В статье рассматриваются актуальные проблемы оценки судом доказательств, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности. Уделяется внимание некоторым ошибкам оперативных работников при проведении оперативно-розыскных мероприятий, оформлении результатов оперативно-розыскных действий и при представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю и в суд.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, доказывание, доказательства, преступление, уголовное судопроизводство.
В настоящее время, время развития технологии, не отстает от развития и преступность, все труднее становится выявить признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления и преступников, скрывающихся от правоохранительных органов. Раскрытие многих опасных преступлений, таких как, преступления совершенные организованной группой, заказные убийства, террористические акты и т. д., трудноосуществимо только традиционными процессуальными средствами. Поэтому использование в доказывании информации, полученной оперативно-розыскным путем, становится объективной необходимостью.Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) – «оружие» выявляющее и фиксирующее большую часть преступлений. ОРД является основной частью правоохранительной деятельности и направлена на борьбу с преступностью, в том числе, с ее организованными формами.
Нестабильную социально-экономическую ситуацию в стране дестабилизирует ещё и состояние преступности, которая в целях избежать ответственности находит ошибки в применении уголовного законодательства. Большую часть этих ошибок составляют, проблемы использования в уголовном судопроизводстве результатов ОРД в качестве основы для формирования доказательств. В дальнейшем используя эти ошибки, для исключения судами доказательств, полученных в результате ОРД и прекращению уголовного дела, что приводит к чувству безнаказанности, подстегивая к совершению новых как правило, более тяжких преступлении.
Распространенной стала практика оспаривания стороной защиты результатов ОРД, в связи с неверным оформлением сотрудниками оперативных подразделении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), актов и других материалов; нарушение процедуры представления результатов ОРД органам расследования; несвоевременное уведомление судьи о проведении ОРМ в случаях, не терпящих отлагательств; разрешение на производство ОРМ не правомочными на то должностными лицами; проведение ОРМ при отсутствий основании для проведения ОРМ, перечисленных в статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2]. Адвокаты заявляют ходатайства о признании результатов ОРД, недопустимыми доказательствами (ст. 75 УПК РФ) [1], обжалуют постановления о возбуждении уголовных дел в связи с их незаконностью и необоснованностью.
При получении из оперативных подразделений материалов, в которых содержатся сведения о совершенном преступлении, следователю следует оценить их с точки зрения соблюдения законодательства, регламентирующего ОРД и процедуру передачи оперативно-служебных данных.
В оперативно-служебных документах представляемых следователям, дознавателям встречаются названия ОРМ не предусмотренные в ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], также встречаются случаи несоответствия фактической сущности мероприятия его описанию в соответствующем протоколе либо акте.
«Проверяя оперативно-служебные документы на соответствие законодательству, регламентирующему ОРД, следователю необходимо ответить на следующие вопросы:
– соблюдены ли положения закона о том, в каких целях может проводиться ОРД;
– имелись ли предусмотренные законом основания для проведения ОРМ;
– имелись ли дополнительные условия, предусмотренные законом для проведения некоторых ОРМ;
– соблюден ли установленный законом особый порядок проведения ОРМ, которые связаны с ограничением некоторых конституционных прав граждан;
– соблюдены ли положения закона о неприкосновенности должностных лиц, занимающих отдельные государственные должности» [5].
Отрицательный ответ хотя бы на один из вышеуказанных вопросов означает, что результаты ОРД и производные от них доказательства получены с нарушением закона, что приведет к признанию их недопустимыми.
Практика свидетельствует, что большинство органов правоприменительной системы не допускают использования в доказывании результатов ОРД, полученных с нарушением закона. В связи с этим следователю необходимо помнить, что он несет персональную ответственность за принимаемые решения и результат расследования.
Необходимо закрепить результаты оперативно-розыскных мероприятий надлежащим процессуальным путем, на основе соответствующих норм УПК РФ, так как результаты ОРД не являются доказательствами, это лишь сведения и факты, которые могут стать доказательствами. Они должны быть приведены в надлежащую форму, в порядке установленном УПК РФ, одним словом процессуализированы.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает, что результаты ОРД представляются на основании мотивированного постановления руководителя оперативного подразделения, осуществляющего ОРМ, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. В настоящее время данным актом является межведомственная Инструкция от 27 сентября 2013 года «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» [3].
При выявлении, фиксировании и процессуальном закреплении ОРМ следует быть особенно осторожным, так как мельчайшая ошибка перечеркнет работу всей команды должностных лиц, начиная с возбуждения уголовного дела, заканчивая передачей уголовного дела для рассмотрения в суд.
Появление в уголовном деле недопустимых доказательств и принятие на их основе незаконных и необоснованных решении предотвращает прокурорский надзор. Детальное изучение и принципиальная оценка прокурором материалов оперативно-розыскного производства, пресекает нарушение прав и свобод человека и гражданина [4].
В заключение, нужно подчеркнуть, что последствия нарушения закона регламентирующего ОРД допущенные при её производстве, архи сложно компенсировать или нейтрализовать.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 13.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации,14.08.1995. № 33,ст. 3349.
- Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФГС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 года «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета, 13.12.2013. № 282.
- Исаенко В. Н. Допустимость доказательств, полученных при исследовании результатов оперативно-розыскной деятельности // Законность.2011. № 1.
- Кореневский Ю. В., Токарева М. Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Методическое пособие. М., 2000. 144 с.