В статье рассматриваются теоретические основы организации служебных командировок в органах внутренних дел, исследуются проблемы их оценки.
Ключевые слова: организация служебных командировок, эффективность, контроль, отчетность.
Система организации служебных командировок в органах внутренних дел (далее ОВД) регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок прохождения службы в ОВД. По совокупному смыслу федеральных законов [1] служебная командировка представляет собой разновидность служебного времени, в течение которого сотрудник ОВД решает специально поставленные перед ним поручения вне места постоянной службы. В ведомственных нормативных правовых актах, в которых подробно регламентируется деятельность по организации служебных командировок сотрудников МВД России на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, определения «служебная командировка» не содержится. Вместе с тем определение служебной командировки дается в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее ТК РФ). Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенных срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы [2].
В вопросах регулирования порядка организации служебных командировок сотрудников ОВД, в связи с особенностями правового статуса МВД России, его места и роли в системе органов государственной власти, положения ТК РФ не применимы. Вместе с тем сущностные черты термина «служебная командировка», отраженные в определении, данном в ТК РФ, дублируются в ведомственных актах.
Так, в приказе МВД России № 65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее Приказ МВД России № 65) [3] конкретизируется деятельность по организации служебных командировок сотрудников ОВД на территории России. Из него следует, что устанавливаемый в нем порядок и условия командирования распространяются на поездки: сотрудников ОВД; по решению уполномоченных должностных лиц; на определенный срок для выполнения служебного поручения; вне места постоянной службы. Таким образом, основные черты служебной командировки, такие как: поездка, вне места постоянной службы (работы), на определенный срок, по решению уполномоченного должностного лица (работодателя) и определяют сущность данного института вне зависимости от особенностей его регулирования в деятельности тех или органов государственной власти.
Основные задачи, которые решаются сотрудником ОВД в процессе пребывания в служебной командировке подчинены общей цели, поставленной перед МВД России, а также частной цели, которые задаются видом командировки, а также специальным заданием.
Совершенствование системы организации служебных командировок в ОВД выступает одним из важных направлений в оптимизации управленческой деятельности МВД России в целом. Авторами, проводящими исследования по данной теме еще несколько лет назад, указывались различные причины, по которым служебные командировки как средства обеспечения исполнения управленческих решений в системе МВД России не были достаточно эффективными. В том числе среди них были следующие: наличие фактов разрозненных выездов сотрудников в одни и те же органы; формальный выезд на место командировки без реальной работы по устранению недостатков на месте; отсутствие контроля за реализацией выводов и предложений, полученных в результате служебных командировок; отсутствие надлежащей подготовки сотрудников к командировке и др. [4, с. 48–51.]
В 2017 году в связи с реорганизационными изменениями в структуре МВД России, а также результатами мониторинга нескольких лет по эффективности деятельности МВД России были переработаны теоретические основы организации различных направлений управленческой деятельности в МВД России, в том числе и по направлению организации служебных командировок с целью повышения их результативности. Так, согласно Приказа МВД России № 65 руководители (начальники) органов, организаций и подразделений системы МВД России обязаны: осуществлять планирование служебных командировок с учетом необходимости решения основных задач, стоящих перед ОВД; принимать меры, направленные на уменьшение количества, продолжительности служебных командировок, численности задействованных в них сотрудников, в том числе во внеплановых, в работе семинаров, конференций совещаний, одиночных выездов в одни и те же органы; контролировать планирование, отчетность, в том числе финансовые документы по служебным командировкам и мн. др. Таким образом, ведомство заложило в основы построения эффективной системы организации служебных командировок такие параметры, как целеоринтированность, затраты времени и иные издержки (экономические, кадровые, технические).
Далее, следует отметить, что в приказе осуществляется системное воздействие на реальную практику управленческого поведения конкретных должностных лиц, осуществляющих служебную командировку. Как отмечал Г. В. Атаманчук, «Эффективность всегда измеряется по действительности, а не по тому, что должно быть или вменено кому-то в обязанности» [5, с. 241]. Анализ приказа позволяет прийти к выводу, что в его рамках решение проблемы по измерению реальной практики управленческого поведения командированных реализуются посредством установления требования по повышению уровня предварительной подготовки выездов, личного инструктирования руководителями командируемых и заслушивания отчетов по итогам выездов, в том числе об их результативности и принятых мерах по устранению выявленных в ходе командирования нарушений и недостатков, обобщению и распространению положительного опыта, а также проведения анализа соответствия результатов, полученных в ходе выездов, утвержденным служебным заданиям. Следует отметить, что любая управленческая деятельность только тогда может быть признана эффективной, когда ее результат становится социально полезным. Однако достоверно установить пользу от служебной командировки на основании отчетов достаточно сложно, ведь, несмотря на оказываемую помощь командируемых, положение на местах может не меняться к лучшему, ухудшаться, либо обстановка может улучшаться самостоятельно. В связи с этим кроются проблемы реальной оценки полезности, принесения пользы командируемыми, то есть реальной оценки эффективности командировок, а в конечном итоге, целесообразности командировок подобного рода, либо возможностей привлечения к исполнению служебного задания конкретного сотрудника. Представляется, решение проблем совершенствования системы организации служебных командировок в системе МВД России должно осуществляться комплексно, с учетом затраченных организационных, кадровых, финансовых ресурсов и социальных результатов, достигнутых в служебных командировках.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: Специфика служебных командировок сотрудников ОВД и необходимость специального ведомственного регулирования обусловлена особенностями правового статуса МВД России, его места и роли в системе органов государственной власти. В настоящее время система организации служебных командировок в органах внутренних дел существенно переработана. В методологию повышения эффективности системы организации служебных командировок на современном этапе оптимизации данного направления деятельности закладываются следующие параметры: 1. усиление контроля за планированием, подготовкой, порядком выезда в служебную командировку; 2. повышение целесообразности служебных поездок, их планирование исключительно с учетом необходимости решения основных задач, стоящих перед органами, организациями и подразделениями МВД России; 3. внедрение системы отчетности, основанной на оценке результатов служебной командировки и их реализации в служебной деятельности; 4. повышение персональной ответственности руководителей органа (организации, подразделения) и командируемых сотрудников. Вместе с тем, вопросы комплексного изучения проблем, касающиеся эффективности служебных командировок сотрудников ОВД требуют дальнейшего тщательного исследования, обобщения и практического внедрения для повышения эффективности организации служебных командировок в системе МВД России в целом.
Литература:
- Ст. 3, ч.11 ст. 53 федерального закона от 30.11.2011 № 342 –ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ст. 34 федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// СПС КонсультантПлюс.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)// СПС КонсультантПлюс.
- Приказ МВД от 14.02.2017 № 65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.
- См.: Захватов И. Ю., Соспинов М. Н. Некоторые вопросы оценки эффективности служебных командировок как средства обеспечения исполнения управленческих решений в системе МВД России// Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3(19).
- Атаманчук Г. В. Проблемы управления и управляемости в обществе: Избранное. М., 2011.