В статье уделяется внимание историческому аспекту становления кадастрового учета. Рассматриваемый период начинается с первых упоминаний ранними цивилизациями учета земельных ресурсов и заканчивается применением цифровых технологий при осуществлении кадастрового учета.
Ключевые слова: кадастровый учет, сельское хозяйство, Генеральное межевание, земля, ресурс.
Необходимость управления земельными ресурсами возникла в человечестве в древние времена. Еще ранние цивилизации, такие как Египет, Греция, Индия имели деление земель, был организован строгий учет земельных ресурсов, проводились измерения необходимые для строительства различных сооружений, каналов, были установлены границы владений. Качество земельных ресурсов учитывалось при налогообложении.
Первые упоминания об описании и измерении земли были в научных трудах по географии. Логично, что еще до появления письменности были разработаны первые карты. Потребность человека в ориентации на местности, передача этой информации поколениям возникла еще у самых древних людей. Конечно, первые карты были не столь точны, как в настоящее время, ориентирами служили леса, реки, тропы и дороги.
Основными формами землепользования в России были вотчинная и общинная земельная собственность. Вотчина — это земля, которую дал князь и передавалась из поколения в поколение. За службу награждали княжеской собственностью на землю, боярской землей и поместьем.
Со второй половины XII века Старорусское государство ввело новый этап своего развития — период феодальной разобщенности. Предпосылки для раздробления Руси на отдельных земли и княжества постепенно развивались в XI–XII веках. В этот период начался процесс формирования княжеской, а затем боярской собственности. Доходы, которые княжеское приближение получало от своих имений, стали для них более важными, чем собранная дань. Дружинники превратились в землевладельцев и стремились быть ближе к собственным владениям, прежде чем каждый дружинник попытался участвовать в военных походах с князем, который обещал ему, в случае успешной кампании, большое количество дани от побежденных племен. Теперь бояре и бывшие дружинники были обременены служением великому князю. Князья заботились не столько о защите российского государства от внешних опасностей, сколько об обеспечении своей независимости и укреплении собственных княжеств.[3]
Прогрессивное развитие русских земель было прервано в 1237–1241 годах монгольского — татарским вторжением и последующим на 200 лет. Российское государство попало в вассальную зависимость от Золотой Орды, правителем которой был хан Батый. Величайший рассвет монголо–татарского государства сохранился под ханом Узбеком. В первой половине XIV века монголо–татары провели перепись всего русского населения, разделили его на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч единиц. Эта система переписи была характерна для всего монголо–татарского государства.
Со второй половины XV века новый этап в организации землепользования, связанный с началом формирования местной системы землевладения, был предоставлен военнослужащим, в основном военным, на время их службы при определенных условия, впервые об этом говориться в жалованных грамотах 1470 года.
В середине XVI века право собственности на землю и землепользование, а также земельные отношения в России в целом были сильно запутаны, не было ясности в количестве и качестве земель, имений (дворцовых, государственных и крестьянских). Огромные земли, которые были присоединены к России, не были описаны и распределены. Это определило настоятельную необходимость того, чтобы правительство проводило землеустроительные работы, который в истории России имеют название писцовое межевание — основным видом деятельности по управлению земельными ресурсами в России.
Значительные изменения в земельных и имущественных отношениях, совершенные во время правления Петра 1, в частности, в 1714 году Петр 1 издал указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества, известного в литературе как порядок единогласия. Существующий порядок наследования земель привел к фрагментации земельных владений, а также к обнищанию крестьянских хозяйств и сокращению налоговых поступлений в государственную казну. Согласно указу о добросовестности, усадьба была унаследована одним из сыновей или дочерей, а 14 апреля 1714 года был выпущен другой указ, ограничивающий имущественные права дворян. Согласно этому указу, для приобретения недвижимого и движимого имущества дворянам (младшим сыновьям), которые не были наследниками, в течение определенного периода времени должен был быть определен декрет о добросовестности в армии, иначе они были ограничены правом на покупку любого имущества. Принцип единогласия, установленный законодательством первой четверти XVIII века, не устраивал дворянство, и в последующие годы он значительно изменился.[3]
Оглушающий государственный переворот был подготовлен земельным законодательством Екатерины. За один летний период было занято 2710 коттеджей общей площадью 1020153 десятины, что почти в 18 раз (по площади) больше, чем за 10 лет при правлении Елизаветы.
Генеральное межевание проводилось по инициативе государства и было обязательным для всех землевладельцев. Работа проводилась подразделениями землеустройства, которые были подчинены провинциальному бюро управления земельными ресурсами. Для решения земельных споров, которые были не разрешаемы в губерниях, была создана Московская губернская межевая канцелярия. Высшим органом власти в разрешении споров, связанных с землей, являлся орган Генерального межевания.
