Программа «Мы — Черноморцы» в МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Туапсе и Туапсинского района.
Целью программы является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного города и района.
Задачи программы:
- Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;
- Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города и края. Подвести детей к пониманию того, что история Черного моря неразрывно связана с историей России.
- Расширить представления детей о мире Черного моря: история, обитатели моря, рекреационные возможности моря, жизнь людей, связанная с Черным морем.
- Формировать общие представления о своеобразии природы Туапсинского района, воспитывать позитивное эмоционально-ценностное и бережное отношения к ней.
- Формировать краеведческие знания детей о достопримечательностях города Туапсе и Туапсинского района.
Принципы программы:
- Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников
- Погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от знакомства с морем, как объектом отдыха до понимания того, что море это кормилец, объект природы, без которого люди не смогут существовать и который нужно беречь и охранять.
- Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности:
- Виртуальные экскурсии и занятия, направленные на обогащение знаний детей о Черном море и инфраструктуре приморских городов. Виртуальные экскурсионные объекты — презентации, дающие возможность раскрыть детям богатейший мир Черного моря, показать славную историю Черноморского флота, активизировать знания детей о профессиях людей, связанных с Черным морем.
- Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов
- Мини — музеи: «Мой Туапсе на Черном море»
- Знакомство детей с интересными людьми нашего города: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, кадетами из ближайшей школы, людьми морских профессий
Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители — это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта (2)
Взаимодействие с семьями воспитанников:
− Организация совместных выставок: «Мы живем на Черном море», «Моя семья и море» и др.
− Оформление групповых помещений.
− Благоустройство ДОУ.
− Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
− Совместные природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Программа предусматривает мониторинг знаний детей старшего дошкольного возраста о Черном море и родном городе.
Для проведения мониторинга усвоение программы «Мы — Черноморцы» используются материалы диагностики авторов Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной «Ценностно-смысловое развитие дошкольников»(3).
В диагностике определены следующие показатели сформированности ценностно-смыслового отношения к истории и культуре родного края:
- Заинтересованность дошкольников в познании ценностей к истории и культуры родного города, открытию личностных смыслов.
- Наличие у детей интереса и способности к эмоциональному переживанию общению с различными видами искусства родного города: литературой живописью, скульптурой, музыкой архитектуры, способности к эмоциональному переживанию, её субъективной и общественной ценности.
- Социокультурный как опыт жизнедеятельности ребёнка, приобретаемый и реализуемый в ходе познания ценности истории и культуры родного города, в различных видах деятельности.
В результате реализации программы у детей появился стойкий интерес к истории возникновения города, его достопримечательностям, природным богатствам, социально-экономической значимости, символике родного края, к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Литература:
- Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» — М.АРКТИ, 2003–184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ //Авт.- сот. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005–205с.
- Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А. Ценностно-смысловое развитие дошкольников»