В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства [1].
Указанные положения Конституции находят свое отражение в действующем законодательстве. Так 29.12.2006 принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон № 256-ФЗ), который устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь [2].
Согласно положениям Закона № 256-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
На реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом № 256-ФЗ, выделяются средства федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд Российской Федерации — материнский (семейный) капитал.
Исходя из положений Закона № 256 (статья 10) средства материнского капитала могут быть направлены, в том числе, на улучшение жилищных условий, под которыми понимается как приобретение (строительство) жилого помещения, так и строительство, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства.
Несмотря на то, что положения закона направлены на поддержку семей, имеющих детей, практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что при использовании средств материнского капитала на улучшение жилищных условий допускаются нарушения жилищных прав несовершеннолетних.
Так, Закон № 256-ФЗ закрепляет требование, в соответствии с которым жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Если обратиться к Правилам направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862, то в перечне документов, предоставляемых лицом, в случае если жилое помещение оформлено не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) или не осуществлена государственная регистрация права собственности на жилое помещение, можно увидеть необходимость предоставления засвидетельствованного в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменного обязательства лица (лиц), являющегося покупателем по договору купли-продажи жилого помещения (договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения, а в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа — в течение 6 месяцев после внесения последнего платежа, завершающего оплату стоимости жилого помещения в полном размере, и в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с использованием средств целевого жилищного займа, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, — в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
Однако часто указанное обязательство лицами, приобретшими жилое помещение за счет средств материнского капитала, не исполняется, жилое помещение в собственность несовершеннолетних детей не оформляется, что влечет нарушение их жилищных прав.
Органами прокуратуры в ходе осуществления прокурорского надзора выявляются такие нарушения, принимаются меры по их устранению, восстановлению жилищных прав несовершеннолетних путем предъявления исковых заявлений в суд о понуждении к выделению им доли в жилом помещении, приобретенном на средства материнского (семейного) капитала. Данные иски судом, как правило, удовлетворяются. Встречаются также случаи, когда производство по делам прекращается в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.
Однако меры прокурорского реагирования в данном случае направлены на восстановление уже нарушенных прав. В связи с этим, достаточно важным является вопрос предупреждения подобных нарушений, который, главным образом, связан с вопросом выявления и устранения причин, обуславливающих злоупотребления в рассматриваемой сфере.
Исследователи вопроса отмечают, что одним из важнейших факторов, которые обуславливают возможность нарушений, является несовершенство действующего законодательства, регламентирующего вопросы предоставления дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей [3].
С данной точкой зрения сложно не согласиться. Действительно, если проанализировать нормы действующего в указанной сфере законодательства, можно отметить, что имеются существенные пробелы в правовом регулировании вопросов предоставления и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, которые препятствуют защите жилищных прав несовершеннолетних.
В частности, законодательно не регламентированы вопросы контроля за выполнением обязанности лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, оформить жилое помещение в общую собственность этого лица, его супруга, детей после перечисления средств материнского (семейного) капитала, не установлен орган, наделенный такими полномочиями, не предусмотрены порядок и форма отчетности лиц.
Поскольку в соответствии с положениями Закона № 256-ФЗ выдачу сертификатов на материнский (семейный) капитал осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, он же проверяет достоверность сведений в представленных для получения материнского капитала документах, исследователями в научных дискуссиях ставится вопрос о необходимости возложения на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения обязанности по контролю за своевременностью исполнения соответствующими лицами письменного обязательства по оформлению жилого помещения в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей с определением размера долей [4].
Действительно, отсутствие такой обязанности зачастую влечет несвоевременное выявление нарушений прав несовершеннолетних, когда их восстановление становится затруднительным или невозможным.
Например, возможны ситуации, при которых лицо, приобретшее жилье за счет средств материнского (семейного) капитала, продает его третьим лицам, не оформив в собственность несовершеннолетних детей. При этом, на момент поступления соответствующей информации в органы прокуратуры восстановить права несовершеннолетних, признать сделки недействительными весьма затруднительно либо не представляется возможным вообще, поскольку это может повлечь нарушение прав добросовестных приобретателей жилого помещения.
Возложение соответствующей обязанности по контролю за исполнением обязательства на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения позволит своевременно выявлять и пресекать нарушения жилищных прав несовершеннолетних.
Кроме того, необходимо отметить, что действующим законодательством не установлена ответственность за неисполнение обязательства по оформлению жилого помещения в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей с определением размера долей, что также является существенным пробелом в законодательном регулировании вопросов предоставления дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения защиты прав семей, имеющих детей, жилищных прав несовершеннолетних, а также повышения эффективности деятельности органов прокуратуры в рассматриваемой сфере представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в законодательство, регламентирующее вопросы дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31
- О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: фед. закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 1. — ст.19
- Харламова М. Л. Соблюдение прав несовершеннолетних при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Законность, 2013, № 6, С.46–50
- Занин Т. Правовые пробелы в законодательстве о защите жилищных прав несовершеннолетних при использовании средств материнского (семейного) капитала. // Законность, 2019, № 6, С.28–30.