Растущая потребность современного общества нуждается в личности, умеющей самостоятельно действовать, способной решать интеллектуальные и личные задачи, социально-коммуникативной, творческой, успешной, мобильной.
Период дошкольного детства является наиболее сенситивным для развития и формирования коммуникативной инициативы дошкольника. Современный ребенок, умеющий задавать вопросы, высказывать свое мнение, оказать помощь, разрешать конфликты мирным путем, выстраивать свое взаимодействие с взрослыми и сверстниками — это залог успешной социализации.
Глобальная информатизация существенно отразилась на этапе дошкольного детства. Витрины магазинов переполнены большим разнообразием детских игрушек, электронные гаджеты, телефоны, приставки, имеют место, быть у ребенка в очень раннем возрасте. Просматривая серии зарубежных мультфильмов, многие дети восхищаются героями, поступки которых наносят вред и зло. Дети играют в жестокие компьютерные игры, где месть, унижение и агрессия выходят на первый план. Время, проведенное за гаджетом, лишает ребенка общения с взрослыми и сверстниками, а также наносит колоссальный вред растущему организму. Дети тем самым, становятся агрессивными, расчетливыми, возникают проблемы в общении. Современные дети не всегда придерживаются общественных правил и норм, которые старшее поколение стремится донести до них с помощью бесед, примеров. Отсутствие навыков саморегулирования поведения будет постоянно отражаться на ближайшем окружении, как в семье, так и в обществе.
Именно поэтому, создание условий для формирования и развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками в старшем дошкольном возрасте становится наиболее актуальным.
В образовательной системе театрализованная деятельность является сильным мотиватором развития личности.
Л. Ворошнина, Л. Бочкарева, Т. С. Комарова, С. Н. Томчикова и др. считают, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения.
Трудно не согласиться с М. Б. Зацепиной, что основой общей культуры дошкольника, является культура познания окружающего мира, нравственная культура, культура общения, физическая культура и т. д. Это память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу, к родителям и старшему поколению [2].
По мнению Н. Карпинской, Л. Фурминой и др. театрализованная деятельность помогает детям формировать опыт социальных взаимодействий, задавать вопросы, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к мнению товарища, умение терпеливо слушать.
Следовательно, педагогическим средством развития личности является театрализованная деятельность.
В дошкольном образовательном учреждении художественно-творческая деятельность занимает стратегически важную роль, ценность, которой состоит в том, что у дошкольников формируется грамотная речь и чувство ритма, оттачивается звуковая культура речи, дошкольники учатся сотрудничать друг с другом, проявляя взаимопомощь. Через театральное искусство проявляется милосердие, доброжелательность, доверие, сотрудничество. Как подчеркивал В. А. Сухомлинский, «если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу [3].
В театрализованной игре дети олицетворяют образ персонажей литературного творчества, сами управляют действиями персонажей и выстраивают отношения. Дети разговаривают голосами своих героев, переживают за них, живут их жизнью. Ребенок творчески выражает свои чувства доступными для него способами — мимикой, движением, интонацией в детском сообществе. Проигрывая образ героя, ребенок показывает действия, поступки, жизнь героя, тем самым в его сознании начинает формироваться план собственного поведения.
Важную роль в театральной игре занимает русская народная сказка. Ребенок встает на позицию положительного героя, концентрируя внимание на положительных поступках, ориентируясь на них в построении собственного опыта общения.
Из опыта работы рекомендую следующие сказки и авторские произведения, способствующие развитию и формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
- С. Михалков «Как медведь трубку нашел» — учит стремиться к здоровому образу жизни, формирует негативное отношение к вредной привычке.
- С. Козлов «Доверчивый ежик» — история учит ребят правилам безопасности с огнем.
- И. Лягушина «Маленькое непослушание — большая беда», поучительная история о нарушении правил поведения с огнем.
Театрализованная деятельность осуществляется по следующему плану:
- Выразительное чтение произведения.
- Беседа.
- Работа с текстом: проговаривание отдельных эпизодов.
- Упражнения на обучение детей средствам речевой выразительности: диалог между детьми от лица героев сказки.
- Развитие силы голоса, темпа, интонации.
- Подбор музыки, атрибутов.
Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах [1].
В педагогической практике, детей шестого года жизни делим на группы: режиссеров, актеров, художников. Таким образом, все ребята взаимодействуют друг с другом, часть детей проводят отбор желающих выступать на сцене, группа актеров отрабатывают слова и действия для показа, остальная часть детей создают билеты, афиши, декорации.
Считаю, что такая работа формирует у детей дисциплинированность, гуманные взаимоотношения, адаптирует ребенка в сообществе сверстников. Таким образом, дошкольник, воспитанный в атмосфере сотрудничества, взаимовыручки, взаимодействия, взаимопонимания между взрослыми и детьми сможет через всю жизнь идти более успешно, выбирая свою траекторию развития.
Литература:
- Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие) [Текст] / Л. В. Артемова, М, — 2006. — 137 с.
- Гончарова О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического развития./О. В. Гончарова, М. Г. Карташова — М.:ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.
- Губанова H. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. — M.: ВАКО, 2011.- 256 c.
- Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева.- М.: Сфера, 2011. — 140 с.
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.