Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, включающих социальные, материальные, информационные, педагогические, коммуникационные и когнитивные.
Ключевые слова: концепция; технология; программа; общеобразовательная организация.
Введение. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, разработанная и опубликованная в декабре 2018 года, способствует реализации основных общеобразовательных программ [4].
Имеющийся в России опыт преподавания предметной области «Технология» является базой для ее модернизации. Успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International» является основой для оценки качества технологического образования и содержания профессионального обучения. Школа не дает специального профессионального образования, но является хорошей базой для профориентационной деятельности и введения обучающихся в мир профессий. Актуальность темы исследования определяется особым вниманием к технологическому образованию в школе.
Д. Н. Песков акцентирует внимание на том, что национальная технологическая инициатива имеет несколько особенностей, которые являются важными при формировании реализуемых программ [3].
М. Д. Китайгородский называет одной из возможностей опережающего обучения современным технологиям в школе ориентир Национальной технологической инициативы. Автор считает наиболее эффективными некоторые рынки, представленные в Национальной технологической инициативе. Например, автонет (AutoNet), аэронет (AeroNet) и маринет (MariNet), связанных с авиационными, авиационно-космическими системами управления; энерджинет (EnergyNet), основанного на создании интеллектуальной распределенной энергетики; нейронет (NeuroNet), новые технологии которого будут разрабатываться на основе результатов изучения человеческого мозга и нервной системы; университет НТИ виртуальный университет, позволяющий способствовать профессиональному развитию человека в цифровой экономике; кружковое движение НТИ, цель которого создание самоорганизующегося сообщества энтузиастов, участвующих в различных конкурсах, олимпиадах, увлеченных своим делом и принимающих технологические вызовы новых рынков [2].
Р. А. Галустов, Г. Н. Зеленко, Н. В. Зеленко поднимают проблему технологического образования, определив научные, технико-технологические и социально-экономические основы развития технологического образования школьников [1].
Целью нашей работы было исследование, направленное на изучение теоретических и методологических основ обучения предмету «Технология» в общеобразовательной организации в рамках реализации инновационной Концепции.
Задачи: разработать программу индивидуального развития на основе инновационной Концепции; провести анализ научно-содержательного уровня преподавания предмета «Технология» и на основе полученных данных провести коррекцию методов преподавания предмета.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся 5–9 классов (выборочно) МБОУ СОШ № 95 города Воронежа. Начало исследования — февраль 2019 года. Данные, представленные в статье, являются промежуточными, полученными при проведении мониторинга в мае 2019 года. Эксперимент будет продолжен до 2021 года.
Для исследования теоретических и методологических основ обучения предмету «Технология» на основе реализации инновационной Концепции была использована методика «Экспертная оценка преподавания предмета «Технология». Анализировалось мнение учеников о качестве преподавания предмета. В утверждениях анкеты отражены особенности проводимых занятий, их качество и значимость для овладения знаниями. Утверждения необходимо было оценить по 5 — бальной шкале, где «5» — да, всегда; «4» — скорее «Да», чем «Нет»; «3» — и «Да», и «Нет»; «2» — скорее нет, чем «Да»; «1» — «Нет».
Получены среднеарифметические данные, которые представлены в анкете № 1.
Анкета № 1
№ |
Утверждения, вопросы |
Оценка |
1 |
Создана система преемственного технологического образования. |
3,7 |
2 |
Модернизировано содержание, методики и технологии преподавания предметной области «Технология». |
3,4 |
3 |
Ведется проектно-исследовательская деятельность по предмету «Технология». |
4,2 |
4 |
Формируются ключевые навыки в сфере информационных и коммуникационных технологий. |
4,8 |
5 |
Создана система повышения мотивации обучающихся к изучению предмета «Технология». |
3,9 |
6 |
Системная подготовка к олимпиадам и участие в них. |
4,4 |
7 |
Введение в мир профессий, включая профессии будущего. |
4,7 |
8 |
Формировании универсальных учебных действий. |
4,8 |
9 |
Прививается ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества. |
4,3 |
10 |
Происходит знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий. |
4,6 |
Анкеты не подписывались обучающимися. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение. Полученный результат свидетельствует об уровне выше среднего и высоком уровне профессионального преподавания предмета «Технология». Выявлены западения по пунктам 1, 2 и 5. Однако, объективное значение выявлялось в результате рационалистического анализа на основе логико-гносеологического подхода. Освоение значения знаний направлено на осознание его логической структуры, системно-структурных отношений изучаемых понятий и сопровождается включением в активную технологическую деятельность обучающихся.
Научно-содержательный уровень методологии позволил правильно сформулировать и обосновать закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения обучающихся предмету «Технология». Анализ анкетирования с точки зрения научно-содержательного уровня методологии обучения предмету «Технология», показал, что не менее важным является формирование личности учащегося, его мировоззренческой и профориентационной направленности.
С этой целью была разработана программа индивидуального развития в рамках реализации инновационной Концепции преподавания предмета «Технология». Программа включает в себя следующие элементы: освоение рукотворного мира в форме его воссоздания через создание и использование учебных моделей, стимулирующего мотивацию и интерес к предмету; изготовление объектов, знакомящее с профессиональными компетенциями и практиками; обучение через интеграцию с практиками, реализованными в движении Ворлдскиллс; приобретение практических умений и навыков, необходимых для организации собственной жизни.
Вывод: проведенное исследование является стартом для реализации Концепции преподавания предмета «Технология». Учебный предмет «Технология» обеспечивает активное введение в образовательную деятельность, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности.
Литература:
- Галустов Р. А., Зеленко Г. Н., Зеленко Н. В. Национальная технологическая инициатива в перспективах технологического образования. Материалы XXIV Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования «Современное технологическое образование». МГПУ, Москва, 2018 — с. 19–25.
- Китайгородский М. Д. Национальная технологическая инициатива в перспективах технологического образования. Материалы XXIV Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования «Современное технологическое образование». МГПУ, Москва, 2018 — с.15–19.
- Песков Д. Н. Национальная технологическая инициатива: цели, основные принципы и достигнутые результаты. URL: http://government.ru/media/files/T9Crayp8PsBQU6hdVAl0SsDlu2XvCvYG.pdf (дата обращения 31.08.2019).
- Концепция преподавания учебного предмета «Технология» URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa