Все живые существа участвуют в жизненных процессах — питании, дыхании, выделении, движении, росте, чувствах и размножении. Мы учим, направляем и воспитываем наших детей через детство и отрочество к взрослой жизни, предоставляя им навыки и знания, чтобы они были способны сделать безопасный жизненный выбор в отношении пищи, которую они едят, спорта, которым они занимаются, и безопасной личной гигиены.
Образование — это не только предоставление людям фактов, но и обучение навыкам, позволяющим молодым людям эффективно использовать эту информацию и координировать свое поведение в соответствии с имеющейся информацией и знаниями.
Как только репродукция рассматривается как живой процесс, а не источник смущения и возможного конфликта между родителями и детьми, становится намного яснее представить себе обучение наших детей этому. Также становится очевидным, что нет правильного или неправильного возраста, в котором можно разговаривать с ребенком о размножении, сексе и человеческих отношении. Они должны расти, зная об этом, в соответствующем возрасте — так же, как они растут, зная, что фрукты и овощи хороши для нас, и мы все должны есть, чтобы оставаться здоровыми.
Вооруженный этими знаниями, которыми, конечно, нельзя обмениваться во время одного поспешного и смущающего разговора в возрасте 13 лет, ваш ребенок постепенно будет накапливать знания о сексуальных отношениях, которые помогут подготовить их к принятию хороших и безопасных решений о собственном сексуальном поведении.
В период с 13.05.2019 г. по 22.05.2019 г. был проведен опрос на тему полового образования в России. Как уже известно, по статистике ВЦИОМ от 28 октября 2018 г. 63 % респондентов от 18 лет предпочли бы проведение уроков сексуального просвещения в промежуток с 5 по 9 классы, и 3 % считают, что об этом вообще не нужно рассказывать.
Согласно статистике, проведенной для данной работы, в которой сфокусировано внимание на подростках, только 0,13 % (1 человек) считает, что половое образование не нужно. Большая часть опрошенных (31,8 %) считают, что половое образование стоит начинать с начальной школы; далее 27 % и 26,6 % считают подходящий возраст детского сада и с началом подросткового возраста, соответственно. И 11,4 % считают, что начинать лучше с самого рождения.
Рис.1. Время ознакомления с темой полового воспитания
Также, мы можем проследить, что самым популярным ответом у подростков — временной промежуток с начала школы, это может говорить о том, что им самим необходимо было получить знания в данной области в это время.
Рис.2. Время ознакомления с темой полового воспитания (группа до 18 лет)
Из этого вытекает следующий вопрос, были ли у респондентов уроки полового воспитания: только 26,9 % ответили утвердительно. Где же тогда подросткам брать информацию? 92, 3 % респондентов ответили, что получили или получают знания на тему полового образования через интернет.
Рис.3. Источники получения знаний на тему полового воспитания
Самый противоречивый источник, который вы бы хотели чтобы использовал ваш 10-летний ребенок. Интернет полон мифов, гендерных стереотипов, ненаучных статей и недостоверной информации. Предоставление же данной информации в школе (если мы конечно используем разумные и честные подходы, а не запугивание детей) четкое, структурированное и базируется на биологии, физиологии, психологии и исследованиях в данных областях, и совершенно не несет сексуализированную окраску, по при этом только 11.6 % респондентов выбрали учителей, психологов, медиков как одно из средств получения информации, хотя это был одним из самых рациональных способов.
В итоге, мы получаем что только 17, 1 % респондентов в полном, по их мнению, объеме вовремя получили необходимую информацию по теме полового образования (информация о возрастных изменениях тела (менструация, поллюции, оволосение и др.), вопросах контрацепции, беременности, сексуальных отношений, половых инфекциях и прочего), а 12.1 % респондентов каким-либо образом получили ущерб из-за полного отсутствия полового просвещения; так же 25.1 % вовремя не получили должной информации, а 43.1 % получили не полный объем необходимой информации.
