Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 30.08.2019

Статья просмотрена: 599 раз

Библиографическое описание:

Кудинова, Е. В. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами / Е. В. Кудинова, Э. И. Десерт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62204/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье обосновывается актуальность проблемы обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автором дается описание содержания работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами.

Ключевые слова: словарь, общее недоразвитие речи, фразеологизмы.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии и дошкольной педагогике, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.

B толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение понятия «словарь» — это совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь [3].

В исследованиях Г. С. Гуменной, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, С. Н. Шаховской и др. отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Словарь этих детей характеризуется значительным расхождением объема пассивного и активного словарного запаса, снижением возможностей актуализации лексических единиц и смысловых связей между ними, ограниченностью понимания слов с переносным значением (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская). Т. В. Захарова указывает на фрагментарность усвоения выразительных средств речи дошкольниками с общим недоразвитием речи, в том числе фразеологических оборотов.

Важным аспектом коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения является активное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. Логопед выполняет задачу обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. Воспитатель, в свою очередь, обогащает словарь детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра), закрепляет речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопеда, проводит групповые занятия по развитию речи, обогащает отработанную лексику в соответствии с лексическими темами программы.

Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Поэтому в настоящее время остается актуальным поиск новых путей и способов обогащения словарного запаса детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи. Поэтому в качестве средства, позволяющего решить поставленную проблему, является использование фразеологизмов.

Л. Л. Нелюбин определяет фразеологизмы как сочетания слов, т. е. раздельно оформленные образования с полностью или частично переосмысленными компонентами [2].

Детям с общим недоразвитием речи трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому в коррекционно-педагогическую работу рекомендуется включать фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении.

Вслед за Ж. В. Антиповой считаем, что при организации коррекционно-педагогической работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами необходимо учитывать: представления науки о семантической структуре слова, положение о целостности языка и его системном характере, деятельностный подход, принцип программирования при формировании речи, единство формирования словаря и развития мышления, познавательной активности, дифференцированный подход, принцип поэтапности [1].

В условиях дошкольного образовательного учреждения нами организуется и реализуется в настоящее время работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами, проводить которую рекомендуем согласно трем этапам: 1 этап — ознакомительный, 2 этап — тренировочный, 3 этап — закрепительный.

На ознакомительном этапе происходит знакомство детей с фразеологическими единицами. Главным на этом этапе является выяснение фразем, перевод их на понятный язык детям.

Направление 1. Знакомство детей с переносным значением слов. Воспитатель произносит словосочетание, а ребенок за ним повторяет, затем педагог объясняет значение фразем, и просит ответить на вопросы: У какого человека бывают золотые руки? Какой сон называется сладким? Когда журнал бывает свежим? У кого бывает лисий характер?

Направление 2. Разъяснение смысла пословиц. Детям предлагается пословица, затем такие вопросы как: Когда так говорят? Что означает пословица? Например, «Без труда нет плода», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь» и т. п.

Направление 3. Знакомство со значением фраземы через рассказ. Воспитатель читает отрывки из рассказа С. В. Михалкова «Прогулка», затем просит детей найти крылатое выражение и ответить на вопрос: Почему так говорят? О чем так можно сказать? К примеру, «Петя спросил девочку, не скажет ли она как пройти в булочную? — Конечно, скажу и покажу. Я здесь все как свои пять пальцев знаю». (Как свои пять пальцев, т. е. хорошо ориентироваться в чем-либо).

Тренировочный этап имеет цель научить детей самостоятельно объяснять фраземы и употреблять их в собственной речи. На этом этапе дошкольники знакомятся со словами антонимами, синонимами, фразеологизмами в процессе чтения художественной литературы. Воспитатель вместе с детьми из текста выделяет фразеологизмы. Происходит обучение самостоятельного толкования знакомых фразеологизмов в художественных произведениях, загадках, пословицах.

