Развитие толерантности у подростков в условиях средней образовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 10.09.2019

Статья просмотрена: 439 раз

Библиографическое описание:

Гурьева, Е. Д. Развитие толерантности у подростков в условиях средней образовательной школы / Е. Д. Гурьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62297/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрывается проблема толерантности в современном мире. Любой человек постоянно сталкивается с чем-то отличающимся от его картины мира, от его мировоззрения: то есть с другими нравами, привычками, определенными обычаями, поведением, которое часто не согласуется с его взглядами на жизнь. И в каждый из подобных моментов он стоит перед выбором: как возможно отнестись к подобной «инаковости» проявить толерантность или продемонстрировать нетерпимость.

Актуальность темы обусловлена тем, что значение толерантности переоценить невозможно как для отдельного индивида, так и в целом для всего общества. Подобная черта является собирательной характеристикой индивида, которая определяет его способность в различных проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой для восстановления своего нервно-психического равновесия, постановки успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и со всем окружающим миром.

Ключевые слова: толерантность, толерантность у подростков, подросток, школа, характеристика личности.

Понятие «толерантность» стало не только универсальным и международным термином, но также является одной из основных тем современных гуманитарных наук, особенно в психологии. Занимает важное место проблема социальной психологии, связанная с межличностными и групповыми отношениями.

В последнее время проблема толерантности все больше смещается от теоретической сферы не только к практической области, но и к области непосредственного выживания и позитивного мировоззрения всего человечества. Поэтому воспитание толерантности было одной из главных проблем современного образования с детства. Особенно важно в школьный период, особенно в подростковом возрасте, когда многие психологические реакции имеют степень риска, а нетерпимость может превратиться в открытую агрессию.

Толерантность в переводе с латыни означает терпимость, переносимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.

Современная западная психология выделяет три основных подхода к сущности и природе толерантности:

– толерантность как ценность личности и общества [Гацалов, 2013, 39];

– толерантность как социальная установка, в структуре которой с точки зрения социальной психологии рассматриваются аффективный, когнитивный, поведенческий компоненты [Меньшикова, 2015, 15];

– толерантность как личностная черта, которая может быть связана с другими чертами личности [Полищук, 2012, 8].

Отечественная психология к рассмотрению толерантности подходит в более широком диапазоне — от нервно-психической устойчивости до нравственного императива личности.

Толерантность в русском языке определяется как понятия «терпимость», которое означает свойство, качество или способность терпеть что-либо или кого-либо «по милосердию, снисхождению» [Плужник, 2014, 162]; «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению» [Юдакина, 2016, 27].

В современной отечественно психологии: «Толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтаций и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [Новикова, Нижегородцева, 2014, 357]. Такое понимание толерантности дает основание для ее изучения минимум в четырех аспектах: психофизиологическая устойчивость, личностная характеристика, система индивидуальных установок и ценностей личности, социологические индикаторы.

В современном мире толерантность — один из самых информативных и очень важных черт человека. В ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения [Лебедева, 2016, 100].

Толерантность, как черта личности относится к стержневым, поскольку в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность — положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и выполнение профессиональных обязанностей. Это систематическая черта, потому что многие другие качества личности, прежде всего моральные и интеллектуальные, соответствующие с образованием определенной психической группы. Вот почему особенности толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, а также способности к самоконтролю и самокоррекции.

Толерантность предполагает наличие самоконтроля, эмпатии, выносливости и интеллектуальной гибкости. Некоторыми психологами толерантность рассматривается как многомерная характеристика личности, имеющая сложную структуру, основными составляющими которой являются следующие составляющие:

– мотивационно-ценностная;

– когнитивная;

– эмоционально-волевая;

– поведенческая [Клейберг, 2012, 330].

Под структурой толерантности понимается совокупность вариативно устойчивых компонентов, которые сохраняются при различных изменениях условий жизнедеятельности.

В современном российском обществе формируется новая модель мирового развития — модель взаимной интеграции культур. Взаимодействие между различными культурами и этническими группами, в свою очередь, приводит к установлению толерантности как принципа взаимоотношений.

С 2014 года эксперты отмечают заметный тренд — рост ультраправых настроений среди российской молодежи, — это связывают с возвращением из зоны ранее осужденных, а также влиянием внешнеполитических обстоятельств. Если в прежние годы молодежь активно реагировала на войну в Чечне, Югославии, то сегодня — на войну на Украине, в Сирии, что проявляется в националистических настроениях, в создании различных организаций профашистского толка, уличном насилии в отношении людей с темным цветом кожи [Романова, 2015, 82].

