В статье раскрывается проблема толерантности в современном мире. Любой человек постоянно сталкивается с чем-то отличающимся от его картины мира, от его мировоззрения: то есть с другими нравами, привычками, определенными обычаями, поведением, которое часто не согласуется с его взглядами на жизнь. И в каждый из подобных моментов он стоит перед выбором: как возможно отнестись к подобной «инаковости» проявить толерантность или продемонстрировать нетерпимость.
Актуальность темы обусловлена тем, что значение толерантности переоценить невозможно как для отдельного индивида, так и в целом для всего общества. Подобная черта является собирательной характеристикой индивида, которая определяет его способность в различных проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой для восстановления своего нервно-психического равновесия, постановки успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и со всем окружающим миром.
Ключевые слова: толерантность, толерантность у подростков, подросток, школа, характеристика личности.
Понятие «толерантность» стало не только универсальным и международным термином, но также является одной из основных тем современных гуманитарных наук, особенно в психологии. Занимает важное место проблема социальной психологии, связанная с межличностными и групповыми отношениями.
В последнее время проблема толерантности все больше смещается от теоретической сферы не только к практической области, но и к области непосредственного выживания и позитивного мировоззрения всего человечества. Поэтому воспитание толерантности было одной из главных проблем современного образования с детства. Особенно важно в школьный период, особенно в подростковом возрасте, когда многие психологические реакции имеют степень риска, а нетерпимость может превратиться в открытую агрессию.
Толерантность в переводе с латыни означает терпимость, переносимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.
Современная западная психология выделяет три основных подхода к сущности и природе толерантности:
– толерантность как ценность личности и общества [Гацалов, 2013, 39];
– толерантность как социальная установка, в структуре которой с точки зрения социальной психологии рассматриваются аффективный, когнитивный, поведенческий компоненты [Меньшикова, 2015, 15];
– толерантность как личностная черта, которая может быть связана с другими чертами личности [Полищук, 2012, 8].
Отечественная психология к рассмотрению толерантности подходит в более широком диапазоне — от нервно-психической устойчивости до нравственного императива личности.
Толерантность в русском языке определяется как понятия «терпимость», которое означает свойство, качество или способность терпеть что-либо или кого-либо «по милосердию, снисхождению» [Плужник, 2014, 162]; «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению» [Юдакина, 2016, 27].
В современной отечественно психологии: «Толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтаций и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [Новикова, Нижегородцева, 2014, 357]. Такое понимание толерантности дает основание для ее изучения минимум в четырех аспектах: психофизиологическая устойчивость, личностная характеристика, система индивидуальных установок и ценностей личности, социологические индикаторы.
В современном мире толерантность — один из самых информативных и очень важных черт человека. В ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения [Лебедева, 2016, 100].
Толерантность, как черта личности относится к стержневым, поскольку в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность — положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и выполнение профессиональных обязанностей. Это систематическая черта, потому что многие другие качества личности, прежде всего моральные и интеллектуальные, соответствующие с образованием определенной психической группы. Вот почему особенности толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, а также способности к самоконтролю и самокоррекции.
Толерантность предполагает наличие самоконтроля, эмпатии, выносливости и интеллектуальной гибкости. Некоторыми психологами толерантность рассматривается как многомерная характеристика личности, имеющая сложную структуру, основными составляющими которой являются следующие составляющие:
– мотивационно-ценностная;
– когнитивная;
– эмоционально-волевая;
– поведенческая [Клейберг, 2012, 330].
Под структурой толерантности понимается совокупность вариативно устойчивых компонентов, которые сохраняются при различных изменениях условий жизнедеятельности.
В современном российском обществе формируется новая модель мирового развития — модель взаимной интеграции культур. Взаимодействие между различными культурами и этническими группами, в свою очередь, приводит к установлению толерантности как принципа взаимоотношений.
