Тема урока: Кто, кем и зачем управляет
Тип урока: комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала и практическая работа)
Класс: 4-й
Цели урока:
− Образовательные:
1) Приобретение навыков управления компьютером;
2) Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;
3) Формирование представления о меню и управлении компьютером с помощью меню;
4) Отработка навыков работы со схемами управления, умения работать со схемой
− Развивающие:
1) Развитие любознательности ребенка
2) Формирование информационной культуры
3) Развитие умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, творчески мыслить;
4) Развитие навыков работы на компьютере, самоконтроля.
− Воспитательные:
Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, культуры речи, общения при работе в парах.
Задачи:
- Дать определение понятиям «компьютер», «операционная система»;
- Рассмотреть схемы управления компьютером;
- Познакомить с устройствами управления компьютером;
- Рассмотреть принцип программного управления компьютером.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, оборудование mimio, ноутбуки фирмы Apple на базе 2-х операционных систем Windows 7 и Mac, презентация, разноцветные карточки
Методы урока: лекция, объяснительно-иллюстративный метод; частично-поисковый метод, демонстрационный
Формы урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос
Требования куровню усвоения учебного материала после завершения урока:
ЗНАТЬ
1) определения понятиям «компьютер», «операционная система»;
2) схемы управления компьютером;
3) устройства управления компьютером;
4) принцип программного управления компьютером;
5) кто пишет программы, управляющие компьютером.
УМЕТЬ
составлять схемы управления компьютером
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
I. Организацион-ный этап. (30 сек.) |
Приветствие. |
Приветствие. |
Проявление доброжелательного внимания. Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации |
II. Актуали зация знаний (5 мин) |
Давайте с вами вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке. (Слайд № 1) 1)Приведи пример управления без обратной связи. Назови объект управления и управляющий объект. 2)Приведи пример из своей жизни, когда тобой управляли без обратной связи. То есть управляющие тобой не принимали во внимание твое желание подчиняться или не подчиняться управляющему воздействию. 3)Приведи пример управления с обратной связью. Назови объект управления и управляющий объект. 4)Приведи пример из своей жизни, когда тобой управляли с обратной связью, то есть когда прислушивались к твоему мнению. 5)Кто кем управляет: человек компьютером или компьютер человеком? Расскажи, как ты это понимаешь. 6)Нарисуй общую схему управления без обратной связи. 7)Нарисуй схему управления с обратной связью. Молодцы! Давайте приступим к новой теме! |
Предполагаемые ответы: 1)Ученик получил «двойку», так как он решил погулять, не выучив уроки. На другой день он об этом не подумал, не проанализировал результат и опять пошел гулять, не выучив уроки. И опять получил «двойку». 2) Ученик, закончив на «отлично» год, хотел на летние каникулы уехать в лагерь в г. Сочи. Но родители не позволили ему эту поездку, и предложили школьный лагерь. Таким образом, родители управляли ребенком, не принимая во внимание его желание. 3) Когда мальчик пришел из школы,то он сразу сел играть в компьютерную игру и так и не выучил уроки. Придя на следующий день в школу, он получил две «двойки» и два «замечания». И мальчик подумал и решил, что лучше он сначала сделает уроки, а потом поиграет. Управляющий объект: мальчик перед выбором поиграть или сделать уроки. Объект управления: мальчик. 4)Девочка хотела свой День Рождения справить в кафе,а родители предлагали ей справить в детской библиотеке. В итоге родители согласились с выбором девочки и организовали ей праздник в кафе. 5)Я считаю, что человек управляет компьютером, так как именно человек его включает и запускает разные программы, сам компьютер этого сделать не может. |
Познавательные УУД: — актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. Личностные УУД: — умение кратко формулировать мысль в учетом норм родного языка; |
III.Этап усвоения новых знаний. (15 мин.)
