В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: ситуация успеха, педагогический прием, педагогическая технология, дети с ОВЗ, урок технологии
За прошедшие тридцать лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. По верному замечанию О. А. Калимуллиной, «никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка с ОВЗ в учебной деятельности»
[4, с. 30]. Но учебную ситуацию успеха нужно рассматривать с учетом многих факторов. В связи с этим необходимо понимать психолого-педагогические механизмы, которые лежат в ее основе.
Американский психолог, педагог и психиатр У. Глассер много лет изучал особенности эмоционального состояния «неудачников» в исправительной школе для девочек в Портленде. В книге «Школа без неудачников» он делает следующие выводы: «Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру — приобретение опыта успеха в школе. <…> Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния, человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном» [3, электронный ресурс]. У.Глассер полагает, что основа создания ситуации успеха для каждого неудачника (в том числе, и потенциального) — это понимание необходимости удовлетворения двух базовых потребностей ребенка: потребности в любви и потребности в ощущении значимости своего «Я». Он полагает, кстати, что ошибочно считать реализацию потребности в любви только уделом семьи. «Детям, которые столь остро нуждаются в любви не только со стороны взрослых, но и сверстников, редко удается найти теплое к себе отношение и бескорыстную привязанность в школе», — резюмирует он [3, электронный ресурс].
К проблеме изучения влияния созданной педагогом «ситуации успеха» на личностное развитие учащихся обращались многие известные педагоги и психологи. Автором привычного уже термина «ситуация успеха» является А. С. Белкин, который разводит понятия «успех» и «ситуация успеха» следующим образом: «Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации» [2, с.30]. При этом ситуация успеха — это в образовательном процессе в большинстве случаев «рукотворный элемент», который продумывает и организует учитель. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это «целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [2, с.31]. В. А. Сухомлинский видит в ситуации успеха «источник внутренних сил ребенка» и основу «желания учиться» в целом [7, с.158]. Лукоянов Ю. Е. отмечает важность успешности в учебе в формировании «инициативы, уверенности в своих силах» и «характере борца» [5, с.62]. Н. Е. Щуркова акцентирует внимание на психологическом аспекте переживания ребенком ситуации успеха: «Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности» [8, с.38].
Создание ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья — неоспоримо важный фактор их личностного развития и успешной интеграции в социум. На уроках технологии это особенно важно, так как учащиеся с особенностями в развитии, как правило, дальнейшую свою судьбу связывают именно с прикладными специальностями, где важен ручной труд. Из моих выпускников в период с 2014 по 2019 года 86 % мальчиков выбрали так называемые «рабочие специальности»: слесарь, штукатур-маляр, плотник, автомеханик, дорожный рабочий, строитель. В основе выбора данных профессий — любовь к «работе руками», привитая на уроках технологии, и положительное переживание ситуации успеха, позволившее ребятам поверить в свои силы. Да, многим из них непросто решать алгебраические уравнения или строить цепочку химических реакций, но большинство из них может ощутить себя полноценными членами общества, выполняя работу, основанную на «ручном» труде и приносящую пользу обществу.
Обобщая предложенные определения, можем заключить, что ситуация успеха — это продуманное целенаправленное сочетание педагогом психолого-педагогических приемов в учебном процессе с учетом полного спектра индивидуальных возможностей субъектов ситуации, которые способствуют осознанному включению воспитанника в активную деятельность, обеспечивают положительный эмоциональный настрой на выполнение учебной задачи и адекватное восприятие результатов своей деятельности. Следует помнить, что успех ребенка с особенностями в развитии возможен в том случае, когда он готов приложить усилия к преодолению своего «незнания, неумения, неопытности», когда педагогом учтены возрастные и психологические особенности учащегося, степень его самостоятельности и уровень «базовых знаний и навыков», необходимые для решения поставленной задачи. Также для учащихся с ОВЗ важен момент формирования позитивного восприятия результатов своей деятельности, так как итоговый «продукт» может (и скорее всего, будет) отличаться от идеала или ожиданий, но при этом он должен приносить моральное удовлетворение от проделанной работы, а выявленные недостатки — мотивировать на самосовершенствование, а не самобичевание и «опускание рук».
Если успех — это эмоциональное переживание, то успешность — это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Если успех может переживаться как однажды, так и многократно, то успешность — всегда имеет протяженность во времени. Успех сугубо индивидуален. Но необходимо помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающим учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности, следовательно, его достижения должны быть оценены как более значимые. Потому следует помнить, что на практике же учителю предстоит продумать момент дифференцирования оценки конечных результатов деятельности детей с разным уровнем подготовленности.
Существует три этапа создания ситуации успеха на уроке. Рассмотрим каждый из них отдельно:
- Мотивационный этап. Принятие творческого задания, «вызова» преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, формирование мотива достижения. Учитель может использовать различные приемы: эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу, позитивно-перспективная оценка работы, наряду с выделением ошибок, индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях, акцентирование внимания детей с ОВЗ на практическом применении освоенного навыка. Это и мотивация на осмысление дальнейших перспектив учащегося при успешном выполнении задания, где следует всегда продумывать варианты «множественности» (например, часть работ предоставить для школьной выставки, часть — для украшения кабинета, часть отправить на конкурс и так далее), чтобы «итоговому продукту» каждого учащегося нашлось бы сове «место». На этом этапе учитель может акцентировать внимание и на личностных результатах решения учебной задачи: на формировании самостоятельности, навыков работы в коллективе, на развитии навыков оценки своей деятельности с точки зрения ее пользы для других людей, на устанавливании новых контактов в ходе ее решения и т. д.
- Организационный этап. Задача учителя — обеспечить учащемуся условия для успешного выполнения творческого задания (с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом. Здесь могут быть включены такие приемы как эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию учащегося, помощь класса/напарника; обращение к учителю, к более сильному ученику и пр.; работа с учебником или дополнительной литературой и т. п. этот этап требует не только детальной «проработки» условий выполнения заранее, но и большой чуткости и гибкости со стороны педагога. Для предмета «технология» актуально и состояние материально-технической базы для создания ситуации успеха, состояние и «наполненность» которой здесь нельзя игнорировать и недооценивать.
- Итоговый этап. Перед учителем стоит задача организовать познавательный процесс таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего творческого задания. Итоговый этап служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.
Ситуация успеха «перерастает» из однократного приема в педагогическое условие активизации творческой деятельности и фактор только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в творческом процессе. Из пассивного созерцателя он должен стать «творцом», ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.
Итак, ситуация успеха в учебной деятельности — это достаточно тонкий психолого-педагогический инструмент, которым должен владеть каждый педагог, но его реализация требует хорошего понимания обстановки, учета индивидуальности учащихся с ОВЗ, владения целой палитрой педагогических приемов.
Литература:
- Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 608 с.
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Глассер, У. Школа без неудачников // StudMed.ру. — URL: https://www.studmed.ru/view/glasser-u-shkoly-bez-neudachnikov_b72ed65155a.html (дата обращения: 26.08.2019).
- Калимуллина О. А. Основы ситуации успеха в учебной деятельности с детьми с ОВЗ // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Казань: Издательство Казанского университета, 2014. — С. 31–33.
- Ларионова И. А. Ситуация успеха как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель — ученик»// Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16371 (дата обращения: 26.08.2019).
- Лукоянов Ю. Е. Если вашему ребенку трудно учиться. — М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. Школа, 1969. — 247 с.
- Щуркова Г. М. Новые технологии воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993. — 112 с.