К чему же это приводит, согласно исследованию “Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья: у 11 и 26 % Российских 15-летних девочек и мальчиков, соответственно, был хотя бы один половой контакт [2, с. 179–190]. В моем исследовании на вопрос о том, какие другие методы (кроме презервативов и гормональных таблеток) для защиты от ВИЧ и венерических болезней, и/или для предотвращения нежелательной беременности знают опрошенные, около 27 % не знают других методов для защиты от ВИЧ и венерических болезней, и/или для предотвращения нежелательной беременности.
В итоге, мы получаем подростков:
– не имеющих или имеющих достаточно размытые знания о физиологии, изменениях тела, репродуктивных органах и о личных границах людей
– не владеющих азами безопасных половых контактов
– опирающихся на знания полученные посредствам интернета и сверстников.
– не способных отказывать, противостоять насилию и выстраивать гармоничные отношения, используя ранее построенную базу.
Как уже говорилось выше, согласно ВЦИОМ от 28 октября 2018 г. 63 % респондентов предпочли бы проведение уроков сексуального просвещения в промежуток с 5 по 9 классы. Многие родители и хотели бы обсуждать его с детьми, но не знают как. Когда мы говорим о безопасности, то лучше узнать что-то раньше, чем опоздать на один день.
Но кроме положительного настроя большого пласта общества, для России существует еще проблемы в отношении к половому воспитанию подростков. Респонденты выделили такие причины, влияющие на слабое развитие полового образования:
– Влияние религиозных конфессий
– Консерватизм, табуированность, стыд, стигма
– Необходимость увеличения демографии
Большое количество респондентов считает, что существует влияние религиозных конфессий на тему полового воспитания. Самые распространенные религии на территории России это — Православие, Ислам и Католицизм. Исходя из исследования ВЦИОМ, 26 % людей, относящихся себя к православию, не собираются вообще поднимать тему полового воспитания, так же как 38 % мусульман и 51 % католиков. Это может привести к тому, что огромное количество детей будет ограничено в получении важной для безопасносного развития информации. Большое влияние на такое решение взрослых, в отношении информированности детей, оказывают мнения религиозных конфессий.
Проблема полового (сексуального) воспитания детей и подростков в современной России является чрезвычайно актуальной. Низкий уровень полового воспитания в большинстве семей и школ, недостаток квалифицированных специалистов, способных заниматься сексуальным воспитанием и умеющих работать именно с подростками, приводит к высокой частоте незащищенных половых связей, нежелательных беременностей и венерическим заболеваниям у девушек-подростков и, как следствие, абортам среди несовершеннолетних. По количеству смертей и патологий, связанных с абортами у несовершеннолетних, наша страна входит в первую десятку в мире. Согласно официальным данным, аборты составляют 56 % исходов беременности у женщин в возрасте 15–19 лет [3, с. 102–108]. Данная ситуация приводит к пересмотру методологических, теоретических подходов к половому (сексуальному) воспитанию; разработки новых методов организации работы по повышению знаний в области полового образования; формированию и развитию у детей и взрослых правильных репродуктивных установок и поведения, профилактики заболеваний, влияющих на реализацию репродуктивной функции. Исполнение которых, возможно только в случае реализации комплекса медико-педагогических мер [1, с. 4–7].
Литература:
- Бланц О. Б., Есина С. В. Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков. // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1. — С. 4–7.
- Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Исследование “Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья”: Международный отчет по результатам исследования 2013/2014 гг., С. 179–190.
- Сексуальное просвещение молодежи: как, когда и зачем? // «Всероссийский центр изучения общественного мнения” (ВЦИОМ). URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9427 (дата обращения: 24.08.2019).
- Резер Т. М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования // Социологические исследования. — 2003. — № 1. — С. 102–108.
[1] Интернет-опрос “Половое образование в России”, 766 респондентов от 12 до 45 лет, посредством платформы Google Forms (13.05.2019-22.05.2019 г.)