IV. Физкультурная минутка (2 мин) |
Презентация «Кто, кем и зачем управляет» Итак, давайте рассмотрим ещё один пример управления. Человек сидит и работает за компьютером. Кто кем управляет? Человек компьютером или компьютер человеком? Попробуем построить схему управления. Она поможет нам ответить на этот вопрос. Но прежде выясним кое-что. Во-первых, компьютер — это электронное автоматическое программно управляемое устройство. (Слайд № 3). Его работу обеспечивает специальная программа, которую называют операционной системой. Операционная система управляет не только работой компьютера, но и данными, и программами, которые находятся в его внутренней и внешней памяти. (Слайд № 4). Какие операционные системы вы знаете? (Слайд № 5). Компьютер работает автоматически, но он не включается сам по себе. Чтобы он начал работу, человек нажимает нужную кнопку. Это и есть управляющее воздействие человека на компьютер. Обратите внимание на слайд. (Слайд № 6) Компьютером человек управляет с помощью программ или непосредственным управляющим воздействием — нажатием кнопок и клавиш, с помощью меню и различных манипуляторов (мыши, джойстика). Нажать кнопку — значит подать управляющий сигнал. (Слайд № 7) Рассмотрим подробнее, как это происходит. Выключенный компьютер не реагирует на нажатие клавиш или движение мыши. В его внутренней памяти ничего нет. А вот во внешней памяти хранится очень много программ. Там же хранятся и данные. Вот мы нажали кнопку включения компьютера. Автоматически начинается загрузка нужных программ операционной системы из специального хранилища — внешней памяти во внутреннюю память (ОЗУ). (Слайд № 8) Как только все необходимые программы операционной системы загрузятся из хранилища, на экране можно будет увидеть картинку. Каждый пользователь может установить любую картинку — ту, которая ему нравится, если она есть у него в цифровом виде. Это может быть и собственная фотография. На рисунках мы видим, как выглядит Рабочий стол. На нём находятся маленькие значки. (Слайд № 9) Это только значки программ. Сами программы по-прежнему в хранилище. Но стоит щёлкнуть мышкой на нужном значке, программа тут же загрузится во внутреннюю память. Вот теперь она может помогать пользователю работать с его данными. Здесь мы видим другой рисунок Рабочего стола и другую возможность запустить нужную программу — с помощью меню. Меню появляется на Рабочем столе, если щёлкнуть мышью на кнопке «ПУСК». Меню похоже на вывеску, на которой перечислены имена всех программ, находящихся в хранилище. (Слайд № 10) Теперь компьютер опять ждёт от человека управляющего воздействия. Из меню человек выбирает, что ему нужно и щёлкает кнопкой мыши. Это управляющее воздействие загружает в ОЗУ и запускает нужную программу. Например, мы выбрали и запустили графический редактор Paint. Тогда мы увидим следующую картинку на экране. При некоторых управляющих воздействиях на работу компьютера на экране появляется специальное окошко с вопросом, например, таким:(Слайд № 11) Это есть обратная связь на наше управляющее воздействие от компьютерной программы. Она ждёт подтверждения, что мы не ошиблись при выборе команды. Если мы не ошиблись, щёлкаем на «Да», если ошиблись — щёлкаем на «Нет» или «Отмена» (команды). Это схема управления с обратной связью. Такое взаимодействие человека с компьютером можно представить схемой: (Слайд № 12) Итак, давайте обратимся к учебнику с.174. Главное, что вы должны понять и запомнить и зачитаем. (Слайд 13) Есть ли у вас вопросы по теме? Повторяем движения за словами: Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем, А потом их развернем, И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три в ладоши, три хлопка. Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять руками помахать, Шесть — продолжим изучать. |
Слушают и смотрят на интерактивную доску. Примерные ответы: Windows XP, Windows 7, Linux, Mac и т. д. Слушают и смотрят на доску. Слушают и смотрят на доску. Читают. Делают зарядку. |
Регулятивные УУД: — развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; — развитие памяти и логического мышления: — актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей; Познавательные УУД: — развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; — умение кратко формулировать мысль; —формирование понятия «Главное». Коммуникативные УУД:умение работать с источником информации;формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: формирование здорового образа жизни |
V. Этап закрепления новых знаний (15 мин)
VI. Рефлексия (3 мин.) |
Итак, сейчас вы попрактикуетесь по новой теме. Откройте ваши рабочие тетради на странице 69 и выполните первые шесть заданий. (Слайд 14) Кто выполнит все задания в тетради, выполняет задания на компьютере. Сейчас вы получите по три карточки: красную, желтую и зеленую. Поднимите только одну из них: (Слайд № 15) Зеленая карточка — тема полностью понятна, выполнены все задания, урок вам понравился. Желтая карточка — тема понятна, но не все задания выполнены, урок понравился, но не все. Красная карточка — тема не понятна, не все задания выполнены, урок показался скучным. |
Выполняют задания в тетради. Выполняют задания на компьютере. Поднимают карточки. |
Личностные УУД: развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой. Личностные УУД: —умение использовать возможности текстового редактора; Коммуникативные УУД: умение работать в парах, развитие диалогической речи Личностные УУД: — развитие самооценки |
VII.Этап подведения итогов урока (5мин) |
Учащимся выставляются оценки. Молодцы, почти все справились с заданием! Ребята, запишите домашнее задание: У. с 168- 175 РТ с.73 № 8 (Слайд № 16) — Спасибо за урок. До свидания ребята! |
Записывают домашнее задание. До свидания! |