К концу семидесятых годов XVIII века органы власти и администрации разрешали земельные вопросы. Высшим органом являлись ПравительствующийСенат,МежеваячастьиМежеваяканцелярия. На местном уровне вопросы, связанные с землей, разрешались чертежными губернскими конторами. Они были органами губернских правлений, которые занимались управлением земельными ресурсами (посреднические комиссии), ответственными за межевание региональных земельных участков (Закавказье, Малороссия, Башкирия).
В конце XVIII века в России продолжалось выделение дач Генерального межевания и установление их границ. Как правило, дачи включали не одного, а несколько землевладельцев. На основании этого работа по управлению земельными ресурсами не могла устранить путаницы в земельных отношениях между землевладельцами. «Своекоштное межевание» (землевладельцы добровольно договаривались с владельцами граничащих участков и за свой счет приглашали землемеров) вносило ясность в спорные ситуации, связанные с делимитацией земельных участков.[1]
В конце девятнадцатого века право собственности на землю стало представлять крупные частные земельные владения. Владельцами земли в них были дворяне, а также иммигранты из других имений, которые сосредоточились на своих больших земельных участках. Такие запасы, площадь более 50 акров (54,5 га), по оценкам земли в 1905 году в европейской части России составляли 133 898 человек.
Реформа 1861 года вызвала череду негативных последствий, а именно:
– аграрный кризис,
– отсутствие земли среди рабочих крестьян.
Для решения возникших проблем государство начало разрушение общин и создание индивидуальной собственности. Крестьяне вследствие такой политики получили реорганизацию ограничений размера владений, право на распоряжение землями.
В январе 1902 года Николай II утвердил Положение о специальном совещании по вопросам сельского хозяйства. Задача специального совещания заключалась в подготовке предложений по аграрной реформе.
Значительные политические, экономические и аграрные преобразования в России происходили посредством управления земельными ресурсами начиная с 1917 года. Согласно Указу «О земле», который был принят 11 октября 1917 года II Всероссийским съездом Советов экспроприированные земли должны были передаваться в реализацию рабочему крестьянству.
Рост производства набирал обороты, для поддержания мощности страна нуждалась в упорядочении экономики, поскольку 80 % населения было задействовано в сельском хозяйстве, руководством Союза было принято решение осуществить коллективизацию сельского хозяйства.
Коллективизация — это процесс объединения отдельных крестьянских хозяйств в колхозы в СССР. Решение о коллективизации было принято на Пятнадцатом съезде ВКП (б) в 1927 году. В СССР в 1928–1937 гг. основной этап 1930–1933 гг. — сплоченная коллективизация. В западных регионах Украины, Беларуси и Молдовы, в Эстонии, Латвии и Литве коллективизация осуществлялась после их вступления в СССР и была завершена в 1949–1950 годах.[4]
Финансовые трудности страны были решены коллективизацией, поскольку механизация труда в сельском хозяйстве позволила задействовать большее количество трудовых ресурсов в промышленности, да и сельское хозяйство было теперь государственное, что позволяло кормить страну, а доходы с экспорта пополняли казну государства.
Важную роль в развитии кадастра недвижимости сыграл принятый 2 января 2000 года Федеральный закон о «Государственном земельном кадастре», основной задачей которого стало становление информационной системы кадастра и сбор достоверных сведений о земле.
Основополагающим нормативно-правовым актом стал Земельный кодекс РФ принятый Государственной Думой 25 октября 2001 г, в котором раскрывалось определение земельного кадастра (земельный кадастр — систематизированный свод сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ним объектах недвижимости). [2]
4 октября 2014 года Правительство Российской Федерации вносит изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым кадастровая стоимость объектов недвижимости стала налоговой базой.
В настоящее время регулирование кадастрового учета недвижимого учета осуществляется на основе Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года, а Федеральный закон № 221 «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 года регулирует деятельность кадастровых инженеров.
В настоящее время происходит усовершенствование системы кадастрового учета путем «перевода деятельности в электронный вид».
Литература:
- Боголюбов С. А., Галиновская Е. А., Боголюбова С. А. Земельное право: Учебник/ С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская, С. А. Боголюбова. — 1–е изд. — М.: Проспект, 2004. — 400с.
- Варламов А. А., Гальченко С. А. Государственный кадастр недвижимости: Учебник/ А. А. Варламов, С. А. Гальченко. — М.: КолосС, 2012. — 678 с.
- Варламов А. А., Гальченко С. А. Основы кадастра недвижимости: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ А. А. Варламов, С. А. Гальченко. — М.: Издательский центр «Академия» — 2013. — 224 с.
- Тихонова К. В., Поляков В. В. История земельно-имущественных отношений: Учебное пособие / К. В. Тихонова, В. В. Поляков — Ростов-на-Дону: Рост.гос. строит. ун–т, 2014. — 111 с.