Синтаксический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 28.08.2019

Статья просмотрена: 1626 раз

Библиографическое описание:

Салтыкова, А. С. Синтаксический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского / А. С. Салтыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62173/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует синтаксический способ выражения сравнения на примере трех рассказов.

Природа сравнения имеет глубокие корни в языке и культуре.

Согласно определению «Философского словаря» И. Т. Фролова, «сравнение — сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними — является важной предпосылкой процесса познания, обобщения. Сравнение играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий о сравниваемых объектах, в этом отношении сравнение используется в качестве приема, дополняющего, а иногда заменяющего определение» [4, c. 538].

В лингвистике мы находим схожие определения. Так, например, по мнению, К. В. Михнюк, сравнение — «это сопоставление двух предметов, имеющих какой-либо общий для них обоих признак, в целях более яркой и наглядной характеристики одного из них». Е. М. Вольф считает, что «сравнение как универсальная мыслительная категория связана не только с категорией качества, выражающей физические характеристики предметов и явлений, но и с категорией оценки, поскольку сравнение является необходимым основанием для оценки».

Таким образом, на основании трёх дефиниций мы делаем следующие выводы: сравнение всегда предполагает объект сравнения, предмет, с которым происходит сопоставление, и их общий признак (сравнительный признак, основание для сравнения). Однако укажем, что третий компонент, в отличие от первых двух, является факультативным.

Исходя из этого, цель сравнения заключается в выявлении в объекте сравнения новых свойств субъекта, которые придают тексту большую экспрессивность.

Исследователи отмечают, что русский язык располагает большими возможностями для выражения идеи сравнения. Способы и средства выражения сравнительного значения анализируются в работах целого ряда российских и зарубежных языковедов.

В русском языке одним из наиболее распространенных способов выражения компаративности в простом предложении являются синтаксические средства — союзы. Грамматическая природа союза определяется его функцией — служить средством связи языковых единиц определенного уровня, формальным средством их организации в единицы иного уровня. Для выражения сравнительной связи в современном русском языке имеется большая группа союзов. Русская грамматика к сравнительным союзам относит «как», «будто», «будто бы», «как будто бы», «как будто», «что будто», «что будто бы», «что как будто», «что как будто бы», «точно», «словно», «ровно» (прост.), «чисто» (прост.), «как бы» (устар.) и их разнообразные соединения друг с другом. Разнообразие сравнительных союзов обусловлено тем, что сравнение заключает в себе множество оттенков: собственно, сравнения, сопоставления, предположения, возможности, желательности, ирреальности. Для таких союзов характерными являются следующие признаки: выполняют связующую роль; являются обязательным структурным компонентом сравнительной конструкции; выражают отношения уподобления, сходства; имеют строго закрепленное место: в простом предложении — всегда перед вторым членом сравнения, в сложном предложении — в абсолютном начале придаточной части.

В данной статье будет представлен синтаксический способ выражения сравнения.

Сравнение как синтаксическая категория репрезентируется в грамматическом строе языка и представляет большой научный интерес как в плане грамматического оформления категории сравнения, так и в плане использования средств выражения данной категории в языке художественных произведений.

Синтаксический способ выражения сравнения представлен следующими языковыми конструкциями: сравнительным оборотом, сравнительным придаточным, отрицательными сравнениями. См., например:

«Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор», Под сводами стали летать какие-то звуки, точно проснулись демоны», «Не ветер бушует над бором / Не с гор побежали ручьи — / Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».

Для того чтобы определить роль сравнений в рассказах, в рамках данной работы необходимо проанализировать их в непосредственной связи с контекстом исследуемых произведений и зафиксировать полученные данные.

Обратимся к личности К. Г. Паустовского и его творчеству.

Прекрасный знаток русского слова, мастер лирического пейзажа, чуткий стилист К. Г. Паустовский уверен: «...для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины». Утверждая «волшебство русской речи», «богатство и певучую силу нашего языка», он убеждён: «Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ» (Язык и природа, сб. Золотая роза, 1955) [3].

Из слов К. Г. Паустовского мы видим, что автор ставит знак тождества между богатством языка и природой. Даже — черпает вдохновение из природы для создания образных средств художественной выразительности.

К. Г. Паустовского использует чрезвычайно разнообразные способы оформления категории сравнения.

Внимательно анализируя использование тропов в рассказах о природе, можно заметить, что сравнения — наиболее часто употребляемое писателем художественное средство. Предпочтение, которое Паустовский отдает сравнениям, нельзя объяснить случайностью или тем, что сравнение — это простейший вид тропа. О выразительных возможностях этого художественного средства К. Г. Паустовский писал: «Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи». Иными словами, обилие сравнений в рассказах можно объяснить стремлением автора быть понятным своим читателям, заразить их своим видением мира, открыть ему удивительные ощущения, усилить живописную силу повествования.

Для анализа были взяты рассказы: «Корзина с еловыми шишками», «Избушка в лесу», «Шиповник». Обратимся к ним для того, чтобы показать на примерах, как функционирует в предложении сравнение и как синтаксическим способом оно выражено.

