Одним из основных условий развития педагогического коллектива загородного лагеря, следует выделить формирование воспитательной среды, что направлено на обеспечение воспитания подрастающего поколения. Воспитание заключается в полноценном отдыхе и самореализации учащихся при условии выявления специфики воспитательного процесса, определении компонентного состава и структуры воспитательной среды, раскрытии ресурсного потенциала отдельных компонентов воспитательной среды, характеристике процесса ее формирования, выявления экспериментально проверенных педагогических условий формирования воспитательной среды.
Характеризуя процесс формирования воспитательной среды, рекомендуется использовать интегративные характеристики, которые пронизывают все страты ее модели. Характеризуя интегративные показатели, необходимо выделить гуманизм, под которым понимается основополагающая ценность, которая базируется на общечеловеческих принципах. Так же она сочетает в себе индивидуальные, общественные, коллективные, личные, идеологические и социальные направления. Гуманизм воспитательной среды реализуется при действии следующих принципов: духовность, демократия, свобода, толерантность, персонификация. Среди других не менее важных интегративных составляющих воспитательной среды загородного лагеря также можно выделить:
− ценность, которая характеризуется важнейшим качеством образовательной системы как таковой;
− преемственность, которая характеризуется сохранением и развитием традиций, и освоением их подрастающим поколением, включая социальные нормы, стереотипы и роли;
− непрерывность, которая гарантирует отсутствие зон, устанавливающих свой определенный порядок взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
Формирование воспитательной и образовательной среды в условиях загородного лагеря следует рассматривать и при проектировании организации лагерной смены, которые определяются длительностью процесса, которая затрагивает основные этапы.
При сравнительном изучении хода и результатов опытно-экспериментальной работы педагогов в условиях загородного лагеря, с учетом лагерной практики, позволяет определить условия поддержания эффективной воспитательной и педагогической работы, к которым следует отнести:
− необходимо вовлечение всех педагогов при работе и формировании лагерной смены от ее начала до ее окончания;
− необходимо создавать субъектные отношения между педагогами и детьми в условиях загородного лагеря;
− необходимо адекватно соблюдать интересы и устремления подрастающего поколения;
− необходимо комплексно характеризовать работу, направленную на формирование каждой составляющей воспитательного и образовательного процесса (регулятивная, поведенческая, идеологическая);
− необходимо соблюдать основополагающие принципы, обозначенные выше, а именно: гуманизм, целостность, непрерывность, преемственность.
Как и любая сфера общественной жизни, педагогический коллектив в условиях загородного лагеря имеет свои особенности, а именно, насыщенность, интенсивность, высокий темп жизнедеятельности, свободу при выборе управленческих стратегий, включая интенсивность общения, которая выражена интенсивностью процессов развития личности подрастающего поколения при тесном взаимодействии педагогов и детей.
При работе педагогов в условиях загородного лагеря предлагается использовать модель, которая направлена на реализацию воспитания подрастающего поколения в различный возрастной период. Среди основных компонентов обозначенной модели следует выделить цель, которая направлена на реализацию воспитательного потенциала несовершеннолетних, а также принципы, которые направлены на поддержание безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних:
− приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
− самодеятельности, самостоятельности, самоуправления детей и взрослых;
− единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми;
− принцип многообразия форм и методов деятельности детей, и сотрудников;
− выбор видов деятельности;
− массовость и общедоступность занятий по интересам, компоненты воспитательного потенциала, этапы реализации воспитательного потенциала разновозрастного детского коллектива (ориентационный, адаптационный, этап конфликтов, период творческого сотрудничества, итоговый), основные формы реализации воспитательного потенциала:
− индивидуально-групповые;
− беседа, поручение, событие;
− коллективное творческое дело, отрядный огонек, тематические часы, ролевые игры, массовые;
− сценические представления, передвижение по маршруту, дела с индивидуальной траекторией участия, кружковая работа, час ровесников, педагогические условия.
Совокупность педагогических условий реализации воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива в загородном лагере:
− комплектование коллектива на основе желаний и интересов ребенка;
− учет количественного и возрастного состава при комплектовании детского коллектива;
− учет ожиданий и установок подростков в процессе организации жизнедеятельности детского коллектива;
− педагогически организованное общение как по горизонтали (ребенок-ребенок), так по вертикали (ребенок-взрослый);
− эмоционально положительные отношения в коллективе как приоритет его развития;
− оптимальное сочетание индивидуально-групповых, коллективных и массовых форм, и методов воспитательной деятельности;
− особая позиция педагога в разновозрастном подростковом коллективе.
Таким образом, с учетом изученного теоретического материала, при успешной реализации педагогических направлений с целью гуманного развития несовершеннолетних в условиях загородного лагеря, могут быть достигнуты следующие условия:
− коллектив педагогов комплектуется с учетом желаний и интересов детей;
− учитывается количественный и возрастной состав с учетом комплектования первичного коллектива;
− учитываются ожидания и установки детей при организации жизнедеятельности первичного коллектива;
− организация общения педагога и детей осуществляется как по горизонтали (по схеме: «ребенок-ребенок»), так и по вертикали (по схеме: «ребенок-взрослый»);
− необходимо поддерживать эмоционально-положительные отношения, что является приоритетным началом развития педагогического коллектива;
− оптимально сочетаются индивидуально-групповые, коллективные и массовые формы воспитательной и образовательной деятельности;
− особая роль отводится педагогу в коллективе.
Литература:
- Алехина, Е. В. Организационно-деятельностные особенности функционирования православного детского лагеря / Е. В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: ВГПУ, 2003.
- Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль: Академия развития, 2003.
- Буданова Г. С. Летняя страна детства / Г. С. Буданова// народное образование. — 2001.- № 3.
- Волгунов, В. А. Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря. Дисс. канд. педагог. наук Владимир Афанасьевич Волгунов. 13.00.01. 2004.
- Гусев, Д. А. Производственная практика (педагогическая практика в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей) /Д. А. Гусев, В. Н. Белов: учебно-методическое пособие. — Арзамасский филиал ННГУ. — 2013.
- Копытина, О. И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика / О. И. Копытина, М. Л. Самойлова: учебно-методич. пособие. Курган. 2011.
- Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.