Ключевые слова: информационные технологии, психиатрия, видеосвязь, дистанционная консультация, ведомственная медицина.
Введение. Рынок информационных технологий (ИТ) для деятельности врача-психиатра в России представлен спектром автоматизированных информационных систем, обеспечивающих практически весь процесс регистрации и оценки качества амбулаторного и стационарного лечения, а также судебной экспертизы. В рамках модернизации здравоохранения РФ появилась возможность дистанционного консилиума в программе телемедицины, создаются информационные системы поддержки принятия решения, помогающие врачу повысить уровень качества оказания медицинской помощи, ускорить темпы и избежать врачебных ошибок. Однако, ИТ мало используются для расширения потенциальных возможностей амбулаторной практики ведомственной медицины органов внутренних дел (ОВД) в сельских и отдаленных районах. Деятельность ведомственного врача-психиатра сосредоточена в медицинской организации, обслуживающей значительную территорию (республика, край, область). Сотрудники ОВД, несущие службу в условиях ненормированного рабочего времени или проживающие в отдаленных и сельских районах, объективно ограничены в возможности посещать врача ведомственной поликлиники для повторных консультаций, коррекции лечения, психотерапии. Эти же причины мешают качественному взаимодействию между врачом-психиатром и психологами отдаленных подразделений ОВД, хотя современный уровень компьютерного оснащения районных отделов полиции, наличие в ОВД ведомственной сети с высокой степенью защиты от внешних атак технически позволяет проведение видеоконференций и мог бы использоваться для психопрофилактических дистанционных программ.
Разработки диагностических программ в психиатрии на основе нейросети доступны на рынке в качестве приложений для смартфона. Например, мультимодальный метод диагностики депрессии Стэнфордского университета (2018г) анализирует выражение лица пациента, построенное в 3D-проекциях, и разговорный язык [1]. Обеспечение подобными программными приложениями смартфонов ведомственных врачей-психиатров не представляет на наш взгляд технической сложности.
Цели изадачи исследования: Изучить технические возможности и клиническое значение расширения доступа к психиатрической помощи за счет дистанционных методов взаимодействия «врач-пациент» в ИТ-сфере.
Материалы иметоды. Анализируются результаты исследования по эффективности расширения доступа к психиатрической помощи через приложения Viber и Skype, обеспечивающие видео и голосовую связь при условии устойчивого сигнала в зоне действия сети интернет, сквозное шифрование и конфиденциальность информации. В мгновенных сообщениях Skype используется TLS (Transport-level security) для шифрования сообщения между клиентом Skype и службой чата в облаке или AES (Advanced Encryption Standard) при отправке напрямую между двумя клиентами Skype.
Группе пациентов из 30 чел., получавших в 2018–2019гг. лечение по поводу невротических и связанных со стрессом расстройств, был в период заболевания открыт доступ для обращения к врачу-психиатру ведомственной поликлиники в указанных ресурсах, в дополнение к очным контрольным осмотрам. Необходимым условием являлось наличие у пациента современного средства коммуникации, с установленными указанными приложениями. Выбор приложений обусловлен доступностью и минимальными системными требованиями. При невозможности явки на контрольный осмотр трудоспособного пациента ему назначалось удобное время видеосвязи с врачом-психиатром. Для пациентов с временной утратой нетрудоспособности неявка на контрольные осмотры не допускалась, однако они могли получить в Viber и Skype дополнительную консультацию, заполнить и переслать врачу психодиагностические тесты, результаты анализов и функциональных исследований, не дожидаясь даты очередного приема. Регистрировалось количество и продолжительность консультаций, динамика психического состояния пациента с использованием стандартных методик: госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS; четырехмерный опросник для оценки дистресса, депрессии, тревоги и соматизации при вегетативных психосоматических расстройствах пограничного уровня (4ДДТС), данные клинического осмотра.
Результаты. Воспользовались предложенными ИТ 80 % исследуемой группы. Вопросы, обсуждаемые в режиме видеоконсультации, касались в 75 % случаев оценки переносимости назначенной ранее психофармтерапии, коррекции доз, рекомендаций по образу жизни, назначению даты личной повторной явки на прием. В 20,1 % случаев — когнитивно-поведенческая терапия, в 0,8 % — элементы арт-терапии. Средняя продолжительность консультации составила 11,5 мин, с учетом времени на ожидание устойчивой связи. Количество консультаций для каждого пациента было от 1 до 3. Достоверно чаще использовали ИТ для повторного видеообращения к врачу лица женского пола (100 % повторных видеоконсультаций). Мужчины оказались более склонны к общению путем мгновенных сообщений в программе Viber — 60 % мужчин использовали только текстовые сообщения, их сообщения носили уточняющий рекомендации характер. Текстовые сообщения использовали 77,7 % женщин, их сообщения отличались разнообразием тематики, дополнениями к анамнезу, наличием эмотиконов.
На основании анализа наблюдения можно утверждать, что в клинической картине пациентов с диагнозами острая реакция на стресс (F43.0) и соматоформная вегетодисфункция (F45.3) тревожная симптоматика редуцировалась относительно быстрее, чем при расстройствах адаптации (F 43.2).Обусловлено ли это включением ИТ в деятельность врача-психиатра или связанно с закономерностью развития нозологических форм, остается не ясным и требует исследования на большем числе наблюдений.
Выводы:
- Предварительные выводы неоднозначны: с одной стороны- пациенты активно использовали предложенные ИТ и получили качественную помощь, с другой стороны — подобный тип взаимодействия с использованием личных устройств коммуникации, с дополнительной нагрузкой за счет личного времени врача, может приводить к эмоциональному выгоранию врача. Для нивелирования указанных недостатков представляется перспективным использование в работе более совершенных аналогов коммуникативных программ, исключение дистанционных консультаций вне рабочего времени врача.
- Перспектива внедрения новых ИТ в ведомственной медицине: дистанционных консультаций и видеоконференций по различным вопросам, нейросетевых разработок в области диагностики, — способна улучшить качество диагностики, лечения и профилактики психических расстройств.
Литература:
- Смартфон на службе у психиатров: выявить депрессию с высокой точностью. Журнал IT-News № 12/2018