Примеры синтаксического способа выражения сравнения:

«(Весёлое эхо, как птица пересмешник» («Корзина с еловыми шишками») [1, c. 136];

«(о девочке): ты как солнце; как нежный ветер и раннее утро» («Корзина с еловыми шишками») [1, c. 138];

«Мелодия бушевала, как ветер» («Корзина с еловыми шишками») [1, c. 142];

«Мой мотор пока что работал, как швейная машина», («Избушка в лесу») [2];

«Пески на мелких местах сплывали под днищем лодки, как вода» («Избушка в лесу») [2];

«Она звенела так сильно, будто литая из бронзы» («Шиповник») [1, c. 129];

«Посмотрит на нее, на серые ее глаза («Совсем как оловянные плошки») («Шиповник») [1, c. 120].

Наши наблюдения показывают, что чаще всего К. Г. Паустовский предпочитает следующие языковые конструкции: сравнительный оборот, сравнительным придаточным, отрицательными сравнениями

Нами изучено только три рассказа К. Г. Паустовского, однако уже на основании этих произведений мы можем сделать определенные выводы.

  1. Сравнение как средство художественной выразительности действительно представлено в большом объёме в рассказах писателя.
  2. Анализируемый троп выражен синтаксическим способом.
  3. Изучаемое нами явление в рассказах представлено разнообразно: сравнение выполнено на основании цвета, формы, ощущения.
  4. Сравнение выполняет различную функцию: оно подчёркивает социальный статус героя, показывает неразрывность героя с искусством, передаёт чувства и эмоции персонажей, выражает авторскую позицию, и, конечно, служит для создания поэтической красочности языка.

Литература:

  1. Паустовский К. Г. Потерянные романы. — М.: Калужское книжное издательство, 1962. — 256 с.
  2. http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/rasskaz/izbushka-v-lesu.htm
  3. https://www.e-reading.by/chapter.php/43898/14/Paustovskiii_-_Zolotaya_roza.html
  4. Фролова И. Т. Философский словарь. М.: Республика, 2001. — 719 с. (7-е издание, переработанное и дополненное).
Основные термины (генерируются автоматически): сравнение, синтаксический способ выражения сравнения, рассказ, русский язык, простое предложение, синтаксический способ, художественная выразительность, художественное средство, Язык.


Похожие статьи

Морфологический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует морфологический способ выражения сравнения в рассказах о природе.

Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»

В статье рассматривается вопрос использования «говорящих имен» в художественных произведениях А. П. Чехова как средство характеристики героев. Эта работа представит возможность составить собственное мнение о герое, понять толкование «говорящих» фамил...

«Бесы» — роман-пророчество

В данной статье роман Ф. М. Достоевского «Бесы» рассматривается как роман-предсказание, роман-предупреждение. В исследовании раскрывается пророческий потенциал данной книги.

Журнал Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» и его тематическое своеобразие

В данной статье дается характеристика главным особенностям журнала Ф. М. Достоевского «Дневник писателя», а также рассматривается тематическое своеобразие и роль журнала в творческой деятельности писателя.

Любовные мотивы поэзии В. Маяковского

В настоящей статье автор обратиться к творчеству В. Маяковского, уделяя внимание теме любовной лирики и проявлений автора в своих работах на примере некоторых произведений поэта.

Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются особенности использования видеоматериалов на уроке иностранного языка. Автор подчеркивает, что использование видеоматериалов активизирует внимание и вызывает интерес учащихся к иностранному языку. В статье приводится пример р...

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Категория вида в поэзии

Статья посвящена анализу содержания общелитературной категории вида на примере поэзии. Задача статьи: определить содержание литературной категории вида. Рассматриваются концепции литературных ученых, касательно этой проблемы. Категорию вида предлагае...

Методология анализа иноязычных вкраплений в художественном тексте (на материале произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»)

В данной статье рассматриваются методы изучения иноязычных вкраплений в творчестве Ф. М. Достоевского. Подробно описывают методы исследования и приводятся конкретные примеры анализа.

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

Похожие статьи

Морфологический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует морфологический способ выражения сравнения в рассказах о природе.

Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»

В статье рассматривается вопрос использования «говорящих имен» в художественных произведениях А. П. Чехова как средство характеристики героев. Эта работа представит возможность составить собственное мнение о герое, понять толкование «говорящих» фамил...

«Бесы» — роман-пророчество

В данной статье роман Ф. М. Достоевского «Бесы» рассматривается как роман-предсказание, роман-предупреждение. В исследовании раскрывается пророческий потенциал данной книги.

Журнал Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» и его тематическое своеобразие

В данной статье дается характеристика главным особенностям журнала Ф. М. Достоевского «Дневник писателя», а также рассматривается тематическое своеобразие и роль журнала в творческой деятельности писателя.

Любовные мотивы поэзии В. Маяковского

В настоящей статье автор обратиться к творчеству В. Маяковского, уделяя внимание теме любовной лирики и проявлений автора в своих работах на примере некоторых произведений поэта.

Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются особенности использования видеоматериалов на уроке иностранного языка. Автор подчеркивает, что использование видеоматериалов активизирует внимание и вызывает интерес учащихся к иностранному языку. В статье приводится пример р...

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Категория вида в поэзии

Статья посвящена анализу содержания общелитературной категории вида на примере поэзии. Задача статьи: определить содержание литературной категории вида. Рассматриваются концепции литературных ученых, касательно этой проблемы. Категорию вида предлагае...

Методология анализа иноязычных вкраплений в художественном тексте (на материале произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»)

В данной статье рассматриваются методы изучения иноязычных вкраплений в творчестве Ф. М. Достоевского. Подробно описывают методы исследования и приводятся конкретные примеры анализа.

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

Задать вопрос