Данная статья освещает вопросы парной и парно-коммуникативной работы студентов в неязыковом вузе. Приводятся конкретные виды парной работы, показано, как с помощью парной и парно-коммуникативной работы интенсифицировать и разнообразить процесс обучения в техническом вузе. Приводятся выводы о значительных преимуществах самостоятельной парно-коммуникативной и парной работы студентов при изучении иностранных языков.
Ключевые слова: парная работа, парно-коммуникативная работа, самостоятельная работа, интенсификация учебного процесса, неязыковой вуз.
This article reveals the matters of individual training in pair and pair-communicative work of students in a non-linguistic university.
The pair work of students means their active work in pairs, including mutual verification of a specific material.
The article provides specific types of pair work. The purpose of the article is to show how to intensify and diversify the teaching process in a technical university with the help of pair and pair-communicative work.
At the end of the article the author comes to the conclusion that individualization in studying corresponds most of all to the organization of cognitive activity adopting information.
Keywords: Pair work, pair-communicative work, independent work, intensification of the educational process, non-linguistic university.
Самостоятельная работа студентов является одним из самых важнейших факторов интенсификации учебного процесса в неязыковом вузе. К самостоятельной работе относятся парная и парно-коммуникативная работа студентов. За последние годы вопрос об улучшении конкретных методов преподавания иностранных языков в неязыковых учебных заведениях неоднократно поднимался в методической литературе. Получили свое освещение и некоторые частные проблемы парной и парно-коммуникативной работы студентов в условиях неязыкового вуза [1]. Данная статья, затрагивая некоторые вопросы, не претендует на полное и окончательное исследование этой проблемы.
Чем диктуется введение видов индивидуальной, парной и парно-коммуникативной работы студентов на аудиторных занятиях? Прежде всего, стремлением реализовать те задачи, которые ставит программа по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей за небольшое число часов, отводимое на изучение языка, развить у студентов четыре сложных навыка, а именно:
- Читать литературу по специальности
- Вести беседу по тематике изучаемой специальности
- Переводить специальный текст со словарем
- Передавать на иностранном языке содержание научно-популярного текста без использования словаря.
Чтобы уделить достаточное время для развития каждого из вышеуказанных навыков, необходимо найти какие-то внутренние ресурсы времени, пересмотрев для этого, в частности, построение процесса аудиторной работы студентов и преподавателей, а также применяемые методы [2].
В качестве основных методов работы в аудиторное время, способствующих осуществлению положений 2-4, нами выработаны виды индивидуальной, парной и парно-коммуникативной работы студентов, резко увеличивающие их активную деятельность по развитию навыков устной речи и чтения на занятиях, обеспечивающих усвоение обязательного учебного материала всеми студентами группы.
Под парной работой студентов в аудиторное время подразумевается их активная устная работа в парах, включающая взаимопроверку знания конкретного материала и выполнение заданий, направленных на развитие навыков устной речи на учебном материале без применения ТСО.
Парно-коммуникативной работой считается такая устная работа студентов в парах, при которой языковый материал одного из партнеров не известен другому [3].
Виды парной работы студентов на занятии
Парная работа проводится, как правило проводится на материале, уже известном студентам, ее цель — способствовать выработке определенных умений и навыков, т. е. способствовать овладению знаниями на более высоком уровне за счет интенсивной работы на занятиях. Парная работа используется также и для закрепления материалов. Она проводится в то время, когда преподаватель работает с одним студентом, проверяя у него, допустим, фонетическое чтение или пересказ текста, какое-то письменное задание, принимая «задолженность», появившуюся в результате пропуска занятия или по какой-то другой причине. Остальные студенты, за исключением тех, кто работает по индивидуальным заданиям, группируются парами. Им предлагается выполнить одно из следующих заданий в зависимости от стадии проработки программного материала, проговаривая его вполголоса:
– прослушать чтение отрывка текста друг у друга исправляя неверное произношение слов, затем поменять партнеров. Этот вид парной работы рассматривается как дополнительный тренировочный этап перед сдачей преподавателю фонетического чтения отрывка учебного текста, полностью или частично подготовленного дома;
– проверить друг у друга знания, новой для каждого студента, лексики по индивидуальным словарям, обращая внимание на правильность произношения затранскрибированнных слов;
– проверить знания новых для каждого студента слов и выражений по предложениям, составленным на иностранном и русском языках дома.
Проверяющий студент читает вслух предложение на русском языке, а отвечающий студент переводит это предложение устно не глядя в написанный вариант на иностранном языке. Первый студент слушает и проверяет правильность ответа, затем студенты меняются ролями, а затем и партнерами. Этим достигается неоднократное повторение каждым студентом своих вариантов предложения, а так же повторение иной лексики, возможно, известной одному студенту, но новой для другого.
Грамматическая правильность написанных предложений устанавливается с помощью сильных студентов группы и преподавателя.
Задать друг другу вопросы по материалу текста иответить на них
Предварительно грамматическая правильность подготовленных заранее вопросов проверяется преподавателем при вызове студента для отчета по предыдущему заданию. После того как у каждых двух студентов принято задание и проверена правильность вопросов, они начинают в паре устно работать по ним. Первый студент задает другому свои вопросы, написанные по возможности с включением новой лексики. Второй студент, повторив вслух вопрос, отвечает на него. Первый студент проверяет правильность ответа и подтверждает это на иностранном языке. После того как первый студент исчерпал свои вопросы по тексту, они меняются ролями, а затем и партнерами. При работе с первым партнером обоим студентам не запрещается пользоваться текстом, к которому составлены вопросы. При работе со вторыми и третьими партнерами, использование текста для ответа на вопросы рекомендуется ограничивать.
