К вопросу об иконописи. Перспектива и композиция древнерусской иконы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 27.08.2019

Статья просмотрена: 1020 раз

Библиографическое описание:

Туманова, Е. А. К вопросу об иконописи. Перспектива и композиция древнерусской иконы / Е. А. Туманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 171-172. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62162/ (дата обращения: 17.10.2024).



Композиционная основа иконы является духовным языком, рассказывающим о Божественных истинах, которые невозможно передать привычным условно-трехмерным изображением. Следовательно, и язык иконы также внематериален. Поэтому, желая изучить смысловую нагрузку перспективы и ее отличительные черты, рассмотрим особенности данного явления в древнерусской живописи.

1.Расширение параллельных линий в пространстве иконы. Параллельные линии не сходятся в пространстве. «Передний и задний планы имеют не перспективно — изобразительное, а смысловое значение» [4]. Отдаленные предметы не скрыты воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, они включаются в общую композицию как первоплановые.

2.Уплощение трехмерных предметов. Сведение фигур к простым по очертаниям силуэтам делает персонажей бестелесными и возвышенными, подобными Ангелам. [3, с. 181]. Взгляды святых направлены одновременно и к молящимся, и к духовной доминанте на иконе. Усиливают данный эффект и вовлекают зрителя в пространство иконы плоскостность и удаленность элементов пейзажа друг от друга. [2, с. 4].

3.Выход фоновых и боковых элементов на передний план. Подобное позволяет привлечь зрителя в Божественное пространство, раскрыть фактуру не от доминанты на картинной плоскости, а от силуэтов.

4.Разномасштабность персонажей в зависимости от иерархической значимости. Наиболее важные персонажи изображаются крупнее остальных или несколько раз повторяются в пределах изображения. Стоит отметить, что на заднем плане, как правило, самыми крупными изображаются Бог и Ангелы, на среднем плане — менее большими — святые, а на первом плане изображаются фигуры самого малого размера — миряне. Благодаря такой разномасштабности элементов икона приобретает монументальность и духовную высоту.

5.Предельная развернутость составляющих иконы. Данное явление позволяет максимально расширить повествование о духовном событии, рассмотреть предмет с четырех сторон. Например, развернутые с четырех сторон престолы и Евангелия позволяют увидеть их символическую нагрузку и узнать об их истинной значимости. Подобная развернутость наделяет смотрящего способностью к «всевидению».

6.Вневременной характер изображенного события. Пространство и время развернуто. Икона всегда указывает на целостное событие, последовательно и подробно его рассматривает, показывая святого вне времени. Поэтому на иконическом изображении можно увидеть, к примеру, Иоанна Крестителя вместе с собственной усекновенной головой.

8.Отсутствие возраста. Образ не фиксируется на возрасте, он являет целостное житие святого. Например, на иконах младенец Иисус имеет черты и атрибуты взрослого человека. Ведь иконическое изображение всегда отрешено от реальных событий в силу того, что имеет надвременной характер. [2, с. 3]. Таким образом, изображенное действо приобретает значимость и масштаб.

Помимо этого, невозможно не упомянуть о композиции, потому что она — «сильная сторона древнерусских икон. Рядом с иконами картины нового времени неизбежно проигрывают: в них не так отчетливо выражено построение целого» [1]. Именно структура иконы влияет на композицию, независимо от своего сюжета (Рождество, Крещение, Распятие, Покров и т. д.). Поэтому в ее верхней части располагается Небо, а внизу — земля или — реже — преисподняя. Огромная роль в композиции иконы отводится и композиционной доминанте. Отсюда ее характерные особенности:

1.Доминанта может не изображаться на иконной плоскости. Она может лишь подразумеваться (например, взгляд святого направлен к небесам, но сами небеса не изображены);

2.Доминанта может быть не связана с общим композиционным строем. Она может выглядеть эклектично (например, изображение небольшого сегмента мандорлы с благословляющей десницей Иисуса Христа в верхнем левом или правом углу иконы);

3.Доминанта масштабом может выделяться из масштаба всей композиции иконы (например, иконы с житием);

4.Доминанте не всегда подчинен композиционный строй образа. Она может выделяться центробежно (например, на иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» все персонажи отвернуты от родившейся Приснодевы, выделяя ее таким образом);

Существует также внешняя доминанта в виде накладных мощевиков и нимбов, драгоценных окладов и т. п., что концентрирует внимание именно на этой доминанте. Это свойство усиливает эффект «окна в горний мир». Очень часто в этих целях используют также и текстовое сопровождение — свитки с евангельскими цитатами, именования святых, молитвы. Причем данное сопровождение может косвенно указывать на «смысловую часть иконы, например, раскрытое Евангелие с текстом как композиционная доминанта объясняет смысл выражения Лика Спасителя, держащего это Евангелие (Лик соответственно может быть милующим, торжествующим, кротким, смиренным и т. д.)» [2].

Таким образом, мы понимаем, что все рассмотренные нами законы взаимосвязаны друг с другом. Поэтому, проанализировав особенности перспективных и композиционных законов в иконописи, приходим к выводу, что они оказывают большое влияние на восприятие иконы и на нравственное становление личности. Данные законы создают образ комплексно и представляют собой канву образно-символического строя иконы и техники ее выполнения. Они разворачивают изображение вширь, окружая зрителя, обволакивая его. И кажущаяся “наглядная несообразность” такого изображения не вызывает досадного чувства. Потому что иконы более “правильного” рисунка кажутся холодными и безжизненными. Они — бездушны и скучны. Поэтому, приходим к выводу, что обратная перспектива иконы имеет свой особый духовный смысл, являясь протестом против соблазнов «плотского зрения». Она показывает неземную сущность бытия, в котором существуют персонажи иконы, и демонстрирует благодать, изливающуюся из мира горнего.

Литература:

  1. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. / М. В. Алпатов. — М.: Искусство, 1978. — 331 с.
  2. Никольский М. В. Композиционные основы уставной православной иконописи — культурфилософский анализ. / М. В. Никольский // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 10. — 263–272 с.
  3. Сокольникова Н. М. История стилей в искусстве. / Н. М. Сокольникова, В. Н. Крейн. — М.: Гардарики, 2006. — 395 с.
  4. Алексеев С. Созерцание или предстояние? Опыт сравнительного анализа иконы и картины. / С. Алексеев. // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ikona/sozertsanie-ili-predstojanie/ (дата обращения: 22.08.2019)/
Основные термины (генерируются автоматически): икона, задний план, иконическое изображение, композиционная доминанта, композиция иконы, образ, пространство иконы.


Задать вопрос