Ключевые слова: одаренный ребенок, работа, исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, образовательный процесс, научно-исследовательская деятельность учащихся
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т. е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности [3, с.5] Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Важнейшим фактором и условием развития детской одаренности, превращения потенциально одаренного ребенка в человека с состоявшейся творческой судьбой является школьное личностно-развивающее обучение, построенное на основе применения психологических закономерностей и принципов развития, отвечающее особым познавательным потребностям и возможностям таких детей, их личностному своеобразию и целям развития.
Одним из условий творческого развития одаренного ребенка является исследовательская деятельность, которая обусловливает становление одаренности, достижение человеком наиболее высоких форм творческой активности [3, с.59]
Кроме того, исследовательская деятельность имеет и еще одно значение — социально-психологическая адаптация личности учащегося, преодоление не комфортности одаренного ребенка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории,, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [1, с.178]
В педагогических исследованиях, связанных с обучением одаренных детей, сформулирован целый ряд требований, которые необходимо учитывать при работе с этой категорией обучающихся. Одно из этих требований — личностно-ориентированный подход к ребенку, учет его психологических особенностей, уровня креативности и интеллектуального развития [3, с.25] Коллективные формы работы не могут в полной мере реализовать это требование. Организация системы индивидуальной научно-исследовательской деятельности способствует созданию наиболее оптимального режима для реализации способностей и потребностей одаренных детей.
На кафедре естественных дисциплин лицея 3 г.Иркутска сложилась система поэтапной подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности, призванная обеспечить ребенку возможность самообразования, саморазвития и самовыражения. Основные задачи этой системы: дать ребенку возможность применить свои знания и творческий потенциал к самостоятельно выбранной теме исследований; способствовать развитию у обучающихся умений самостоятельно планировать организовывать и оценивать свою работу; помочь воплощению полученных результатов в форме докладов, рефератов, исследовательских работ, выступлений на НПК разного уровня.
На 1-м этапе работы формируется группа из обучающихся 6–7 классов, которые проявляют интерес к профильным предметам кафедры (биологии, географии, химии). С учетом пожеланий ребят определяются темы работ, разрабатываются индивидуальные планы-графики выполнения и формы итоговой отчетности. При определении темы учитываются следующие критерии:
- актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
- соответствие интересам учащегося-исследователя;
- реальная выполнимость;
- возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
- обеспеченность необходимым количеством различных источников;
- грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).
В течение всего периода работы над темой проводятся индивидуальные консультации учителя — предметника, который выступает в качестве руководителя. Организуются занятия, знакомящие ребят с правилами работы с литературой, интернет-сайтами, требованиями к оформлению. Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие в кафедральной, а затем в лицейской конференции «Альфа и Омега», где учащиеся приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения дискуссии. Лучшие работы рекомендуются для участия в НПК разного уровня. Второй этап системы организации научно-исследовательской деятельности учащихся включает работу с ребятами 8–9 классов. Определение ее содержания идет двумя путями. Это может быть продолжение работы над ранее выбранной поисково-реферативной темой, но уже с элементами научных исследований. Достаточно часто с возрастом несколько меняется область интересов учащихся, что определяет выбор новой темы исследований. На этом этапе в системе работы кафедры большое внимание уделяется вопросам, связанным с природными особенностями и экологией нашего региона. Победителями НПК разного уровня стали работа Э.Альмухамедова «Возможности пешего и экстремального туризма в южном Прибайкалье», обобщившая личный опыт многочисленных походов мальчика с родителями, работа М.Пыжьяновой «Большой баклан на Байкале», выполненная на основе личных наблюдений и исследований в составе научной экспедиции ИГПУ, Шульгина Ильи «Исследование степени загрязнения атмосферы выхлопными газам автотранспорта в районе лицея № 3 г. Иркутска». Работа имела социально-экологическую направленность и носила интегрированный характер и была выполнена под руководством нескольких учителей-предметников.
На третьем этапе работа с одаренными учащимися 10–11 классов ведется под руководством научных консультантов из числа специалистов ВУЗов, сотрудников областной станции Юннатов, родителей, связанных с научно-исследовательской деятельностью. Учитель на этом этапе выступает в роли координатора-консультанта и обеспечивает поиск научного руководителя, оказывает помощь в оформлении работы и документов для участия в конференциях и конкурсах. Последние годы приоритетными темами исследований являлись вопросы, связанные со здоровьевбережением и экологией. Победителями городских и региональных НПК стали работы Ярушиной А. «Иппотерапия как метод социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями» (обобщался личный опыт трехлетней работы автора в качестве инструктора), Вишнякова В. «Роль биотических и абиотических факторов водной среды в экологии холерного вибриона» (в работе обобщены результаты исследований водоемов города Иркутска, проведенных автором в составе научно-исследовательской группы Противочумного института), Юзвак Н. «Влияние атмосферных осадков на живые организмы почвы» (анализы почвы осуществлялись на базе лаборатории кафедры «Почвоведения» иркутского госуниверситета). Макаровой Ангелины «Оценка микробной активности на субстратах с компонентами переработки лиственницы сибирской». Практическая часть была выполнена на базе ИГУ под руководством к. б. наук Юриновой Г. В.
Начало научно-исследовательской деятельности ребят в стенах лицея имело свое продолжение в высших учебных заведениях нашего города (ИГУ (биологопочвенный и химический факультеты),Иркутский Государственный медицинский университет) и в вузах Новосибирска, Томска и Москвы, где бывшие лицеисты развивают навыки научно-исследовательской работы.
Литература:
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. — Народное образование. — М., 2000, № 9, с.177–180.
- Григорьян И. С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. — 2013. — № 6. — С. 59–65
- Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. — 2014. — № 1. — С. 18–30.