При вопросно-ответной работе в парах достигается эффект аналогичный тому, который получается при выполнении предыдущего задания; многократное повторение своего материала при новизне его вариаций у других студентов, с которыми удалось работать в паре.
Поскольку первокурсники, студенты не языкового вуза, в подавляющем большинстве не умеют правильно строить вопросы и отвечать на них, то этап предварительного написания вопросов дома и их проверка преподавателем оказывается совершенно необходимым в течение почти целого семестра, пока не будет выработан устойчивый навык. Этот этап тогда снимается, а к тексту предлагается ставить вопросы, заранее не подготовленные, приближая тем самым данный вид работы к характеру свободной беседы по тексту [2]. Такой вид парной работы ведет студентов и к умению пересказывать текс, и к навыкам вести беседу, а не быть ее пассивным участником.
Пересказ текста
Пересказ текста как вид парной работы можно применять тогда, когда, например, один из студентов, подготовленный текст дома начинает отвечать преподавателю. Остальные, работая в парах вполголоса пересказывают текст друг другу (при этом разрешается опора на письменный текст), меняют партнеров до тех пор, пока они сами не решат, что смогут свободно пересказать текст. Слушающий может прерывать повествование рассказывающего вопросами на иностранном языке, если он что-то не понял. Каждый ответивший студент начинает готовиться к сдаче следующего пункта домашнего задания или получает новый текст с индивидуальными заданиями. Таким образом, все студенты остаются занятыми, пока преподаватель ведет опрос. Опыт показывает, что практически любой вид домашней работы может быть выполнен студентами устно во время парной работы, пока преподаватель проводит индивидуальную работу с одним из студентов, что и создает реальные возможности для развития навыков устной речи.
Различные виды аудиторной работы в парах над развитием навыков устного владения материалом особенно оправдывают себя в группах с большим числом студентов. Они создают для студентов возможности дополнительной устно-речевой коммуникации, а с организационной точки зрения — реальные условия для интенсификации учебного процесса в аудиторное время.
Проблема «ошибкобоязни» при этих видах работы, в значительной мере снимается тем, что студенты имеют право проверить правильность чего-то по учебнику, пособию, справиться у сильного студента или у преподавателя [3].
Перечисленные виды работ не исчерпывают всего многообразия возможностей и оставляют для ищущего преподавателя огромное поле для инициативы и творческих поисков.
Виды парно-коммуникативной работы студентов на аудиторных занятиях
Виды парно-коммуникативной работы рекомендуются только тем студентам, которые отчитались за домашнюю работу, а затем выполнили для этого специальные индивидуальные задания. Следует, однако, отметить, что виды парно-коммуникативной работы не всегда успешно можно применять как задания для студентов, имеющих слаборазвитые устно-речевые навыки. В задаче студентов — воспринять на слух новый материал и передать его содержание на иностранном языке друг другу. Это может быть осуществлено в нескольких видах работы. Подробно мы остановимся лишь на двух:
1) Чтение текста вслух.
Один из партнеров подготовивший чтение текста во время индивидуальной работы над ним читает его вслух, полностью или частично в зависимости от объема. От него требуется полная осмысленность читаемого, выразительность и даже некоторая эмоциональность, насколько это возможно в условиях неязыкового вуза. (Заметим, что чтение текста готовится без словаря, произношение слов неизвестных студенту выясняется им у хорошо успевающих студентов или у преподавателя).
Второй студент, прослушав текст, должен оценить качество чтения и передать содержание прослушанного на иностранном языке. Если второй студент не может пересказать текс, он должен ответить на вопросы, написанные заранее или спонтанно задаваемые первым студентом. После этого, второй студент читает первому свой текст и повторяется прежняя последовательность.
2) Виды парной работы на материале нового текста
Студентам последовательно даются следующие задания:
– проверить по своему варианту, воспринимая на слух число опорных элементов, отмеченных партнером в его статье. Студент-партнер читает вполголоса отмеченное им, а слушающий сверяет это со своим вариантом. Такой взаимный анализ и проверка помогают студентам быть более внимательными. Далее меняются ролями, а затем партнерами.
– задать вопросы по тексту. Проверив число опорных элементов в парной работе с двумя-тремя студентами, они начинают вопросно-ответную проработку текста. После смены одного или двух партнеров по вопросно-ответной работе получают следующие задания — пересказать текст друг другу. Обычно, успевающие студенты, после однократного пересказа текста, просят у преподавателя разрешения отчитаться за тот текст. Более слабые студенты продолжают в течение этого времени готовиться к ответу.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о несомненных преимуществах самостоятельной парно-индивидуальной формы работы студентов, заключающихся в следующем:
- Парная индивидуальная работа способствует активизации и интенсификации учебного процесса
- Позволяет значительно увеличить время самостоятельной речевой деятельности студента (до 70–80 % аудиторного времени)
- Обеспечивает полезную занятость каждого студента на занятии
- Обеспечивает коэффициент проводимой работы
- Предоставляет широкую возможность использования диалогической речи, способствую выработке у студентов навыков беседы на иностранном языке
- Повышает интерес к изучению иностранного языка
- Стимулирует лучшую подготовку студентов к занятиям
- Увеличивает объем оперативной памяти студентов
- Способствует более прочному запоминанию материала
- Вносит разнообразие и потому менее утомительна.
Литература:
- Каменская Н. В. К вопросу организации учебных занятий по иностранному языку в аудитории и во внеаудиторное время. Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. Выпуск 12 (698) педагогические науки. М.МГЛУ, 2014.-130с.
- Краснов Н. Ф. Шире применять новые методы и технические средства обучения. «Вестник высшей школы» № 5 1980.-25с.
- Сорокина Л. Н. Виды индивидуальной парной и парно-коммуникативной работы на аудиторных занятиях. Пед. Институт имени В. И. Ленина. М., 1975.-20с