Формирование и развитие социальных навыков во взаимодействии со сверстниками через театрализованную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Корякова, Е. П. Формирование и развитие социальных навыков во взаимодействии со сверстниками через театрализованную деятельность / Е. П. Корякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62201/ (дата обращения: 18.12.2024).



Растущая потребность современного общества нуждается в личности, умеющей самостоятельно действовать, способной решать интеллектуальные и личные задачи, социально-коммуникативной, творческой, успешной, мобильной.

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным для развития и формирования коммуникативной инициативы дошкольника. Современный ребенок, умеющий задавать вопросы, высказывать свое мнение, оказать помощь, разрешать конфликты мирным путем, выстраивать свое взаимодействие с взрослыми и сверстниками — это залог успешной социализации.

Глобальная информатизация существенно отразилась на этапе дошкольного детства. Витрины магазинов переполнены большим разнообразием детских игрушек, электронные гаджеты, телефоны, приставки, имеют место, быть у ребенка в очень раннем возрасте. Просматривая серии зарубежных мультфильмов, многие дети восхищаются героями, поступки которых наносят вред и зло. Дети играют в жестокие компьютерные игры, где месть, унижение и агрессия выходят на первый план. Время, проведенное за гаджетом, лишает ребенка общения с взрослыми и сверстниками, а также наносит колоссальный вред растущему организму. Дети тем самым, становятся агрессивными, расчетливыми, возникают проблемы в общении. Современные дети не всегда придерживаются общественных правил и норм, которые старшее поколение стремится донести до них с помощью бесед, примеров. Отсутствие навыков саморегулирования поведения будет постоянно отражаться на ближайшем окружении, как в семье, так и в обществе.

Именно поэтому, создание условий для формирования и развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками в старшем дошкольном возрасте становится наиболее актуальным.

В образовательной системе театрализованная деятельность является сильным мотиватором развития личности.

Л. Ворошнина, Л. Бочкарева, Т. С. Комарова, С. Н. Томчикова и др. считают, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения.

Трудно не согласиться с М. Б. Зацепиной, что основой общей культуры дошкольника, является культура познания окружающего мира, нравственная культура, культура общения, физическая культура и т. д. Это память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу, к родителям и старшему поколению [2].

По мнению Н. Карпинской, Л. Фурминой и др. театрализованная деятельность помогает детям формировать опыт социальных взаимодействий, задавать вопросы, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к мнению товарища, умение терпеливо слушать.

Следовательно, педагогическим средством развития личности является театрализованная деятельность.

В дошкольном образовательном учреждении художественно-творческая деятельность занимает стратегически важную роль, ценность, которой состоит в том, что у дошкольников формируется грамотная речь и чувство ритма, оттачивается звуковая культура речи, дошкольники учатся сотрудничать друг с другом, проявляя взаимопомощь. Через театральное искусство проявляется милосердие, доброжелательность, доверие, сотрудничество. Как подчеркивал В. А. Сухомлинский, «если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу [3].

В театрализованной игре дети олицетворяют образ персонажей литературного творчества, сами управляют действиями персонажей и выстраивают отношения. Дети разговаривают голосами своих героев, переживают за них, живут их жизнью. Ребенок творчески выражает свои чувства доступными для него способами — мимикой, движением, интонацией в детском сообществе. Проигрывая образ героя, ребенок показывает действия, поступки, жизнь героя, тем самым в его сознании начинает формироваться план собственного поведения.

Важную роль в театральной игре занимает русская народная сказка. Ребенок встает на позицию положительного героя, концентрируя внимание на положительных поступках, ориентируясь на них в построении собственного опыта общения.

Из опыта работы рекомендую следующие сказки и авторские произведения, способствующие развитию и формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  1. С. Михалков «Как медведь трубку нашел» — учит стремиться к здоровому образу жизни, формирует негативное отношение к вредной привычке.
  2. С. Козлов «Доверчивый ежик» — история учит ребят правилам безопасности с огнем.
  3. И. Лягушина «Маленькое непослушание — большая беда», поучительная история о нарушении правил поведения с огнем.

Театрализованная деятельность осуществляется по следующему плану:

  1. Выразительное чтение произведения.
  2. Беседа.
  3. Работа с текстом: проговаривание отдельных эпизодов.
  4. Упражнения на обучение детей средствам речевой выразительности: диалог между детьми от лица героев сказки.
  5. Развитие силы голоса, темпа, интонации.
  6. Подбор музыки, атрибутов.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах [1].

В педагогической практике, детей шестого года жизни делим на группы: режиссеров, актеров, художников. Таким образом, все ребята взаимодействуют друг с другом, часть детей проводят отбор желающих выступать на сцене, группа актеров отрабатывают слова и действия для показа, остальная часть детей создают билеты, афиши, декорации.

Считаю, что такая работа формирует у детей дисциплинированность, гуманные взаимоотношения, адаптирует ребенка в сообществе сверстников. Таким образом, дошкольник, воспитанный в атмосфере сотрудничества, взаимовыручки, взаимодействия, взаимопонимания между взрослыми и детьми сможет через всю жизнь идти более успешно, выбирая свою траекторию развития.

Литература:

  1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие) [Текст] / Л. В. Артемова, М, — 2006. — 137 с.
  2. Гончарова О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического развития./О. В. Гончарова, М. Г. Карташова — М.:ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.
  3. Губанова H. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. — M.: ВАКО, 2011.- 256 c.
  4. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева.- М.: Сфера, 2011. — 140 с.
  5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, дошкольное детство, старшее поколение, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Похожие статьи

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Задать вопрос