Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 31.08.2019

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Соколова, Е. А. Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62218/ (дата обращения: 15.11.2024).



В музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста важно создавать и поддерживать атмосферу радости и психологического комфорта. Особенно необходима она для детей с нарушениями речи, поскольку у этих воспитанников наблюдаются нарушения и в других видах деятельности: изобразительной, некоторых видов музыкальной, мелкой и общей моторики. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточно развитии восприятии, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

Помимо решения общих задач музыкального воспитания с детьми- логопатами следует работать над решением коррекционных задач. К ним относятся: оздоровление психики; воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Важно помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; формирование двигательных навыков и умений. Исправление ряда речевых недостатков: невнятное произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов. Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу — внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Виды музыкальной деятельности

Виды музыкальной деятельности в группах компенсирующей направленности традиционные: слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально — ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Отметим особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

Слушание музыки

Слушание музыки является самостоятельным видом деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. При этом оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с речевыми нарушениями важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства. Следует ориентироваться на интересы детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания. Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка. У детей в группах компенсирующей направленности наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации: объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом; посвящение ряда занятий творчеству одного композитора; сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений или близких по названию, но разных по характеру.

Исполнительство

Несколько слов о специфике такого вида музыкальной деятельности как игра на музыкальных инструментах, помогающего в решении коррекционных задач, а именно: развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре; координации движений при игре на таких музыкальных инструментах как бубен металлофон, маракас, барабан. Развитию дыхания при игре на духовых инструментах; фонематического слуха в музыкально — дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?»; развитию координации пения с движением, музыкально- ритмического чувства.

Пение

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.) расширению кругозора; нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны. Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской: как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально- дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речи.

Требования кподбору песен для детей снарушениями речи

При выборе песен для разучивания с детьми-логопатами необходимо обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающие следующие характеристики: доступное содержание, удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков. Лучше, если в песне несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков, нисходящая мелодия песен. Темп песен медленный, или средний, постепенно переходящий в более быстрый. Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает ее.

Коррекционная направленность песен позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработка правильного дыхания и т. д.

Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения — вид исполнительства, включающий упражнения, пляски, игры. Они оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают память, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений. Ребенку с нарушениями речи при наличии определенных двигательных навыков легче передавать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных задач. Эти занятия проводит логопед и музыкальный руководитель. В занятия логоритмикой входят различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации и развития слухового внимания, а так же для развития волевых черт характера. Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. В работе с детьми-логопатами следует придерживаться 2 принципов: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Литература:

  1. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972
  2. Орлова Т. «Учим петь» Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса. // Музыкальный руководитель 2004. № 3, 2005. № 2
  3. Щербакова Н. «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи». // Музыкальный руководитель 2005. № 2-№ 5; 2006. № 2-№ 5; 2007. № 1
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная деятельность, игра, развитие внимания, ребенок, координация движений, слушание музыки, движение, память, пение, развитие речи.


Задать вопрос