Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейерладших
Ключевые слова: ребенок, сенсорное развитие, сенсорное воспитание, чувственный опыт, дошкольный возраст, эталон.
В работе с детьми дошкольного возраста вопрос формирования сенсорной культуры является одним из важных и приоритетных, поскольку сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Уровень сенсорного восприятия и сенсорного развития в целом у современных детей, несколько отличается от того уровня, какой, к примеру, был 10–20 лет назад. Действительность такова, что у ребенка появляется все больше и больше средств, которые позволяют знакомиться с явлениями и предметами не в их натуральном виде, а через фотографии, рисунки, мультфильмы, компьютерные игры, что, конечно, не удовлетворяет потребностям в чувственном познании предметов. В раннем возрасте необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт.
Проблема сенсорного воспитания в современной педагогике достаточно хорошо изучена и востребована. Этим вопросом занимались такие видные представители дошкольной педагогики, как Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др. Целую систему сенсорного воспитания разработали советские ученые педагоги и психологи — А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главное в младшем возрасте — обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. В первую очередь — это пополнение представлений о свойствах предметов: цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. [2,с.10]
Основой познания окружающей действительности являются ощущение и восприятие. От уровня их развития зависит в дальнейшем возникновение таких более самостоятельных процессов, как память, воображение, мышление. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. [5, с.4].
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребенка в целом. [6 с.3]. От того, насколько совершенно ребенок познавательно развит,будет зависеть основа всего последующего его психического развития, а так же успешность в школе. Сенсорное развитие является залогом успешного овладения любой практической деятельностью, формирования способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание — это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. [5, с.11]
Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Но знания, полученные в процессе наблюдения и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Без обогащения чувственного опыта у детей нередко возникают поверхностные представления. [5, с.12]
Конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает окружающую действительность. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Поэтому важно последовательное и систематическое включение сенсорного воспитания во все моменты жизни ребенка, а значит и в режимные моменты ДОУ.
Итак, одной из основных задач сенсорного воспитания дошкольников является овладение умением выделять свойства предметов: цвет, форма величина. Эти свойства должны выступать для детей как постоянные признаки предметов, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий с ними. Это и есть основа всей дальнейшей работы по развитию детского восприятия.
Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов, выработанные человечеством. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Общим моментом для всех видов сенсорных эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Особое внимание при знакомстве с сенсорными эталонами также уделяется усвоению правильного употребления названия свойств предметов.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические «цветные» цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, черный. Полное овладение системой цветовых эталонов означает знакомство со всеми цветовыми тонами, со всеми оттенками, с различиями по светлоте и насыщенности цвета, а также овладение представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре и о возможности получения цветов путем смешения других. В младшем дошкольном возрасте (четвертый год жизни) знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий. Сначала у детей вырабатывается умение группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее формируется умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, но представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и указанию оттенков.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. На начальном этапе усвоения сенсорных эталонов необходимо познакомить детей лишь с несколькими геометрическими фигурами, которые отражают в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов. Такими фигурами являются квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и многоугольник. Ребенок должен уметь отделить геометрические фигуры от других предметов, придавая им значение образцов. Это происходит путем сопоставления каждой фигуры с рядом предметов сходной формы. Предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к использованию образцов представляемых, к словесному обозначению формы предметов (круглый, квадратный и т. п.) Наконец, ребенок, усвоив сенсорные эталоны формы, должен уметь анализировать предметы окружающего мира, имеющие более сложную форму: выделять сначала общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких второстепенных частей, и, наконец, отдельные дополнительные детали. На всех этапах освоения действий по обследованию формы предметов целесообразно использовать прием обведения детьми контура предмета и его частей. Это помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.
