Влияние уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.09.2019

Статья просмотрена: 756 раз

Библиографическое описание:

Долеева, Г. В. Влияние уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе / Г. В. Долеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62313/ (дата обращения: 17.10.2024).



В своей жизни почти каждый студент испытывал стресс во время учебного года, а особенно, стресс возникает в период сдачи экзаменов. В связи с возникновением актуальности проблемы стресса возникает и актуальность изучения темы влияния творческого потенциала на уровень стрессоустойчивости личности обучающегося в ВУЗе.

Ключевые слова: стрессоустойчивость личности, творческий потенциал личности.

Введение

Стресс в жизни каждого студента может иметь большое количество причин. И степень нервного напряжения зависит от того, насколько подросток готов самостоятельно жить и принимать важные решения в своей жизни.

«Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, по ни одно из них нельзя выделить и сказать — «вот это и есть стресс», потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим». [2].

У каждого из нас есть уникальные способности, определенные склонности к талантам и каким-либо к видам деятельности. Творческий потенциал личности имеется в каждом, но не все люди стараются его развивать на протяжении всей жизни.

По мнению Е. А. Яковлевой, «творчество — это процесс выявления собственной индивидуальности. Творчество неотделимо от индивидуальности человека, оно представляет собой реализацию личности своей универсальности». [3].

Существуют основные направления в развитии творческих способностей у студентов: развитие воображения; развитие вербальной (словесное творческое мышление) и невербальной (изобразительное творческое мышление) креативности.

В. Г. Рындак творческий потенциал определяет как «систему личностных способностей, которые позволяют оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию» [1].

Основная часть

Объект исследования: стрессоустойчивость студентов вуза.

Предмет исследования: зависимость уровня проявления творческого потенциала от уровня стрессоустойчивости личности у студентов ВУЗа.

Цель исследования: выявить зависимость стрессоустойчивости личности от ее творческого потенциала.

Гипотеза исследования: учащиеся с высоким уровнем творческого потенциала личности менее подвержены стрессу в период обучения в ВУЗе.

Методики исследования: 1) Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В.). 2) Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона). 3) Самооценка творческого потенциала личности (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.).

База исследования: в исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в ВолгГМУ, из них 22 женщин и 10 мужчин, в возрасте от 18 до 25 лет. Общий объём выборки составил 32 человека.

Анализ ирезультаты исследования

«Высокий» уровень стрессоустойчивости имеют 13 % студентов, «выше среднего» у 22 %, «чуть выше среднего» 34 %, «средний» 25 % и «ниже среднего» у 6 % человек в ходе проведения тестирования на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В.).

Рис. 1.Результаты теста на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В.)

Исходя из этого результата, можно сделать вывод, что студенты имеют адекватное восприятие своей стрессоустойчивости.

Результаты проведения теста на самооценку стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона) показывают, что у 59 % студентов самооценка стрессоустойчивости вышло «удовлетворительно», у 25 % человек оценка «плохо» и у 16 % «хорошо».

Рис. 2.Результаты теста на самооценку стрессоустойчивости личности (С. Коухена и Г. Виллиансона)

Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов хорошая стрессоустойчивость.

После проведения методики «Самооценка творческого потенциала личности (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.)» были получены следующие результаты: у 78 % студентов средний уровень самооценки творческого потенциала; у 13 % высокий уровень; и только 9 % имеют низкий уровень.

Рис. 3.Результаты методики «Самооценка творческого потенциала личности (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.)

Данные показывают нам то, что у большинства студентов вуза имеется хороший творческий потенциал, которым они пользуются в процессе учебы.

По результатам методик была проведена статистическая обработка полученных данных с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics. Мы проводим дисперсионный анализ данных для того что бы узнать влияет ли уровень стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе.

По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что имеется влияние уровня стрессоустойчивости, на уровень творческого потенциала.

Таблица 1

Влияние уровня стрессоустойчивости на уровень творческого потенциала

Сумма квадратов

ст.св.

Средний квадрат

F

Знч.

Между группами

463,200

2

231,600

5,719

,008

Внутри групп

1174,300

29

40,493

Итого

1637,500

31

Также следует отметить, что на рисунке 4 у лиц с низким уровнем стрессоустойчивости в большей степени выражен творческий потенциал.

Рис 4.Влияние уровня стрессоустойчивости на уровень творческого потенциала

Выводы

В результате эмпирического исследования мы выявили наличие влияния уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе и наша гипотеза в определенной степени подтвердилась.

Литература:

1. Крамар, П. П. К определению понятия «творчество» // Вопросы общественных наук. — 1982. — № 50. — С. 54–61.

2. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.

3. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. — М.: Флинта, 1997. — 222 с.

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческий потенциал личности, уровень, личность, Самооценка, студент, IBM, SPSS, высокий уровень, творческий потенциал обучающегося.


Ключевые слова

творческий потенциал личности, стрессоустойчивость личности

Похожие статьи

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молод...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период студенчества

Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса. На сегодняшний день в России не производилась статистика подверженности общества стрессу. В настоящее время большинство работ посвящено рас...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Похожие статьи

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молод...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период студенчества

Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса. На сегодняшний день в России не производилась статистика подверженности общества стрессу. В настоящее время большинство работ посвящено рас...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Задать вопрос