В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными и страноведческими знаниями.
Формирование социокультурной компетенции на занятиях английского языка подразумевает обогащение лингвистических, эстетических и этических знаний, учащихся о стране изучаемого языка. В Пансион воспитанниц МО поступают девочки с разным уровнем усвоения программы начальной школы по английскому языку или другого иностранного языка. Задача преподавателя заключается в том, чтобы в ближайшее время сформировать необходимые коммуникативные компетенции, в том числе социокультурные. В 5 классе основными приемами формирования социокультурной компетенции являются имитация традиций (праздники и национальные традиции, создание национальных костюмов для кукол, рисунков, поздравительных открыток), разучивание песен, стихов, проектная деятельность.
Литература народов англоговорящих стран, изучаемая на уроках и во внеурочной деятельности, является значимым средством для формирования социокультурной компетенции. Из произведений художественной литературы дети узнают о жизни, традициях, обычаях, образе жизни англоговорящих стран, а также знакомятся с языковой культурой этих стран. Эффективным средством воздействия на эмоциональную сферу учащихся являются разучивание стихотворений, песен, считалок, скороговорок. Они помогают учителю превратить процесс обучения в увлекательное занятие, вовлечь в учебный процесс учащихся с разными уровнями подготовленности. Изучая английские пословицы, я рекомендую коллекционировать их, чтобы сравнивать, как одна и та же мысль передается разными средствами в английском и русском языках. Обязательно обращаю внимание на такие моменты, что народная мудрость, выраженная в пословицах интернациональна.
Большое значение имеют конкурсы чтецов. Их можно проводить как тематические, посвященные временам года или каким-то праздникам. В Пансионе традиционно проводятся конкурсы чтецов, победителям вручаются Грамоты.
В 2019 году англоговорящий мир отмечает 455 лет со дня рождения Уильяма Шекспира и это очень хороший повод для организации вечера поэзии или Конкурса знатоков жизни и творчества великого английского поэта. Так воспитанницы 7–8 курсов организовали и провели вечер поэзии, посвященный этой дате, на котором они говорили о жизни и творчестве У. Шекспира, участвовали в интеллектуальной игре, созданной по модели телеигры «Своя игра», читали сонеты Шекспира на английском и русском языках.
Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества способен точно и образно отразить различные стороны жизни народа страны изучаемого языка, воздействовать на интеллект, эмоции ученика и его образно-художественную память, содействовать эстетическому воспитанию детей. Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой, носителем культурологической информации. При отборе песенного материала необходимо возрастные особенности и интересы учащихся при выборе аутентичного песенного материала песни с яркой запоминающейся мелодией. На концертах и творческих встречах часто звучат песни на иностранных языках в исполнении воспитанниц.
Следующий момент, о котором необходимо помнить при формировании социокультурной компетенции — это, конечно, речевой этикет. Речевой этикет английского языка имеет особое значение для воспитания личности в целом. Необходимо тренировать у школьников потребность в употреблении форм вежливости, адекватную форму речевого поведения, закрепить в сознании учеников общечеловеческие правила, как тактичность, доброжелательность, умение сопереживать, проявлять себя в качестве приятного собеседника — вежливого, внимательного, щедрого на похвалу. Для этого необходимо создавать речевые ситуации, при которых учащиеся участвуют и диалогах, используя изученный речевой этикет. После каникул они рассказывают, что применяли свои знания и умения говорить по-английски в реальных речевых ситуациях во время заграничных поездок.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют создать виртуальную социокультурную и языковую среду. Доступ к сети Интернет практически снимает проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают расширять кругозор о стране изучаемого, совершать виртуальные путешествия по странам изучаемого языка. Виртуальное путешествие дает возможность самому получить дополнительную информацию, сделать самостоятельный вывод о каком-либо памятнике культуры, явлении и событии. Игра в путешествие помогает создавать эффект присутствия учащихся в виртуальной экскурсии, устраняет страх перед общением с носителем языка, весьма интересной и плодотворной формой развития социокультурных компетенций является научно-практическая, научно-исследовательская деятельность обучающихся. Подобные работы развивают способность видеть сходства и различия двух культур, собственной и изучаемой, делать выводы. Они помогают создать ассоциативно-языковую память, учат с уважением относиться к иноязычной культуре и с гордостью представлять свою культуру, обычаи и традиции в современном мире.
Формирование социокультурной компетенции происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, таких как, посещение музеев, театра для просмотра спектаклей по произведениям У. Шекспира или других писателей страны изучаемого языка.
Использование в школе правильно выстроенной, выверенной системы интеграции урочной и внеурочной деятельности позволяет эффективно формировать социокультурную компетенцию учащихся.
Без знания социокультурного фона сформировать коммуникативную компетенцию невозможно. Важно также обратить внимание на культурное невербальное поведение, чтобы научиться избегать неадекватного или оскорбительного для другого народа поведения.
Литература:
- Журнал Первое сентября, № 4, апрель 2014
- Нефедова М. А. Отбор материалов лингвострановедческого содержания для чтения // Иностранные языки в школе. — 1994. — № 4.
- Шевченко Е. И. Использование музыкального материала на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе — 2010. — № 2