Эталоны величины носят особый характер, так как величина — относительное свойство, и ее точное определение происходит при помощи условных мер. Определение величины, таким образом, происходит на основании места, которое предмет занимает в ряду таких же однородных предметов. В качестве эталонов здесь выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемыми словами «большой», «маленький», «самый большой». Усложнение представлений об отношениях предметов по величине состоит в постепенном переходе от освоения отношений между двумя-тремя предметами к освоению отношений многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Например, к трем годам ребенок должен уметь выбрать на глаз больший (или меньший) предмет из двух, затем выбрать предмет по образцу, когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему. Еще сложнее задача, когда нужно при помощи глазомера подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему (глазомерное «сложение»). На начальном этапе знакомства с величиной, когда нужно переходить от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к уже глазомерному действию, детей целесообразно познакомить с употреблением простейшей мерки. Например, когда ребенок, выбирая предмет в качестве образца, измеряет его полоской бумаги или шнурком, а затем по этой мерке обследует и выбирает остальные предметы.
Основными средствами формирования и развития сенсорных эталонов у детей являются: предметная игра, дидактические игры и упражнения. Это объясняется тем, что в младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является игра. В ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием определенных качеств и умений, но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. [3, с. 15]. С помощью дидактических игр у детей формируется способность к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Нужно отметить, что игры и упражнения необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Исходя из этого, с целью формирования сенсорных эталонов и повышения уровня сенсорного развития детей мною была составлена система дидактических игр. Работу по сенсорному развитию я осуществляю систематически и последовательно, используя дидактические игры и упражнения в качестве основных средств сенсорного воспитания, и включая их в разные формы образовательной работы.
Во-первых, мною был составлен перспективный план работы по развитию сенсорных эталонов. Распределение материала производилось в последовательности, предусматривающей постепенное усложнение от простого к сложному. Например, вначале дети знакомятся с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а потом уже с цветом, который воспринимается при помощи зрения. Последовательность отражается еще и в ознакомлении вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым-оранжевым цветом). Кроме этого, был учтен возраст детей и уровень их развития.
Формирование у детей представлений о цвете проходит поэтапно. На первом этапе дети должны ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого подходят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовать можно каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки). Важно на первых занятиях не называть цвет предметов (для того, чтобы детям стали понятны такие выражения, как «такой же»- «не такой»), а так же использовать прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.
На втором этапе начинается формирование умения ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок». Если дети на первых порах ошибаются, можно им помочь при помощи приема «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия. На этом этапе у детей обычно формируется понимание того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.
Работа на третьем этапе заключается в подборе игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4–6 цветов). Дети выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята».
Для формирования представлений о форме предметов часто побуждаю детей подыскивать сравнение. Например, задаю вопрос: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. При этом целесообразно осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
Для правильного определения величины у детей необходимо формировать сначала умение подбирать предметы одинаковой величины по образцу. Затем подбираются задания на формирование умения различать предметы по величине путем прикладывания и наложения. Вместе с этим проходит закрепление названий свойств предметов разной величины: «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».
В играх на определение величины используется самое большое количество предметов, заранее подготовленных. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Такие игры, как «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)», способствуют развитию внимания, мышления. У детей закрепляются представления о величине предметов.
Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Чудесный мешочек», а также упражнения с использованием сенсорных панно и тактильных дорожек. Можно предложить детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.
Следует отметить, что формирование сенсорной культуры осуществляется мной, прежде всего, в ходе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности. Очень важно проводить индивидуальную работу с детьми, у которых отмечается низкий уровень сенсорного развития. В своей работе для осуществления сенсорного воспитания я часто использую окружающую обстановку. Большие возможности предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим миром, особенно с природой. Например, на прогулке можно организовать наблюдение за различными объектами живой и неживой природы.
В конечном итоге, в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников: 1) происходит формирование и усвоение системы сенсорных эталонов; 2) формируется умение обследовать предметы: сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности между ними; 3) происходит овладение способами их использования в разнообразной деятельности. Система дидактических игр по формированию сенсорных эталонов в целом повышает у детей уровень сенсорного развития и восприятия.
Литература:
- Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
- Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н. П. Сакулиной и Н. Н. Поддьякова. М., «Просвещение», 1969.
- Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М., «Просвещение», 1965
- Пилюгина В. А. Занятия по сенсорному воспитанию. — М.: Просвещение, 1983