Взаимосвязь ситуационного управления качеством образования и стандартизации на примере СПбГЭУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 25.08.2019

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Ходосова, Е. В. Взаимосвязь ситуационного управления качеством образования и стандартизации на примере СПбГЭУ / Е. В. Ходосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62148/ (дата обращения: 18.10.2024).



Ситуационное управление качеством образования опирается на базовые принципы управления качеством, которые были развиты в системе высшего образования в течение второй половины ХХ в. и ориентированные на обеспечение стандартизации. В условиях XXI в. изменяется не только среда ведения бизнеса, но и подходы и возможности формирования более гибких и дифференцированных инструментов стандартизации.

Если вплоть до 2010-х гг. в литературе можно было увидеть упрек в ригидности системам обеспечения качества высшего образования на основе образовательных стандартов, предполагалось, что образовательные стандарты противоречат академическим свободам университетов и требованиям новых возникающих профессий и видов деятельности на рынке труда, то сегодня стандартизация приобретает все более содержательные акценты. Жесткость требований к условиям обучения сегодня сочетается с повышением гибкости требований к получаемым студентами компетенциям.

Таким образом, сегодня вопросы ситуационного управления и стандартизации не являются взаимоисключающими. Так, можно выделить ряд международных стандартов, применяемых к управлению качеством и допускающих их применение к ситуационному управлению, а именно, стандарт последней редакции ISO 9000–2012 по менеджменту качества, ISO 10014–2011 по финансово-экономическим выгодам, преимуществам и результатам организации, ISO 15288- 2011 по системной инженерии, ISO 21500–2012 по проектному менеджменту. Среди указанных стандартов упоминается ряд базовых положений, которые можно применять для осуществления ситуационного управления обеспечением качества в высшем образовании

Таблица 1

Международные стандарты (МС), применимые для ситуационного управления качеством образования

Название МС

Содержание

1

ISO 9000

Принципы документирования процедур, самопроверки и аудита со стороны центра управления качеством образования (ЦУКО)

2

ISO 10014

Выбор инструментов, использование диаграммы RADAR, набор вопросов для аудита

3

ISO 15288

Определение стадий жизненного цикла образовательных технологий, понятие этапов проекта для ВУЗа

4

ISO 21500

Типы процессов, их взаимосвязь, мониторинг

Международные стандарты, указанные в таблице, находят свое выражение в государственных стандартах Российской Федерации. Так, можно упомянуть наиболее базовые ГОСТы — ГОСТ Р 1.4 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения; ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения; ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

На соответствие требованиям стандарта ISO 9001 в национальной системе сертификации ГОСТ Р сертифицирована система менеджмента качества (СМК) СПбГЭУ, процедура сертификации была пройдена в марте 2013 года, регистрационный номер сертификата POCC RU.ИС09.К01461, дата регистрации 11.03.2013 г.

Кроме того, СМК СПбГЭУ прошла проверку и получила сертификат в международной системе IQNet, ACCREDIA (IAF).

Соответственно, сегодня новые задачи, стоящие перед системой обеспечения качества образования, включают в себя, прежде всего, развитие национальных систем обеспечения качества в сфере высшего образования, а именно [1]:

– определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;

– оценка программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценка со стороны студентов и ее публикация;

– система аккредитации, сертификации и подобных процедур;

– свидетельство международного участия в оценке, международном сотрудничестве и работе в рамках Европейской сети (Ассоциации), гарантии (обеспечения) качества в высшем образовании (ENQA), Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Европейского национального объединения студентов (ESIB).

Так, СПбГЭУ активно сотрудничает с разнообразными международными, европейскими и мировыми организациями, работающими в сфере обеспечения качества высшего образования. Среди европейских организаций и ассоциаций, с которыми СПбГЭУ имеет тесные и давние взаимоотношения в области обеспечения качества образования, следует особо выделить следующие:

– ENQA (Европейская ассоциация обеспечения качества образования),

– EUA (Европейская ассоциация университетов),

– AUF (Университетское агентство Франкофония).

Кроме того, специалисты по качеству СПбГЭУ, представители Кафедры экономики и управления качеством и отдела управления качеством в науке и образовании, тесно взаимодействуют с аккредитационными агентствами европейских стран, в их числе:

– FINHEEC (Финляндия),

– ASIIN (Германия),

– EVA (Дания),

– AERES (Франция),

– ANVUR (Италия) и др.

В этой связи, инновационная среда бизнеса формирует требования и к инновационным проектам в образовании. Это приводит к необходимости рассмотреть возможности применения ситуационного подхода к обеспечению качества образования.

Ситуационный подход к управлению качеством также не отвергает традиционные методы и инструменты менеджмента. Напротив, ситуационное управление изначально предполагает, что управленец достаточно хорошо владеет разнообразными подходами и управленческими техниками для того, чтобы иметь возможность сделать правильный выбор той теории или концепции менеджмента, применение которой в каждой конкретной ситуации будет наиболее эффективно.

Литература:

  1. Горбашко Е. А. Эволюция и современные тенденции развития обеспечения качества образования в России // Экономика качества. — 2013. — № 1 (2).
  2. ГОСТ Р ИСО 9000–2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
  3. ГОСТ Р ИСО 9001–2015 Системы менеджмента качества. Требования
  4. ГОСТ Р ИСО 10014–2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества
  5. Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2012
  6. Поспелов Д. А. Принципы ситуационного управления // Техническая кибернетика. — 1971. — № 2. — С. 10–18.
  7. Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М.: Наука, 1986. — 288 с. — С.11.
  8. ИСО/МЭК 15288:2002 «Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем”
  9. Шубаева В. Г. Ключевые принципы организации учебного и методического процессов в университете в современных изменяющихся условиях // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды. Сб. трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции. — СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2018. — С. 7–20.
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, высшее образование, ситуационное управление, ENQA, EUA, ГОСТ Р, качество образования, Российская Федерация, стандарт, управление качеством.


Похожие статьи

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Анализ процесса и сущности практико-профессионального образования в колледжах

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Проблемы реализации компетентностного подхода при преподавании иностранного языка студентам технических специальностей: анализ опыта российских вузов

Похожие статьи

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Анализ процесса и сущности практико-профессионального образования в колледжах

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Проблемы реализации компетентностного подхода при преподавании иностранного языка студентам технических специальностей: анализ опыта российских вузов

Задать вопрос