Направление 1. Развитие умения подбирать нужное слово по смыслу фразеологизмы. Воспитатель читает выражение и вместо паузы просит вставить названия животных, которые они видят на картинках. Например, голоден как…, хитер как…, труслив как…, здоров как …, нем как…, грязный как…

Направление 2. Развитие логического мышления и памяти. Педагог читает сказочные фразеологизмы и просит детей закончить крылатые выражения, взятые из сказок. Затем, просит вспомнить, в каких сказках встречаются эти выражения: Поди туда — не знаю куда, …; Скоро сказка сказывается, …; Это все присказка, …; Ответы: принеси то — не знаю что; да не скоро дело делается; сказка будет впереди.

Направление 3. Развитие умения заменять фразеологизмы словами-синонимами. Взрослый читает фразему, просит объяснить значение, затем просит заменить фразеологический оборот похожим словом. Например, рукой подать; повесить нос; сидеть сложа руки; зарубить на носу. Ответы: медленно, близко, грустить, лениться, запомнить.

Направление 4. Развитие умения классифицировать фразеологизмы по их значению. Воспитатель произносит фразеологические обороты и просит отнести их к значениям «бездельничать», «обманывать»: сидеть, сложа руки; лодыря кормить; бить баклуши; водить за нос; вводить в заблуждение.

Направление 5. Развитие умения понимать значение фразем. Воспитатель загадывает загадки, ответы к которым можно найти, зная значение фразем: Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

Закрепительный этап направлен на закрепление умения использовать в самостоятельных рассказах фразеологизмы. Этап включает задания на формирование умения конструировать высказывания, которые включают фразеологизмы.

Направление 1. Формирование умения конструировать высказывание, включающее фразеологизм. Педагог просит детей вспомнить крылатые выражения, связанные с: конем, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусем, свиньей, курицей. Ответы: не в коня корм; пахать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; считать ворон; свинья всегда грязь найдет; денег куры не клюют.

Направление 2. Закрепление знаний о пословицах. Воспитатель сообщает, что пришло письмо от Незнайки, в котором он написал пословицы. Исправьте ошибки и объясните значение пословиц: Готовь лыжи летом. — Готовь сани летом, а телегу зимой. Цыплят считают и зимой. — Цыплят по осени считают.

Направление 3. Закрепление происхождения и смысла фразеологизма. Воспитатель читает стихотворение и просит дошкольников определить, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле.

Направление 4. Закрепление умения понимать значение фразеологизмов. Педагог загадывает загадки, просит отгадать загадку и показать отгадку. Например, «Ее набирают в рот, чтобы молчать; Ею не разлить неразлучных друзей». (Вода)

Направление 5. Развитие логического мышления, зрительного внимания и связной речи. Педагог выкладывает перед ребенком иллюстрацию, читает пословицу или поговорку и предлагает ребенку объяснить ее значение.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем, поэтому возникает необходимость организации работы, направленной на обогащение словарного запаса у них. Работа по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами требует от воспитателя соблюдения ряда принципов, этапов, направлений, учета особенностей когнитивно-речевого развития детей данной категории, тщательного подбора речевого материала.

Литература:

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук. — М., 1998. — 174 c.
  2. Нелюбин Л. Л. Введение в технику перевода (когнитивный теоретико-прагматический аспект). — М.: Изд-во МГОУ, 2007. — 188 с.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2008. — 944 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, направление, ребенок, фразеологизм, обогащение словаря старших дошкольников, развитие умения, воспитатель, коррекционно-педагогическая работа, словарный запас, этап.


Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

С каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Особенно много детей с общим недоразвитием речи, при котором страдают все компоненты речи, в частности лексико-грамматический строй. Для того, чтобы скорректировать это нарушение, необходима ...

Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения

Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...

Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...

Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возра...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, ос...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста — одна из важных и актуальных проблем логопедии в современном обществе. В данной статье представлены основные нарушения всех элементов речевой системы детей в целом, которые входят в структуру так...

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

С каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Особенно много детей с общим недоразвитием речи, при котором страдают все компоненты речи, в частности лексико-грамматический строй. Для того, чтобы скорректировать это нарушение, необходима ...

Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения

Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...

Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...

Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возра...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, ос...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста — одна из важных и актуальных проблем логопедии в современном обществе. В данной статье представлены основные нарушения всех элементов речевой системы детей в целом, которые входят в структуру так...

Задать вопрос