В статье рассматривается проблемы механизма общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
Ключевые слова: общественное обсуждение, общественный контроль, проект нормативно-правового акта, общественно значимые проекты.
С принятием в 2014 году федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1] началось новая эпоха непосредственной демократии. В юридической литературе есть мнение, согласно которому «общественное обсуждение находится «на стыке» между демократией прямой и представительной, относится к так называемым смешанным институтам, при которых граждане не принимают общеобязательного публично-властного решения, однако гражданин хотя бы на одном из этапов принятия решения имеет возможность выразить свою позицию/мнение, которые затем должны быть приняты во внимание при оформлении окончательного решения по существу» [7, с.34]. Общественное обсуждение происходит с применением компьютерных технологий и информационных ресурсов, охватывает неограниченное количество человек, позволяет высказаться широкому кругу специалистов, услышать и увидеть мнение «простого» человека. Именно подобная практика позволяет избежать формальности в принятии закона, исключить «мертвые» нормы и, в конечном счете, добиться основных целей, поставленных перед обществом и государством.
Значение общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов стало основной темой статьи В. В. Путина в 2012 году. В газете «Коммерсант» в своем интервью Президент Российской Федерации отметил, что «растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего это — общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения. Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы. Такой механизм коллективного отбора оптимальных решений или, как называют его эксперты, краудсорсинг, — должен стать нормой на всех уровнях» [9].
За период с 2011 года по настоящее время проведена достаточно обширная работа по разработке нормативно-правовой базы общественного обсуждения законопроектов и проектов иных нормативно-правовых актов, однако надо констатировать, что рассматриваемый институт пока не получил надлежащей реализации, степень публичной обсуждаемости законодательных и иных нормативных проектов остается низкой. По официальным данным публичное обсуждение проектов в среднем собирает 0,97 участника в расчете на 1 акт. По проектам актов у 27 % ведомств нет ни одного участника, еще у 50 % — менее одного участника. На проекты 47 % актов не поступает ни одного отзыва на обеих стадиях обсуждения [4].
Общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов впервые прозвучало в указе Президента РФ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» [3]. Однако теоретическая разработка данного института началась значительно раньше. С 2008 года с принятием ФЗ «О противодействии коррупции» [2] нормативно-правовые акты подлежали антикоррупционной экспертизе. В этот период особое внимание было посвящено именно антикоррупционной экспертизе проектов нормативно-правовых актов. Значительный вклад в исследование этого вопроса внесли такие учены, как С. А. Аракелов, A. A. Ефремов, О. В. Казаченкова, В. Л. Кудрявцев, H. A. Лопашенко, Ю. Д. Пальчиков, О. Н. Родионова, Е. И. Семёнова, Г. В. Синцов, М. А. Хатаева, Е. В. Черепанова, С. П. Шевердяев.
С 2014 года с принятием ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вопросы общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов стали предметом изучения таких ученых, как Е. Ю. Баракина, Р. М. Дзидзоев, Н. В. Ларина, А. Г. Сироткин, А. М. Тамаев, А. А. Уваров, Е. И. Хлуднев.
Специальных диссертационных исследований по вопросам механизма общественного обсуждения разрабатываемых проектов нормативных правовых актов нет. Отдельные аспекты исследуемой темы были предметом изучения в работах И. В. Иванова «Общественное обсуждение как конституционно-правовой институт в Российской Федерации» [5]; Комаровой В. В. «Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации: проблемы теории и практики» [6]; М. А. Липчанской «Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование» [7].
Проблем в изучаемой сфере несколько. Во-первых, ограниченность общественного обсуждения. При анализе информации на официальном портале http://regulation.gov.ru/. Можно заключить, что большинство проектов нормативно-правовых актов — это технические нормативно-правовые акты, кроме того, некоторый перечень нормативно-правовых актов остается в закрытом режиме разработки (такими являются указы Президента РФ). При наличии такой проблемы необходимо определить критерии общественной значимости законопроектов. Показателями значимости могут стать такие показатели, как значительная сумма предполагаемых расходов, степень воздействия на конституционные права граждан, риск неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Во-вторых, непосредственно технология обсуждения проектов нормативно-правовых актов требует специального правового регулирования. Некоторые авторы предлагаю разработать отдельный закон «О публичных обсуждениях в Российской Федерации».
В-третьих, наиболее действенным механизмом общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов является функционирование общественных советов при государственных и муниципальных органах власти. Данное направление необходимо развивать.
Литература:
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4213; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8424.
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 26 июля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228; 2019. № 30. Ст. 4153.
- Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 939.
- Документы, определяющие процедуры публичных обсуждений (консультаций) в России. URL: http://regulation.gov.ru/. (дата обращения — 28.08.2019).
- Иванов И. В. Общественное обсуждение как конституционно-правовой институт в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук, 2016. — 235 с.
- Комарова В. В. Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Дис.... докт. юрид. наук. — М., 2006. — 474 c.
- Ларина Н. В. Общественные обсуждения: истоки и предпосылки развития в российском демократическом обществе // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 34.
- Липчанская М. А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование: диссертация... доктора юридических наук.- Саратов, 2012. — 474 с.
- Путин В. Демократия и качество власти // Коммерсант. 2012. № 20.