В данной статье представлен обзор прибыли от неавиационной деятельности.
Ключевые слова: пассажиропоток, доход, аэропорт.
Согласно отчету ACI 2018(Международный совет аэропортов), доходы аэропортов продолжают расти, поскольку мировой пассажиропоток достигает рекордных уровней. Последний отчет Международного совета аэропортов (ACI) показал, что доходы отрасли выросли на 5,8 % до $1,61 млрд (£1,25 млрд) в 2018 году. Рост конкуренции, увеличение числа пассажиров и рост бизнес авиации продолжают стимулировать инвестиции и рост инфраструктуры и услуг аэропортов. Этот обнадеживающий рост, маскирует тенденцию, которая является несколько тревожной — общий доход на одного пассажира выравнивается, а в некоторых случаях сокращается. В связи с тем, что бюджетные перевозчики обеспечивают большую часть роста перевозок, аэропорты все чаще конкурируют за привлечение этих перевозчиков, что затрудняет рост доходов от авиационных перевозок. В результате — растущее число аэропортов, конкурирующих между собой, стремятся увеличить прибыль от неавиационной деятельности. Коммерческий доход всегда играет важную роль для дохода аэропорта. В то время как рост в последнее время сократился, возможности все еще многочисленны — и многие аэропорты, инвестируют в инновационные объекты и услуги например: аэропортовой парковке, розничной торговле в рестораны и т. д. В настоящее время основным источником неавиационных доходов во многих аэропортах, где они составляют более 50 % дохода, является доход от парковки автомобилей и аренды.
Рис. 1. Неавиационные доходы аэропорта Амстердама
К основным направлениям развития неавиационной деятельности аэропорта относятся ритейл (иначе говоря, магазины и т. п.), хоспиталити (рестораны и кафе, отели и т. п.), а также некоммерческие объекты. Для развития ритейла должен соблюдаться ряд условий. К ним относятся, в частности, правильная разработка маршрута движения пассажира, подборка брендов и товаров под каждую группу пассажиров (национальность, возраст, цель путешествия), а также гибкий подход к ценообразованию исходя из типа товаров. Соответствующие точки должны быть равномерно распределены по терминалу в тщательно подобранных местах. Структура неавиационных доходов выглядит следующим образом: наибольшая доля приходится на магазины, второе место заняла аренда помещений, третье — автостоянки, четвёртое — кафе и иные точки питания, пятое — аренда автомобилей Развитие неавиационной деятельности может осуществляться двумя путями: увеличение количества объектов неавиационной деятельности, а также создание собственного бренда за счёт эффективности управления и развития. Розничная торговля является самым сильным исполнителем в неавиационных доходах, внося 28 % всех неавиационных доходов; в частности, на Ближнем Востоке на нее приходится 56 %. Однако розничная торговля не застрахована от сбоев. В период с 2013 по 2017 год доходы от розничной торговли в аэропортах снизились на 3 %, в то время как в Европе переход на онлайн-торговлю привел к тому, что в 2016 году доходы от розничной торговли в аэропортах снизились на 6 % по сравнению с 2010 годом. Чтобы решить эти проблемы и увеличить розничные расходы, многие аэропорты обращаются к анализу данных, чтобы понять пассажиропоток и поведение. Для аэропортов жизненно важно обеспечить пассажирам беспрепятственный транзит через аэропорт: траты увеличиваются на 2,5 % за каждую минуту нахождения клиента в торговой зоне. Например, внедрение сенсорного управления очередями и аналитику прогнозирования пассажиропотока, аэропорт Хельсинки (Finavia) успешно сократил время ожидания до 15 минут, тем самым увеличив неавиационные расходы на 12,3 %.
Рис. 2. Неавиационный доходы аэропорта в некоторых странах
В 2017 году аэропорт Сидней инвестировал в беспошлинные специализированные роскошные магазины, ориентированные на растущую базу посетителей из Азии, в результате аэропорт увеличил розничную выручку на 12,7 %.Продукты питания и рестораны в настоящее время это составляет всего 5 % от мировых продаж, это самая быстрорастущая категория дохода с темпом роста 11,2 %. В лоукост-авиакомпании Ryanair, еда и напитки является его ведущей категорией, генерируя €87 млн ($98,8 млн) в выручке в 2016 году — на 20 % выше, чем розничные доходы аэропорта. Поскольку только 59 % пассажиров покупают еду и напитки в аэропортах, для операторов становится все более важным предложить максимальный выбор и удобство. Для аэропорта основная задача заключается не только в получении неавиационных данных, но и в том, чтобы понимать пассажиропоток и действовать в соответствии с ними. Поэтому аэропорты нуждаются в более глубоком понимании того, как пассажиры тратят деньги и где наибольшая отдача от инвестиций. Автоматизация и прогнозная аналитика помогают аэропортам получить представление о продажах.
Заключение
Неавиационная деятельность являются важной частью доходов для большинства аэропортов мира. Под неавиационной деятельностью понимается широкая сфера работ, находящихся в зоне аэропортов: банков, гостиниц, бизнес-центров, автостоянок, магазинов, ресторанов и т. д. Развитие неавиационных направлений деятельности с целью получения дополнительных доходов — важный элемент стратегии для любого аэропорта. Мировая практика показывает сложность формирования стратегии развития неавиационной деятельности для региональных аэропортов по сравнению с крупными аэропортами-хабами. Тем не менее региональные аэропорты
− уникальность аэропорта для региона, приводящую к большей рыночной силе при переговорах с арендаторами и рекламодателями;
− потенциал роста пассажиропотока с развитием внутренней региональной авиации и бюджетных перевозчиков;
− относительно небольшую стоимость земли на смежных с аэропортом территориях, стимулирующую развитие коммерческой недвижимости при участии аэропорта.
В данном контексте эффективное управление неавиационной деятельностью вместе с грамотным развитием дополнительных видов услуг может стать выигрышной и успешной стратегией для развития аэропорта в целом.
Литература:
- Артамонов Б. В., Волкова Л. П. Управление деятельностью аэропорта: учебное пособие. — М.: МГТУ ГА, 1998
- Авиационный рынок, журналы 2005