Банкротство как один из специально предусмотренных законом «исключительных» способов прекращения деятельности юридического лица | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 07.09.2019

Статья просмотрена: 626 раз

Библиографическое описание:

Мухина, Е. В. Банкротство как один из специально предусмотренных законом «исключительных» способов прекращения деятельности юридического лица / Е. В. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62315/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены особенности и роль банкротства как способа прекращения деятельности юридического лица, изучен порядок перехода от добровольной ликвидации к ликвидации в процессе банкротства, а также их отличия, определены юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными.

Ключевые слова: банкротство, юридическое лицо, прекращение деятельности, ликвидация.

И в российской, и в общемировой практике банкротство — это последствие принятия на себя должниками излишних рисков или неисполнения обязательств контрагентами. На практике наиболее часто встречаются ситуации, в которых должники до последнего рассчитывают на то, что кредиторы смогут подождать, дебиторская задолженность будет погашена, а обязательства будут надлежаще исполнены контрагентами. И в тот момент, когда должники понимают, что выхода из финансового тупика нет, они пытаются предпринять хоть что-то для сохранения своего предприятия, минимизации убытков, устранения личной ответственности и сбережения того, что еще возможно сохранить. Именно тогда у многих возникает идея пройти через процедуру банкротства.

На сегодняшний день согласно статистическим данным лишь в незначительном количестве дел о банкротстве применяются реабилитационные процедуры и восстанавливается платежеспособность должника. В большинстве случаев в делах о банкротстве применяется процедура конкурсного производства, которая предусматривает продажу имущества юридического лица и частичное удовлетворение требований кредиторов с последующей ликвидацией должника.

Согласно статистическим данным в России отмечен рост количества ежегодно возбуждаемых дел о банкротстве. Так, если в предкризисные 2007–2008 гг. ежегодно банкротами признавались 5,5–6,5 тыс. предприятий, то в 2009–2011 гг. это значение колеблется между 11,5–12,5 тыс. [6]. На сегодняшний день данный показатель растет — в 2018 г. он составил 13,1 тыс. признанных арбитражным судом организаций-банкротов [8]. Параллельно с увеличением количества банкротств наблюдается снижение количества дел, в которых применялись бы реабилитационные процедуры для восстановления платежеспособности. Так, количество дел, в которых вводилась процедура финансового оздоровления, уменьшилось с 90–95 дел в 2010–2012 гг. до 19 дел в 2018 г. Процедура внешнего управления также стала менее популярной: уменьшение количества дел с применением данной процедуры с 2,1–2,2 тыс. в 2003–2005 гг. до 278 дел в 2018 г. Согласно статистическим данным на сегодняшний день общая доля дел о банкротстве, в которых применяются реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление и внешнее управление), составляет не более 1,5 % в общем объеме рассматриваемых ежегодно арбитражными судами дел о несостоятельности.

Таким образом, вопросы правового регулирования института несостоятельности (банкротства) не теряют своей актуальности, несмотря на стремительно развивающееся законодательство о несостоятельности (банкротстве).

В настоящей статье рассматривается вопрос роли и особенностей банкротства как способа прекращения деятельности юридического лица, порядок перехода от добровольной ликвидации к ликвидации в процессе банкротства, определяется перечень юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными.

На современном этапе развития экономики институт несостоятельности (банкротства) является реальным рыночным механизмом, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц в условиях их финансовой несостоятельности. Приоритетной целью института несостоятельности (банкротства) является восстановление финансовой платежеспособности организации. Однако в ситуациях, когда невозможно восстановить платежеспособность организации, целями института несостоятельности (банкротства) становятся прекращение деятельности юридического лица и его последующая ликвидация.

Общие положения о правовом режиме ликвидации в процессе банкротства установлены ст. 61 — 65 ГК РФ. Они состоят в следующем:

а) основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются специальным законом о несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)").

Отдельные вопросы регулируются также и иными законами.

б) любое юридическое лицо может быть по решению суда признано несостоятельным (банкротом) и, соответственно, ликвидировано в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве), за исключением следующих специальных положений:

− государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована в специальном порядке, который предусмотрен законом о несостоятельности (банкротстве), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. То есть по общему правилу установлен запрет признания их несостоятельными, который может быть исключен специальной нормой;

− фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. То есть установлено общее дозволение на признание такой организации несостоятельной; иное должно быть специально указано законом;

− не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) публично-правовая компания, казенное предприятие, учреждение, политическая партия, религиозная организация и, соответственно, ликвидированы в рамках анализируемого правового режима.

