибольшую роль в этом перечне играют социальные факторы, т. к. на их основе могут развиться личностные.

Разрушение или деформация структуры семьи является одним из важных факторов развития зависимостей. Психическая зависимость может рассматриваться как «самоподдерживающаяся форма активности, порождающая специфическое личностное образование — наркотическую личность [1,с.7]. Для самого индивида зависимость обнаруживается в динамике глубокого и острого внутриличностного конфликта. Аддикта характеризует стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, развития и поддержания интенсивных эмоций посредством приема психоактивных веществ или чрезмерной фиксации на определенных видах деятельности [3,с.14–15]. В итоге человек, вместо избавления от проблем, получает еще дополнительные, среди которых его зависимость.

Для внешнего наблюдателя бытие наркотической личности предстает как типичный наркоманский образ жизни и поведения. Именно характер реакции родителей на наркотизацию их ребенка выступает основным условием неограниченного самовоспроизводства психической зависимости при наркомании. В большинстве случаев эта реакция оказывается крайне деструктивной как для самих родителей, так и для всей системы семейных отношений.

Необходимо отметить, что семья может слишком поздно узнать о проблемах, когда зависимость уже сформирована. Этому есть следующие причины:

1) Если в семье нет доверительных отношений со старшим поколением;

2) Если в воспитании преобладала гиперопека, то у незрелой личности уже наработаны способы защит от вторжения родителей. Агрессивное воспитание ограничивает возможность оказания помощи;

3) Если нарушен контакт с родителями в принципе, то семья — это последнее место, уда молодой человек обратится за помощью.

Для решения этой проблемы человеку необходима помощь извне, т. к. самостоятельно справиться с этим он, как показывает большинство случаев, уже не может. При работе с зависимостью показана долгосрочная психотерапия, основными задачами которой будут: психологическое взросление, усиление возможности справляться с жизненными трудностями через поиск внутренних ресурсов. Может ли семья как то помочь в решении проблемы зависимости? По факту — помощь может быть оказана лишь тогда, когда есть необходимые ресурсы. Если с зависимостью сталкивается нормальная семья, то она начинает непосредственно заниматься решением проблемы, поиском выхода из сложившейся ситуации. Если же зависимость касается дисфункциональной семьи, то здесь возможность семейной помощи снижается, а иногда и остается вовсе без семейного участия.

Попытки внутрисемейного решения проблемы зависимости могут натолкнуться на различные нарушения взаимоотношений в семье. В процессе реабилитационной практики были выявлены следующие нарушения:

1) Отношение к больному человеку как к здоровому. Попытки найти контакт с зависимым как со здоровой личностью, — ни к чему не приводят (причина — измененное сознание, зависимое поведение). Классическим общением и вопросами аддикту не помочь, — необходим специализированный подход.

2) Отношение к взрослому как к ребенку. В большинстве случаев это касается связи «мать — ребенок». Женщины-матери продолжают относиться к взрослым людям, как к младенцам. Не воспринимается индивидуальность и самобытность человека, что лишь усугубляет проблемную ситуацию.

Следует отметить, что оба эти нарушения могут проявиться и в нормальной, и дисфункциональной семьях. При этом отношение к взрослому как к ребенку, может возникнуть в нормальной семье, как раз в процессе решения проблемы. В виде исключения встречаются дисфункциональные семьи, которые именно благодаря столкновению с такой серьезной проблемой как зависимость, берутся и за здоровье семьи как таковой, работая над нарушениями семейного функционирования. Есть еще взаимосвязь «отец-ребенок», со своими специфическими аспектами, но этой области и проблемам в ней мы уделим внимание в последующих работах.

На практике оказывается, что семья, подразумевающая под собой устойчивую привязанность к конкретным людям (устойчивые эмоциональные взаимоотношения), оказывается зачастую не готовой к защитным действиям. Этот вывод мы делаем, основываясь на следующих данных: в настоящее время происходит разрушение института семьи — семьи как системы отношений между ее членами, происходит атомизация, разобщение людей, включенных в нее.

Для оказания помощи в решении проблемы зависимости, а также для профилактики этой проблемы, корректировки семейных взаимоотношений, рекомендаций по изменению поведения в отношении зависимого, мотивации созависимых на работу над собой в наше время открыто достаточное число мотивационных и консультационных пунктов. Одним из примеров таких практик является Дневной стационар «Воскресение» в Санкт-Петербурге, на базе которого была проведена данная работа.

Литература:

  1. Бельков С. Н. прот. Духовно-психологическая и социально-педагогическая помощь лицам с наркотической зависимостью. Православный подход. РХГА, СПб, 2017 156 с.
  2. Березин С. В., Лисецкий К. С. Наркомания глазами семейного психолога — Санкт-Петербург, Речь, 2005. 240 с.
  3. Королев К. Ю. Как избежать алкогольного срыва. М., 2000 112с.
  4. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей М. 2006 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): большинство случаев, семья, зависимость, проблема, вещество, зависимое поведение, наркотическая личность, нормальная семья, психическая зависимость, решение проблемы зависимости.


Похожие статьи

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах

В статье раскрываются психологические особенности адаптации пожилых людей к проживанию в специализированном учреждении (дом-интернат, пансионат), освещаются труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, приведены ключевые компоненты успеш...

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Статья посвящена обзору проблем подростковой сепарации в контексте нарушения детско-родительской привязанности. Рассмотрены наиболее острые последствия подросткового бунта: суицид, побег из дома, буллинг, ориентация на ровесников. В статье также пров...

Психологические проблемы родственников наркозависимых подростков

Данная статья посвящена изучению психологических проблем созависимых родственников наркозависимых подростков. Поднимается проблема взаимосвязи созависимых моделей поведения и личной тревожности у матерей подростков, зависимых от употребления психоакт...

Особенности процесса психотерапии семей с детьми, имеющими особенности развития, в контексте работы горя

Появление ребенка с ОВЗ становится крайне интенсивным опытом для семьи. Горе является естественной и здоровой реакцией человека, но родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничение ребенка, и им может понадобиться терапевтическая помощь. ...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии

В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Похожие статьи

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах

В статье раскрываются психологические особенности адаптации пожилых людей к проживанию в специализированном учреждении (дом-интернат, пансионат), освещаются труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, приведены ключевые компоненты успеш...

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Статья посвящена обзору проблем подростковой сепарации в контексте нарушения детско-родительской привязанности. Рассмотрены наиболее острые последствия подросткового бунта: суицид, побег из дома, буллинг, ориентация на ровесников. В статье также пров...

Психологические проблемы родственников наркозависимых подростков

Данная статья посвящена изучению психологических проблем созависимых родственников наркозависимых подростков. Поднимается проблема взаимосвязи созависимых моделей поведения и личной тревожности у матерей подростков, зависимых от употребления психоакт...

Особенности процесса психотерапии семей с детьми, имеющими особенности развития, в контексте работы горя

Появление ребенка с ОВЗ становится крайне интенсивным опытом для семьи. Горе является естественной и здоровой реакцией человека, но родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничение ребенка, и им может понадобиться терапевтическая помощь. ...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии

В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Задать вопрос