Нетерпимость проявляется во всех сферах жизни общества (экономике, политике, социальной сфере, культуре, семейно-бытовых отношениях и др.) и в различных вариациях: в религиозных и национальных проявлениях, в реализации протестных настроений, социальных конфликтах. Все формы и вариации зачастую усиливаются и пересекаются друг с другом. Феномен нетерпимости, а также толерантность, является постоянным элементом реальных процессов в обществе.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня принципы и ценности выдвигаются, для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому стремления необходимы для формирования у детей и у взрослых нравственных ценностей, которые являются показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Можно с уверенностью сказать, что на современном этапе развития общества необходимо формирования культуры толерантности среди молодежи, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Задача педагогов и психологов в школе — изучить особенности поведения школьников и оказать им необходимую поддержку в формировании толерантности и толерантного поведения, без которых невозможно успешное существование в современном обществе.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена школьному образованию и воспитанию. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира к окончанию школы должно стать неотъемлемыми чертами характера молодежи. Стремление молодых людей относиться с уважением и почтением к представителям не только различных национальностей, но к другим людям вообще, понимание, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различие по своей природе является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Таким образом, подводя итоги можно сделать вывод, что специфичность толерантности в России обусловлена такими факторами, как исторически сложившаяся многонациональность страны, схожие ценности и потребности, а также особенности менталитета. Однако, на фоне происходящих социокультурных и политических изменений в нашей стране, возникают явления нетерпимости, национализма и тому подобные явления, которые приводят к интолератности нашего общества. Что, в свою очередь, актуализирует проблему необходимости воспитания толерантности, начиная уже со школы.

Литература:

1 Гацалов Р. Р. Понятие «толерантность» и пути реализации механизма формирования толерантности в санкт-петербурге: способы разрешения и локализации // В сборнике: Междисциплинарные аспекты диалога культур. СПб.: Государственная полярная академия, 2013. 39 с.

2 Зенович Д. В. Воспитание толерантности и межэтнической толерантности у подростков — важная проблема современного образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 37. 25–27 с.

3 Ионина О. С. Толерантность как качество нравственно здоровой личности подростка // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2016. № 1 (6). 155–158 с.

4 Клейберг Ю. А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика // Общество и право. 2012. № 4 (41). 329–334 с.

5 Лебедева В. Е. Особенности толерантности подростков // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2016. 99–102 с.

6 Меньшикова Н. С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67). 15–18 с.

7 Никулина Т. И. Толерантное поведение в профилактике этнических конфликтов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1–3 (55). 134–136 с.

8 Носов В. А. Воспитание толерантности и «толерантности»: Россия и Запад // В сборнике: Молодежная политика — пути к реализации через толерантность, здоровый образ жизни, безопасность и традиционные институты общества. Военная история: вчера, сегодня, завтра. СПб: СПб ГБУ ДМ «ФОРПОСТ», 2016. 19–25 с.

9 Плужник И. Л. Толерантное поведение в условиях межкультурной коммуникации // В сборнике: Иностранные языки: сравнительно-сопоставительные исследования, вопросы преподавания и межкультурной коммуникации, 2014. 162–168 с.

10 Полищук О. Н. Формирование толерантного мышления и поведения // Начальная школа. 2012. № 12. 8–10 с.

11 Романова Т. В. Формирование толерантности у подростков в современных условиях // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. 82–89 с.

12 Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2014. — 357 с.

13 Юдакина С. И. Толерантность и содействие толерантному поведению // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 27. 27–31 с.

Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, внешняя среда, нервно-психическое равновесие, окружающий мир, проблема толерантности, современный мир, социальная психология, успешная адаптация, ценность личности.


Ключевые слова

толерантность, школа, подросток, характеристика личности, толерантность у подростков

Похожие статьи

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 16 лет. Данный возраст является переходным периодом, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и психологическим взрослением ребенка. Психологические особенност...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Связь метакогнитивной компетентности и способов преодоления жизненных трудностей у студенческой молодёжи

На сегодняшней день окружающий мир претерпевает большое количество трансформаций. В связи с этим, современной молодежи необходимо уметь достаточно быстро принимать решения, так как условия, в которой они находятся достаточно неясны и нестандартны. На...

Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности

Данная статья раскрывает связь стиля родительского воспитания, который является отражением общей системы взаимоотношений родителей и ребёнка, и самоощущения ребёнка в этих отношениях, его эмоционального состояния.

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения детей в образовательную деятельность. Психологический кризис первого года школьной жизни, — по-видимому, один из не многих кризисов психологического развития детей, когда формаль...

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Похожие статьи

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 16 лет. Данный возраст является переходным периодом, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и психологическим взрослением ребенка. Психологические особенност...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Связь метакогнитивной компетентности и способов преодоления жизненных трудностей у студенческой молодёжи

На сегодняшней день окружающий мир претерпевает большое количество трансформаций. В связи с этим, современной молодежи необходимо уметь достаточно быстро принимать решения, так как условия, в которой они находятся достаточно неясны и нестандартны. На...

Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности

Данная статья раскрывает связь стиля родительского воспитания, который является отражением общей системы взаимоотношений родителей и ребёнка, и самоощущения ребёнка в этих отношениях, его эмоционального состояния.

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения детей в образовательную деятельность. Психологический кризис первого года школьной жизни, — по-видимому, один из не многих кризисов психологического развития детей, когда формаль...

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Задать вопрос