Современная система образования проходит новый этап своего развития, который вызван происходящими в стране социально-экономическими процессами, в свою очередь, определяющими основные перспективы государственной образовательной политики.
Вышеобозначенные процессы нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, которые ставят во главу угла прежде всего определенную самостоятельность образовательной организации в осуществлении образовательного процесса, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.
Заявленная тема статьи приобретает несомненную актуальность в связи с тем, что успех реализации основной образовательной программы учреждения невозможен без интеграции, взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Новые ФГОС нацеливают школы на восстановление единства педагогического процесса — воспитания, обучения и развития в отличие от предшествующей советской и постсоветской традиционной педагогики, которая рассматривала обучение в качестве основного дела, а воспитание и развитие как вспомогательного элемента.
В доказательство этого приведем выдержку из текста ФГОС, где указывается на объединение урочной и внеурочной работы в единый образовательный процесс:
«Основная образовательная программа… общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность». [2, с.10]
Сегодня иностранный язык как предмет изучения считается одним из приоритетных учебных дисциплин в школе. Знание иностранных языков становится все более необходимым день ото дня, особенно знание английского языка. В условиях введения ФГОС становится важным воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета.
Таким образом, задача лингвистической школы заключается в выявлении эффективной формы внеурочной воспитательной работы по английскому языку с целью реализации ФГОС второго поколения. Иностранный язык как учебная дисциплина не несет в себе задачу прежде всего овладения основами наук, а направлен на овладение новым вербальным кодом как средством общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. Осуществление личностно-ориентированного воспитания средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, вовлечение ученика в реальную языковую коммуникативную ситуацию, которая смоделировала бы процесс вхождения в культуру. [3, c. 27]
Основным препятствием и сложностью организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна — две минуты говорения за урок. В большинстве случаев, развитие речевых умений и навыков учащихся осуществляется посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Т.к у учеников отсутствует мотивация, основанная на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также возможности использовать иностранный язык в реальной жизни, достижение существенных результатов в обучении иностранному языку чрезвычайно затруднены. [1, c. 124]
В этом контексте внеурочная деятельность по курсу «Лингвистический театр» приобретает особую значимость в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов школьников и находит свое логическое место в учебно-воспитательном процессе. Именно занятия «Лингвистического театра» создают уникальные ситуации естественной языковой среды, которые делают возможным не только освоение иностранного языка, но вместе с тем способствуют осуществлению культурообразующей функции образования, школьники осознают потребность использования иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за рамками урока.
На уроках «Лингвистического театра» учащиеся имеют возможность окунуться в мир детского театра, в котором роли исполняются на английском языке. Интеграция театральных сцен с разучиванием наизусть текста помогает закрепить у детей основные коммуникационные умения знакомства, презентации, бытового общения на английском языке. Во время занятий обучающиеся усваивают дополнительный объем лексических единиц, что расширяет их возможности в использовании лексики. Подготовка и само театральное выступление помогает расширить кругозор учащихся, повысить интерес к изучению языка, развить разговорные навыки, закрепить ранее изученные лексические единицы, расширить активный и пассивный словарный запас, воспитать чувство группы, взаимовыручку, привить любовь к труду.
Нельзя не обращать внимания в курсе обучения театральному искусству и вопросу дикции: произношению и расстановке логических ударений.
Ведущая идея таких занятий — каждый ребёнок должен получить возможность получить от них то, что наиболее отвечает его своеобразным потребностям.
Осуществляемая программа отличается от уже существующих тем, что в нее включены темы, знакомящие с традициями стран изучаемого языка, и осуществляется театрализованная постановка праздников англоговорящих стран.
Обучение лингвистическому театру проводится в форме групповых занятий по общей программе, однако имеет место и индивидуальный подход. Ребята поделены на группы на основе психофизических возрастных особенностей. Занятие с группой проводится 2 раза в неделю длительностью 45 минут.
С целью проведения адекватной оценки результативности осуществляется предварительная диагностика (сентябрь), текущая (декабрь- январь) и итоговая (апрель-май).
Подведение итогов овладения программой проводится в форме постановки спектаклей, которые являются главным результатом работы. При условии тщательной подготовки наблюдается уверенная игра, беглая правильная речь на английском языке.
Таким образом, реализуемый в рамках внеурочной работы «Лингвистический театр» представляет дополнительные возможности в организации воспитательного процесса и дает учителю шанс достичь тех личностных результатов, которые он не всегда может реализовать в рамках урока: развитие творческих способностей детей, их самовыражение и самоопределение, повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, раскрепощение обучающихся, снятие психологических стрессов, комплексов.
В настоящее время становится важной идея необходимости обучения иностранному языку, как коммуникации в коллективной деятельности на основе межличностных взаимодействий. Позитивное влияние на личность обучающегося оказывает при этом групповая деятельность. Внедрение театрально-лингвистического метода активизирует учебный процесс, вырабатывает у учащихся способность к формированию речевых умений. [4, c.101] Важной составляющей результата данного события является формирование коммуникативных навыков, так как возникает естественная необходимость в общении
Описанное событие — это лишь часть системы внеурочной деятельности, которая совместно с урочной приводит к достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Литература:
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
- Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. М., Логос, 2003
- Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100–104.