Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Челышева, А. А. Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников / А. А. Челышева, О. П. Степанова, О. Н. Смирнова, Л. А. Болотина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62220/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в детстве является важным условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с речевыми нарушениями. В связи с этим возрастает потребность в логопедической помощи, которая позволяет своевременно выявить и максимально скоррегировать имеющие отклонения в речевом развитии.

В своей работе учителя-логопеды используют нетрадиционные методы и средства по коррекции речевых нарушений, так как в современном мире стремительно развиваются нано-технологии, и ребенка бывает трудно завлечь игрой. Огромное количество технических средств (планшет, телефон, компьютер) ограничивают развитие ребенка. Дети 20 лет назад были активными, стремились познать окружающий мир через прикосновение к предметам, а не виртуально. Они исследовали мир всеми возможными способами, поэтому проблем с речью практически не было.

Дошкольнику необходимо расширять представления об окружающем мире, чтобы движения пальцев рук становились уверенными, четкими и точными. Ведь развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Еще Иван Петрович Павлов говорил: «Руки учат голову, поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». [1]

Из всех современных технологий наиболее интересной нам показалась идея создания бизиборда.

Бизиборд — развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, прищепками, выключателями и прочими предметами. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления.

Бизиборды также называют «Волшебными досками», «Чудо-досками». Еще существует такое название «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно самой Марией Монтессори в 1907 году был изготовлен прототип современного бизиборда. Она предложила поместить на обучающий стенд всевозможные подручные предметы домашнего обихода, с которыми ребенку рано или поздно предстоит столкнуться на практике.

Используя в своей работе бизиборд, педагоги решают сразу несколько задач:

− развивающую;

− обучающую;

− воспитательную.

Правильно сделанная, грамотно продуманная еще на этапе проектирования «чудо-доска» имеет много маленьких деталей, которые не просто можно изучать, но и совершать с ними определенные действия: щелкать выключателем, вставлять вилку в розетку, нажимать кнопки, защелкивать щеколду и т. д.

К таким деталям относятся:

− дверные цепочки, крючки, петельки, пуговицы;

− замки (в том числе засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты);

− фонарики и лампочки;

− выключатели и кнопки;

− счёты;

− дверной звонок;

− дисковый или кнопочный телефон, пульт;

− катушки и шнурки;

− молнии и пуговицы;

− циферблаты от часов;

− колёсики и шарики;

− поворотные тумблеры;

− рисунки и т. д.

Чтобы начать работу по использованию бизиборда, как средства коррекции речевых нарушений, нужно учитывать требования к организации предметно-пространственной среды. Исходя из них, данное пособие соответствует требованиям к таким компонентам как:

− содержательно-насыщенный (чем больше различных элементов будет расположено, тем интереснее будет ребенку);

− доступный (при изготовлении пособия необходимо учитывать возрастные особенности детей; обеспечить свободный доступ к бизиборду);

− безопасный (крепеж не выглядывает с обратной стороны);

− эстетически-привлекательный (яркость фона, предметы разных форматов и цветов).

При изготовлении «Волшебной доски» достаточно проявить фантазию и получится настоящий шедевр. Можно поэкспериментировать с формой, с цветом, с содержанием. Бизиборд может быть двухсторонним, складным, выполненным в единой тематике. Для детей младшего дошкольного возраста можно изготовить в мягком варианте. [4]

Работа по изготовлению дидактического пособия состоит из двух этапов:

  1. Подготовительный.
  2. Практический.

На первом этапе изучаются различные материалы и методическая литература по данной теме. Происходит выбор дизайна, разработка эскизов, подбор материала, игр, заданий.

На втором этапе идет само изготовление бизиборда. Его можно выполнить совместно с детьми или на мастер-классе с родителями.

С помощью этой доски ребенок будет не только некоторое время занят, но также пополнит свой багаж знаний, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление.

У данного пособия нет ограничений. Заниматься с бизибордом можно с раннего возраста, в целях профилактики речевых нарушений, и до школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, ответственные за речь. [3]

Итак, бизиборд позволяет решать следующие задачи:

− позволяет тренировать моторику, жизненно-важные навыки сенсорной и моторной координации;

− изучать цифры, счет;

− оказывает положительное влияние на развитие всех психических процессов;

− ребенок познает окружающий мир;

− стимулирует познавательную активность и творческий потенциал;

− формирует усидчивость и терпение;

− развивает цветовосприятие. [2]

Наблюдаемая динамика в речевом развитии дошкольников свидетельствует об эффективности использования бизиборда и необходимости дальнейшего применения данного дидактического пособия в коррекционном процессе.

Литература:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО Издательство «АСТ» — М., 2000.
  2. Демурова Н. А., Затынайко О. А. Использование игр «бизиборд» в коррекционной работе с детьми с ОНР. https://docplayer.ru/54031012-Ispolzovanie-igr-bizibord-v-korrekcionnoy-rabote-s-detmi-s-onr.html
  3. Рогалева Э. Проект «Бизиборд в индивидуальной работе с детьми с ОНР». https://www.maam.ru/detskijsad/-bizibord-v-individualnoi-rabote-s-detmi-s-onr.html
  4. Хабибрахманова Э. Р. «Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста». https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/04/15/bizibord-kak-sredstvo-razvitiya-detey-mladshego
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дидактическое пособие, мелкая моторика, положительное влияние, Развивающая доска.


Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Нетрадиционные методы работы для гармонизации речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Задать вопрос