Статья посвящена деятельности капитана 1 ранга Адриана Непенина (контр-адмирала с 1914 года, вице-адмирала с 1916 года) с 1906 года до начала Первой мировой войны.
Ключевые слова: Балтийский флот, Непенин, служба связи.
В 1906 года Адриан Непенин был награждён как участник обороны Порт-Артура серебряной медалью «В память русско-японской войны» и поступил на службу в морские силы Балтийского моря. В 1906–1907 гг. он был старшим офицером на крейсере «Адмирал Корнилов», который был флагманом 2 минной дивизии. [1]Старший офицер — это главный помощник командира по управлению кораблем и заменяет его в случае необходимости. Старший офицер занимается обучением матросов, осуществляет надзор за всеми работами на корабле, отвечает за здоровье матросов, участвует в составлении расписаний и т. д. Когда Непенин был старшим офицером, он смог решить одну важную проблему: корабль из-за отсутствия отчётов о расходе денег и материалов за два года со стороны мичмана лишился 6 тысяч рублей. Как председатель комиссии по этому делу Адриан предложил капитану корабля Ипполиту Студницкому возместить половину суммы ущерба, а другую половину он предложил выплатить предыдущим старшим офицерам корабля, занимавших должность последние два года.Это предложение было принято, а мичман, занимавший пост ревизора, покинул флот. [2]
В 1907 году Адриан Непенин стал капитаном 2 ранга и в 1907–1908 гг. он командовал миноносцем «Прозорливый». В 1908 году он стал командиром 8 дивизиона миноносцев. Под его руководством дивизион преобразился: на кораблях стали применяться двигатели внутреннего сгорания, была открыта школа для освоения квалификации мотористов, сигнальщиков, рулевых. Он привёл дивизион в «отличное состояние» и «был замечен Эссеном», командующим Морскими силами Балтийского моря с 1908 года, как отметил в своих воспоминаниях вице-адмирал Д.Ненюков. [3]
10 ноября 1909 года Адриан Непенин стал командиром канонерской лодки «Храбрый», сменив на этом посту капитана 2 ранга Трентовиуса. [4] В рапорте от 30 ноября 1909 года он выделил четыре проблемы у корабля и экипажа: проблемы со специалистом за исключением комендоров, проблемы со знанием военного дела у экипажа, никуда не годился паровой штурвал, были проблемы с электрическим штурвалом. [5] Адриан Непенин просил осуществить следующие меры: перевести канлодку из резерва в боевой состав флота, отпустить 35 тонн валлийского угля (назван в документе «Кардиф») для отопления и освещения, ассигнование денег Ревельского порта для устранения дефектов и для обеспечения работой мастеровых, выделение средств для строительства переднего мостика для наблюдения за кормой, разрешение на исправление парового штурвала на основе машины для поднятия мусора по задумке инженер-механика Кошелева. [6] Адриан Непенин предложил назначить на пост артиллерийского офицера Вотякова, ранее служившего на канлодке. Он уволил двух офицеров, старшего офицера и инженера-механика, и улучшил боевую подготовку. В 1910 году контр-адмирал Эссен поручил командиру «Храброго» посетить Мариенхамн и Ганге на Аландских островах для сбора сведений о финских пароходах и о шведских военных кораблях в случае их появления. [7]
В 1911 году Адриан Непенин покинул пост командира канлодки «Храбрый» и стал капитаном 1 ранга, возглавив Службу связи Балтийского моря. Начальник этой службы был одним из офицеров штаба Морских сил Балтийского моря. Он перенёс штаб-квартиру службы связи из Свеаборга в Ревель. Адриан Иванович добился выделения больших сумм денег, организовал подбор сотрудников и закупку оборудования. [8] Под его руководством служба связи усилилась: появилась новая сеть постов, несколько кораблей, самолёты.
В 1914 году Адриан Непенин как участник обороны Порт-Артура был награждён серебряным крестом «За Порт-Артур». [9] Весной 1914 года по инициативе коменданта Морской крепости императора Петра Великого вице-адмирала Александра Герасимова (1861–1931) был назначен начальником артиллерии и обороны Приморского фронта. [10] Непенин сохранил за собой руководство службой связи. Так как Адриан Непенин успешно руководил Службы связи и из-за «отстал от назначения на командование судном 1-го ранга», то он был назначен на должность с условием, что он станет контр-адмиралом. [11]Это условие воплотить в жизнь было возможно, т. к. начальник обороны Приморского фронта по штатам равен контр-адмиралу. [12]Николай Эссен признал необходимым подчинить службу связи обороны Приморского фронта Морской крепости императора Петра Великого, так как большинство учреждений службы связи расположены в районе морской крепости. [13] Ещё можно отметить, что в случае развития службы крепости произошло бы увеличение расходов казны и создало бы неудобное положение на большинстве пунктов из-за схожей специализации. [14]
Адриан Непенин благодаря опыту, полученному во время службы на Дальнем Востоке, смог стать офицером, способным выполнять разные задачи. Благодаря своему упорству и трудолюбию он смог добиться успеха на крейсере «Адмирал Корнилов», 8 дивизионе, канлодке «Храбрый». Эти успехи были отмечены начальством: в сентябре 1914 года он стал контр-адмиралом, в сентябре 1916 года — вице-адмиралом и командующим Балтийским флотом.
Литература:
- Дудоров Б. П. Адмирал Непенин/ предисл. и биогр.справочник А. Е. Иоффе, В. Н. Фотуньянц. СПб.,1993. с.119
- Дудоров Б. П. Адмирал Непенин/предисл. и биогр.справочник А. Е. Иоффе, В. Н. Фотуньянц. СПб., 1993. с.120
- Ненюков Д. В. От Мировой до Гражданской войны.Воспоминания 1914–1920. М.,2014 с.196
- РГАВМФ Ф.28 Оп.1 Д.6 Л.7
- РГАВМФ Ф.28 Оп.1 Д.6 Л.7 об.
- РГАВМФ Ф.28 Оп.1 Д.6 Л.12 об.,13
- Дудоров Б. П. Адмирал Непенин/ предисл. и биогр.справочник А. Е. Иоффе, В. Н. Фотуньянц. СПб.,1993. с.131
- Рунов В. Полководцы Первой мировой.Русская армия в лицах. М.,2014 с.682
- Кузнецов А.А, Чепурнов Н.И Наградная медаль. В 2-х Т. Т.1 М.,1992 с.382
- РГАВМФ Ф.28 Оп.1 Д.8 Л.1
- РГАВМФ Ф.28 Оп.1 Д.8 Л.1
- РГАВМФ Ф.28 Оп.1 Д.8 Л.1,2
- РГАВМФ Ф.28 Оп.1 Д.8 Л.2
- РГАВМФ Ф.28 Оп.1 Д.8 Л.3