Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 29.08.2019

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Сапронова, Г. Г. Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников / Г. Г. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62159/ (дата обращения: 15.11.2024).



Программа «Мы — Черноморцы» в МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Туапсе и Туапсинского района.

Целью программы является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного города и района.

Задачи программы:

  1. Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;
  2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города и края. Подвести детей к пониманию того, что история Черного моря неразрывно связана с историей России.
  3. Расширить представления детей о мире Черного моря: история, обитатели моря, рекреационные возможности моря, жизнь людей, связанная с Черным морем.
  4. Формировать общие представления о своеобразии природы Туапсинского района, воспитывать позитивное эмоционально-ценностное и бережное отношения к ней.
  5. Формировать краеведческие знания детей о достопримечательностях города Туапсе и Туапсинского района.

Принципы программы:

  1. Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников
  2. Погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от знакомства с морем, как объектом отдыха до понимания того, что море это кормилец, объект природы, без которого люди не смогут существовать и который нужно беречь и охранять.
  3. Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности:
  4. Виртуальные экскурсии и занятия, направленные на обогащение знаний детей о Черном море и инфраструктуре приморских городов. Виртуальные экскурсионные объекты — презентации, дающие возможность раскрыть детям богатейший мир Черного моря, показать славную историю Черноморского флота, активизировать знания детей о профессиях людей, связанных с Черным морем.
  5. Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов
  6. Мини — музеи: «Мой Туапсе на Черном море»
  7. Знакомство детей с интересными людьми нашего города: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, кадетами из ближайшей школы, людьми морских профессий

Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители — это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта (2)

Взаимодействие с семьями воспитанников:

− Организация совместных выставок: «Мы живем на Черном море», «Моя семья и море» и др.

− Оформление групповых помещений.

− Благоустройство ДОУ.

− Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

− Совместные природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Программа предусматривает мониторинг знаний детей старшего дошкольного возраста о Черном море и родном городе.

Для проведения мониторинга усвоение программы «Мы — Черноморцы» используются материалы диагностики авторов Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной «Ценностно-смысловое развитие дошкольников»(3).

В диагностике определены следующие показатели сформированности ценностно-смыслового отношения к истории и культуре родного края:

  1. Заинтересованность дошкольников в познании ценностей к истории и культуры родного города, открытию личностных смыслов.
  2. Наличие у детей интереса и способности к эмоциональному переживанию общению с различными видами искусства родного города: литературой живописью, скульптурой, музыкой архитектуры, способности к эмоциональному переживанию, её субъективной и общественной ценности.
  3. Социокультурный как опыт жизнедеятельности ребёнка, приобретаемый и реализуемый в ходе познания ценности истории и культуры родного города, в различных видах деятельности.

В результате реализации программы у детей появился стойкий интерес к истории возникновения города, его достопримечательностям, природным богатствам, социально-экономической значимости, символике родного края, к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Литература:

  1. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» — М.АРКТИ, 2003–184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ //Авт.- сот. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005–205с.
  3. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А. Ценностно-смысловое развитие дошкольников»
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Черный мор, Туапсинский район, ребенок, родной край, Черное море, эмоциональное переживание.


Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Задать вопрос