В данной статье рассматривается взгляд Джона Локка на происхождение государства.
Ключевые слова: государство, власть, естественный закон, война, свобода.
Монументальный труд Джона Локка «Два трактата о правлении» состоит из двух книг. В первой книге читателю преподносится обоснованная критика английского политического писателя, отстаивавшего патриархальную идею, направленную против доктрин, основанных на согласии Роберта Филмера, а в частности его труда «О патриархе». Конечно, грамотно составленная, аргументированная критика Джона Локка заслуживает внимания, но большее внимание я буду уделять второй книге, в которой я попытаюсь найти ответы.
Автор понимает сущность «естественного состояния», которое свойственно всем людям до создания государства, как «состояние полной свободы». Свободы, которая распространяется на действия, на право распоряжения своей собственностью и личностью в соответствии с тем, что сами люди считают необходимым для себя в рамках закона природы. Свободы, которая не должна зависеть от воли других лиц, а только от воли самой личности.
Не следует понимать «состояние свободы» как «состояние своеволия», человек не имеет свободу уничтожить самого себя или любое существо в его владениях, кроме тех случаев, когда это требуется для более рационального использования, чем простое сохранение. Люди должны следовать «природным законам», которые обязательны для всех. Их суть состоит в том, что люди созданы одним всемогущим творцом и являются его слугами и собственностью, а значит и существовать они должны до того времени, пока ему это угодно. Также, каждый обязан сохранять остальных людей, и не может лишать их жизни, кроме как осуществляя правосудие.
Поскольку все люди в естественном состоянии, по мнению Джона Локка, являются свободными, то никто не может быть лишен даже части естественной свободы и подчинен политической власти другого человека без своего собственного согласия, которое было принято без давления со стороны других лиц. Поэтому в труде «Два трактата о правлении» четко прослеживается мысль Джона Локка о том, что объединение в единое общество может состояться только на основании соглашения всех вступающих в него членов. Такое объединение предоставляет людям гарантии свободы, мира, благополучия и безопасности, чего лишены те, кто находятся вне общества. Соглашение может заключить любое число людей, так как это все равно не изменит естественного состояния остальных людей и не ограничит их свободу. Отправной точкой существования единого политического организма служит тот момент, когда некоторое количество люди пришло к согласию о необходимости создания общества или государства
Добровольно образовывая государство, люди обращаются только к собственному разуму, они максимально четко определяют объем полномочий, который каждый вступающий в общественный договор человек должен делегировать государству. Однако не стоит говорить о том, что индивид отказывается от львиной доли естественных прав и свобод в пользу государства. Право человека на жизнь, свободу, владение и распоряжение собственным имуществом, равенство всех членов государства, не при каких обстоятельствах не может быть подвергнуто отчуждению в пользу государства или иных лиц. Именно эти права являются теми невидимыми границами действия государства и власти, нарушение этих границ приведет к аннулированию договора и распаду государства.
В таком обществе право принимать решения и действовать за остальных имеет большинство, именно оно играет роль управления всем политическим механизмом. Таким образом, при образовании единого, целостного общества каждый человек берет на себя обязательство подчинятся решениям большинства. Если такое обязательство не будет принято, то состояние человека в обществе ничем не будет отличаться от естественного состояния, а договор о создании общества утратит силу.
Необходимость принятия каждым человеком решения большинства как действие целого обуславливается тем, что ничто больше, кроме согласия абсолютно всех членов общества, не может иметь силу целого. Однако и вариант с согласием всех членов общества без исключения видится сомнительным, поскольку добиться такого согласия очень сложно, если вообще возможно. Всегда найдется человек, который будет не согласен с мнением других, это обуславливается противоположностью интересов и разнообразием мнений. Следовательно, основанный на таком принципе союз, будет весьма недолговечен.
Поэтому каждый человек, вступая в сообщество, соглашается следовать решениям большинства или какого-либо числа, превышающего простое большинство. Все это совершается на основании одного лишь согласия на объединение в единое политическое общество, что мы и называем договором, необходимым для образования государства. Именно согласие людей, которые способны составить большинство, на вступление в политическое общество, служит отправной точкой существования данного общества. По мнению Джона Локка только такое согласие могло дать начало всякому законному правлению на Земле.
Литература:
- Заиченко Г. А. Джон Локк / Г. А. Заиченко. — М.: Мысль, 1988. — 208с.
- Кузьмин Г. С. Общественный договор как фундаментальный политический механизм регулирования конфликтов // Власть. — 2014. — № 7. — С. 92–96.
- Лейст О. Э. История политических и правовых учений: учебник / О. Э. Лейст. — М.: Юридическая литература, 1997. — 250 c.