С 2014 года эксперты отмечают заметный тренд — рост ультраправых настроений среди российской молодежи, — это связывают с возвращением из зоны ранее осужденных, а также влиянием внешнеполитических обстоятельств. Если в прежние годы молодежь активно реагировала на войну в Чечне, Югославии, то сегодня — на войну на Украине, в Сирии, что проявляется в националистических настроениях, в создании различных организаций профашистского толка, уличном насилии в отношении людей с темным цветом кожи [Романова, 2015, 82].
Нетерпимость проявляется во всех сферах жизни общества (экономике, политике, социальной сфере, культуре, семейно-бытовых отношениях и др.) и в различных вариациях: в религиозных и национальных проявлениях, в реализации протестных настроений, социальных конфликтах. Все формы и вариации зачастую усиливаются и пересекаются друг с другом. Феномен нетерпимости, а также толерантность, является постоянным элементом реальных процессов в обществе.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня принципы и ценности выдвигаются, для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому стремления необходимы для формирования у детей и у взрослых нравственных ценностей, которые являются показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Можно с уверенностью сказать, что на современном этапе развития общества необходимо формирования культуры толерантности среди молодежи, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Задача педагогов и психологов в школе — изучить особенности поведения школьников и оказать им необходимую поддержку в формировании толерантности и толерантного поведения, без которых невозможно успешное существование в современном обществе.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена школьному образованию и воспитанию. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира к окончанию школы должно стать неотъемлемыми чертами характера молодежи. Стремление молодых людей относиться с уважением и почтением к представителям не только различных национальностей, но к другим людям вообще, понимание, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различие по своей природе является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Таким образом, подводя итоги можно сделать вывод, что специфичность толерантности в России обусловлена такими факторами, как исторически сложившаяся многонациональность страны, схожие ценности и потребности, а также особенности менталитета. Однако, на фоне происходящих социокультурных и политических изменений в нашей стране, возникают явления нетерпимости, национализма и тому подобные явления, которые приводят к интолератности нашего общества. Что, в свою очередь, актуализирует проблему необходимости воспитания толерантности, начиная уже со школы.
Литература:
1 Гацалов Р. Р. Понятие «толерантность» и пути реализации механизма формирования толерантности в санкт-петербурге: способы разрешения и локализации // В сборнике: Междисциплинарные аспекты диалога культур. СПб.: Государственная полярная академия, 2013. 39 с.
2 Зенович Д. В. Воспитание толерантности и межэтнической толерантности у подростков — важная проблема современного образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 37. 25–27 с.
3 Ионина О. С. Толерантность как качество нравственно здоровой личности подростка // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2016. № 1 (6). 155–158 с.
4 Клейберг Ю. А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика // Общество и право. 2012. № 4 (41). 329–334 с.
5 Лебедева В. Е. Особенности толерантности подростков // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2016. 99–102 с.
6 Меньшикова Н. С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67). 15–18 с.
7 Никулина Т. И. Толерантное поведение в профилактике этнических конфликтов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1–3 (55). 134–136 с.
8 Носов В. А. Воспитание толерантности и «толерантности»: Россия и Запад // В сборнике: Молодежная политика — пути к реализации через толерантность, здоровый образ жизни, безопасность и традиционные институты общества. Военная история: вчера, сегодня, завтра. СПб: СПб ГБУ ДМ «ФОРПОСТ», 2016. 19–25 с.
9 Плужник И. Л. Толерантное поведение в условиях межкультурной коммуникации // В сборнике: Иностранные языки: сравнительно-сопоставительные исследования, вопросы преподавания и межкультурной коммуникации, 2014. 162–168 с.
10 Полищук О. Н. Формирование толерантного мышления и поведения // Начальная школа. 2012. № 12. 8–10 с.
11 Романова Т. В. Формирование толерантности у подростков в современных условиях // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. 82–89 с.
12 Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2014. — 357 с.
13 Юдакина С. И. Толерантность и содействие толерантному поведению // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 27. 27–31 с.