В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для презентации нового грамматического и лексического материала на этапе семантизации. Уделяется внимание использованию интерактивных методов обучения на уроках английского языка.
Ключевые слова: традиционный урок, этапы урока, этап семантизации, мотивация, интерактивные методы и приемы, игра.
Занятия, проводимые в школе, принято называть уроком. Традиционно, урок — это форма организации обучения учащихся, ограниченная во времени и пространстве и имеющая своей целью присвоение учащимися определенного нового опыта. Во время урока учитель использует разные методы и приемы для понимания и овладения учащимися материала по изучаемому предмету (в нашем случае, английскому языку) [1, с. 12].
Урок условно делится на несколько этапов. Далее рассмотрим подробнее эти этапы. Во-первых, основой приобретения нового опыта является проблема, которую необходимо решить, поэтому первый этап урока называется проблематизация. Именно на этом этапе формулируется цель и озвучивается тема урока [2, с. 4].
Любой человек, и ученик в том числе, уже имеет какой-то свой накопленный опыт, и этот опыт может и должен быть использован в ситуации присвоения нового, поэтому следующий этап урока называется актуализация имеющихся знаний. На этом этапе учащиеся вспоминают определенный пройденный материал с предыдущих уроков и соотносят его с новой темой [2, с. 4].
Основной этап урока, который непосредственно связан с деятельностью по извлечению новых знаний и формированию/закреплению новых умений, называется семантизацией. Во время этой части урока учитель объясняет учащимся новый грамматический или лексический материал [2, с. 5].
Контроль (со стороны учителя) и самооценку (оценивание своих достижений на уроке самим ребенком) можно выделить в отдельный этап, который затем переходит в рефлексию. На этапе рефлексии учитель должен получить от учащихся так называемую «обратную связь», то есть понять, что они запомнили из пройденного урока и как усвоили материал [2, с. 5].
Таким образом, выделяется пять этапов урока и в их названиях отражаются непосредственно сами цели этих этапов.
Исходя из того или иного этапа урока учитель сам подбирает необходимые методы и приемы обучения. Подбор методов зависит также от цели урока, формулируемой учителем и являющейся конкретной, понятной и достижимой в рамках одного урока [3, с. 78].
Что касается основной части урока, то на этапе семантизации происходит введение нового материала, которое зависит от темы и цели урока, поэтому учителю важно правильно определить объем материала, последовательность его презентации и соотношение затрат времени на его объяснение и отработку [2, с. 6].
Изучение нового материала предусматривает его объяснение учителем с помощью словесных методов обучения и различного иллюстративного материала. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать этот этап урока не только продуктивным, но и интересным. Например, в начальной школе самым эффективным методом презентации новой лексики являются карточки, которые могут изображать не только всевозможные предметы (в соответствии с темой урока), но, а также разные действия (например, во время изучения глаголов движения). Чтобы сделать урок еще более интересным, вместо карточек можно использовать сами предметы, например, во время введения новой лексики по теме «Школьные принадлежности» можно использовать школьные принадлежности самих учащихся, это сделает урок более интерактивным. Для введения темы «Еда» или «Животные» можно также использовать пластмассовые фигурки овощей или животных и т. д. Мотивационный компонент в использовании реальных объектов заключается в том, что младшим школьникам, учитывая их возрастные особенности, будет интересно не только называть предметы по-английски, но еще и трогать и рассматривать их [6, с. 20]
Карточки, картинки или пластмассовые фигурки относятся к непереводным методам введения нового материала, которые лучше всего помогают презентовать новую лексику в начальной школе, исключая русский язык. К таким методам можно также отнести использование синонимов или противоположностей [3, с. 262].
Если класс оборудован современной компьютерной техникой, то для презентации нового материала учитель может использовать картинки или фотографии, которые удобно показывать через проектор или интерактивную доску. Учитывая особенность возраста младших школьников, то такая подача нового материала им очень интересна, и они активно принимают участие в работе на уроке [5, с. 310].
Помимо вышеперечисленного, презентация нового лексического материала может проходить через движения, например, учитель изображает, будто он плывет или бежит, сопровождая свои действия словам «swim» или «run» соответственно. Чтобы сделать эту часть урока еще более занимательной, учитель может попросить учащихся повторять вместе с ним; учащиеся начальной школы всегда активно участвуют в интерактивных формах подачи материала.
Также достаточно эффективным методом объяснения новой темы в начальной школе может случить игра. Это объясняется тем, что учащиеся этого возраста познают окружающую среду через игру. Она соответствует естественным потребностям и желаниям учащихся начальной школы, а потому с ее помощью они будут учиться с большим удовольствием. Игровая деятельность на уроках английского языка не только осуществляет процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к коммуникации в естественных условиях [5, с. 116]. Использование игровых приемов в целях обучения английскому языку помогает преодолеть языковой и психологический барьеры. Поэтому учителю необходимо использовать различные виды игр на своих уроках [7, с. 42]. Это могут быть как подвижные игры, требующие перемещения по классу, так и игры, которые можно выполнять на карточках, не изменяя местоположения.
Итак, донести до учащихся основные понятия, способы решения конкретных заданий, дать алгоритм выполнения этих заданий, познакомить их с теоретическим материалом, а также научить переносить теоретические знания на практику — является главной задачей этапа семантизации [2, с. 6].
Однако, прежде чем познакомить учащихся с новой темой урока, их необходимо заинтересовать и замотивировать. Ведь что как не мотивация и интерес служат лучшим способом для эффективного и продуктивного обучения английскому языку. Создание и поддержание мотивации на уроке английского языка требует от учителя большой подготовительной работы к уроку. Для этого он может применять широкий спектр различных приемов и методов, описанных выше [4, с. 207].
Таким образом, объяснение нового грамматического или лексического материала на уроках английского языка в начальной школе происходит более продуктивно, если учитель использует разные подвижные формы обучения и наглядный материал. Этап семантизации является основной частью урока английского языка, поэтому важно уделять внимание подготовке к уроку и непосредственно самому проведению. Разные методы и приемы помогают учителю сделать урок занимательным и продуктивным, а учащимся начальной школы поддерживать интерес к изучению английского языка.
Литература:
- Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения [Текст] / В. С. Безрукова. — 3 выпуск. — М: Сентябрь, 2004. — 127с.
- Борисова, И.В., Самкова, И. Н. Как одолеть ФГОС? (энциклопедия методов обучения) [Текст] / И. В. Борисова, И. Н. Самкова. — Абакан, изд-во ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2017. — 55 с.
- Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии: учебное пособие [Текст] / М. В. Буланова-Торопкова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушкин. — Ростов н/Д.:Феникс, 2002.- 312 с.
- Ворожцова, И. Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку [Текст] / И. Б. Ворожцова. — Ижевск: Удмуртский университет, 2000. — С. 207–210.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с.
- Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя [Текст] / А. А. Гин. — 4-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2002. — 88 с.
- Чеботарева, А. В. Современный учитель английского языка. Методическая копилка идей учителей английского языка. Сборник докладов [Текст] / А. В. Чеботарева. — 2 выпуск. — Санкт-Петербург: Творческая мастерская учителей английского языка, 2012. — 58 с.