В данной статье рассматривается развитие дальневосточного региона на современном этапе. В частности, изучаются проблемы и перспективы реализации концепции развития дальневосточного региона.
Ключевые слова: регион, государство, экономика, развитие, макрорегион, инфраструктура, дальневосточный регион.
Огромная территория РФ обусловливает появление самых важных и перспективных идей по освоению возможностей в тех или иных регионах. Дальний Восток — это тот край, где подобные инициативы могут быть реализованы в большей степени [1].
Дальневосточный регион России — территория, важная как в экономическом, так и военно-стратегическом аспектах. Данный район является одним из крупнейших составляющих в экономике нашей необъятной страны. Перспективы развития Дальнего Востока связаны с наличием здесь большого количества природных ресурсов. Но непростые климатические условия и слаборазвитая инфраструктура затрудняют как добычу полезных ископаемых, так и их доставку целевому потребителю. Также здесь наблюдается низкая освоенность земель и удаленность от крупных промышленных центров. Поэтому освоение возможностей региона осложнено миграцией местного населения [1]. Плюсом же является географическое положение — выход к Тихому океану способствует развитию торговых отношений со странами Азиатско-Тихоокеанской зоны.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока обсуждались на государственном уровне. В итоге была разработана и утверждена в декабре 2009 года «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Исследуя проблемы и перспективы развития Дальнего Востока, руководством государства была поставлена задача — сформировать в регионе социально-экономическую систему, способную обеспечить высокий уровень жизни проживающих в нем граждан [1]. С принятием такой «Стратегии развития», значимость дальневосточной территории России значительно возросла.
Следует заметить, что развитие Востока России обусловлено необходимостью выхода на сырьевые рынки СВА и Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, важным моментом является и стратегическая составляющая, которая включает в себя обороноспособность и внешнеполитическую активизацию. Руководство страны стремится к сохранению целостности Российской Федерации. Другими словами, государство прикладывает немало усилий для дальнейшего развития дальневосточного макрорегиона, и такие усилия не имеют альтернативы. Но на все решения, принятые региональными и федеральными властями, реально влияют бюджетные ограничения, сложившаяся социально-экономическая ситуация и внешнеполитическая обстановка.
Развитие Дальнего Востока предполагалось ещё во времена СССР. В 1987 году была принята «Долговременная государственная программа комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года». Этот документ и явился началом для принятия подобных Программ в постсоветский период [2]. В то время было приложено немало усилий для освоения дальневосточного региона: повышение плотности населения, развитие инфраструктуры, строительство гидроэлектростанций, железных дорог, военно-морских баз, освоение ресурсов. Действовала специальная система районных коэффициентов, надбавок к зарплате, проводилась особая тарифная и ценовая политика в отношении этой территории [3].
Но распад Советского Союза перечеркнул реализацию всех начинаний в этом направлении [2]. В результате — местное население стало покидать регион, промышленность пришла в упадок, остро ощущалась нехватка рабочих мест [4].
Проблемы, с которыми столкнулся Дальний Восток, в большей степени, были связаны с особенностями его развития в советский период — макрорегион рассматривался исключительно как ресурсная база. Поэтому была сформирована особая отраслевая структура экономики, что повлекло множество проблем из-за резкой смены экономической модели страны.
Отток населения с Дальнего Востока начался в 1992 году, и за это время почти 2 миллиона человек покинули территорию региона. В начале 2000-х годов ситуация стабилизировалась, несмотря на последствия «тяжёлых» девяностых годов. Отставая в индустриальном и инфраструктурном развитии, Дальневосточный регион расширял торговлю с КНР, Японией и Южной Кореей в большей степени, чем с центральными регионами России. Миграция населения незначительно сократилась в связи с надеждой, возложенной на создаваемые территории опережающего развития. Свою роль в этом сыграло и приобретение «дальневосточного гектара».
Кроме того, в округе наблюдается значительный рост безработицы. И только создание территорий опережающего развития (ТОР) способно с ней справиться. Однако для иностранных инвесторов, после того как они заявили о дороговизне местной рабочей силы, стало возможным, на льготных условиях, привлечение неограниченного числа иностранных рабочих из стран происхождения капитала и гастарбайтеров из ближнего зарубежья [5]. Коренные же дальневосточники мало вовлечены в выполнение программных задач и не ощущают отдачу от тех проектов. Где строятся крупные промышленные объекты, там местных подрядчиков, практически нет. Поэтому необходимы особые правовые и организационные рычаги для приоритетного участия в реализации крупных проектов местных кадров и бизнеса [3].
На специальном портале дв2025.рф с декабря 2018 года жители России могли оставить предложения по развитию дальневосточного региона. Цель опроса — выявить, что вкладывают жители в понятие «комфортная жизнь». Результаты опроса помогут выявлять основные болевые точки, а также правильно сформировать в Национальной программе приоритеты социального блока. Количество предложений, которые смог оставить пользователь, неограниченно. Касаться они могли как развития Дальневосточного федерального округа в целом, так и развития конкретного дальневосточного региона или отдельного населённого пункта или территории. На сайте можно было не только внести свое предложение, но и поддержать предложения других пользователей, чтобы они не остались незамеченными, а также проголосовать за приоритетные направления развития региона [8]. Это должно объединить меры по улучшению состояния во всех сферах жизни — экономике, медицине, образовании, транспорте, культуре, спорте. Поступившие предложения также будут учитываться при формировании Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года [6]. Широкое вовлечение местного населения в решение проблем региона, ощущения общего дела — очень важно. Только в случае реальной поддержки местным населением предпринимаемых властями инициатив, возможно ускоренное возрождение российского Дальнего Востока.
В ноябре 2018 года Президент Владимир Путин принял беспрецедентное в истории современной России решение: границы Дальневосточного федерального округа, остававшиеся неизменными с момента учреждения федеральных округов в 2000 году, были расширены: в состав вошли — Забайкальский край и Республика Бурятия. Два региона всегда считались частью Сибири, и до сих пор были объединены с Дальним Востоком лишь общей историей и участием в одной госпрограмме развития. Одним из основных аргументов в пользу присоединения этих «нестабильных регионов» называлось как раз бедственное положение данных субъектов. Это, по мнению региональных чиновников, поможет исправить меры поддержки развития регионов, находящихся в составе ДФО. Однако стоит заметить, что при вхождении Забайкальского края и республики Бурятия в дальневосточный регион, с одной стороны, может появиться почва для создания новых инвестиционных программ. С другой стороны — это может привести к обострению социально-политической обстановки и к окончательной потере контроля в сфере экономики в этих регионах.
Восток России должен рассматриваться как территория, где применяются конкретные меры для развития в долгосрочной перспективе: регион обладает огромным природно-ресурсным и климатическим потенциалом, имеет оптимальное геополитическое положение [1]. Но продвижение вперед дальневосточного региона во всех сферах жизни полностью зависит от трансконтинентального транспорта, в первую очередь от железных дорог [9] [10] [7]. Благодаря железнодорожному транспорту станет возможным добираться и доставлять грузы в ранее недоступные населённые пункты.
Развитие экономической составляющей, в значительной степени, будет зависеть от изменений, происходящих как в мировой, так и в российской экономике. Реализация же всех планов продемонстрирует, насколько общество и власть Российской Федерации готовы совместно действовать в направлении развития этого огромного региона [2].
Литература:
- Дальний Восток: перспективы развития (общая характеристика).- [электронный ресурс]. — URL: http://fb.ru/article/193948/dalniy-vostok-perspektivyi-razvitiya-obschaya-harakteristika. (дата обращения: 10.05.2019).
- Об альтернативных возможностях развития Дальнего Востока. — [электронный ресурс]. — URL: https://www.dvfu.ru/expertise/news/far_east/about_alternative_possibilities_of_development_of_the_far_east/. (дата обращения: 13.05.2019).
- Мыльный пузырь ХХI века: развитие Дальнего Востока. — [электронный ресурс]. — URL: http://www.yktimes.ru/ekonomika/myilnyiy-puzyir-hhi-veka-razvitie-dalnego-vostoka/. (дата обращения: 08.05.2019).
- Дальний Восток как нерешённая проблема России. — [электронный ресурс]. — URL: http://rusrand.ru/ideas/dalniy-vostok-kak-nereshyonnaya-problema-rossii. (дата обращения: 11.05.2019).
- Здесь начинается Россия. Проблемы и возможности ДФО. — [электронный ресурс]. — URL: http://rusrand.ru/analytics/dalnevostochnyy-federalnyy-okrug. (дата обращения: 16.05.2019).
- На портале дв2025.рф началось голосование за меры по развитию социальной сферы Дальнего Востока. — [электронный ресурс. — URL: https://minvr.ru/press-center/news/21233/. (дата обращения: 18.05.2019).
- Расскажите о перспективе развития Дальнего Востока. — [электронный ресурс]. — URL: https://znanija.com/task/12349258#readmore. (дата обращения: 14.05.2019).
- Дальний Восток 2025 год. — [электронный ресурс]. — URL: https://дв2025.рф/. (дата обращения: 19.05.2019).
- Стратегия развития железных дорог России. — [электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегия_развития_железных_дорог_России. (дата обращения: 12.05.2019).
- «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». — [электронный ресурс]. — URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer_id=5104ᕏ. (дата обращения: 15.05.2019).