Следует отметить, что Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» распространял свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

в) установлены специальные основания и порядок перехода от добровольной ликвидации к ликвидации в процессе банкротства:

− если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве);

− в указанном случае, а также при обнаружении наличия признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)" в том числе регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), а также порядок и условия проведения различных процедур, применяемых в деле о банкротстве, таких как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, которые не связаны с ликвидацией. Введение указанных процедур не означает, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Юридическое лицо может считаться находящимся в процессе ликвидации только после того, как в соответствии со ст. 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» судом принято решение о признании должника банкротом, которое в соответствии со ст. 65 ГК РФ влечет его ликвидацию. Такая ликвидация осуществляется в рамках конкурсного производства.

В отличие от процедуры добровольной ликвидации в случае ликвидации в процессе банкротства вполне определенно решен вопрос о порядке управления ликвидируемым лицом.

В соответствии со ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия как руководителя организации-должника, так и иных органов его управления, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия, за исключением полномочий общего собрания участников организации-должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств ликвидируемой организации-должника.

Полномочия этих лиц с даты утверждения и до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве осуществляются конкурсным управляющим, которого утверждает суд при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Несмотря на прекращение полномочий закон предусматривает сохранение за рядом лиц определенных обязанностей. В частности, ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)" указывает, что руководитель должника (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий) в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В отличие от правового режима добровольной ликвидации Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)" урегулирована возможность освобождения конкурсного управляющего (ст. 144) определением суда, а также его отстранения (ст. 145) определением суда. Предусмотрен и порядок осуществления контроля за деятельностью конкурсного управляющего в форме обязанности составления и предоставления им собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчета о своей деятельности, а также иной информации не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное (ст. 143).

Если в части добровольной ликвидации существует проблема, связанная с правоспособностью ликвидируемой организации, вызванная неясностью правового регулирования этого вопроса (что предопределяет вопросы о компетенции ликвидатора), то в случае ликвидации в процессе банкротства этот вопрос решен определенно. Закон о банкротстве (ст. 129) указывает, что собрание кредиторов может принять решение о прекращении хозяйственной деятельности ликвидируемой организации. В случае принятия такого решения конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) в течение трех месяцев с даты его принятия. То есть еще, как минимум, три месяца соответствующая деятельность может осуществляться.

Таким образом, по общему правилу при отсутствии специального решения о прекращении хозяйственной деятельности она продолжается. Следует отметить, что сама возможность принятия соответствующего решения существенно ограничена законодательством определенными условиями. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" указывает, что это решение может быть принято «при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий... необходимых для жизнеобеспечения граждан».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает общую процедуру банкротства для всех лиц, которые могут быть признаны банкротами, а также упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника, которая регулируется ст. 224 — 226. Особенности, предусмотренные данными статьями, действуют только в случае, если ликвидационная комиссия (ликвидатор) после принятия решения о ликвидации обнаружила, что стоимость имущества должника — юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Важно отметить, что добровольно ликвидировать юридическое лицо возможно только при отсутствии задолженности.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)" конкурсное производство определяется как процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Таким образом, именно защита кредиторов в ситуации отсутствия достаточной имущественной массы для удовлетворения их совокупных требований лежит в основе существования ликвидации в процессе банкротства как самостоятельного правового режима. Ликвидация через процедуру конкурсного производства обеспечивает справедливое распределение среди кредиторов средств, вырученных от продажи имущества несостоятельного должника, которой предшествует формирование конкурсной массы, в том числе за счет реализации конкурсным управляющим предоставленных ему законодательством о банкротстве полномочий, касающихся поиска, выявления и возврата имущества должника, находящегося у третьих лиц, оспаривания сделок должника, совершенных в преддверии банкротства, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и т. п. На это справедливо обращается внимание и в литературе, где отмечается, что в конкурсном производстве «признание должника несостоятельным влечет за собой защиту интересов всех его кредиторов, ставит их в равные условия» [4]. Некоторые исследователи даже указывают, что «конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга» [5].

Существенная особенность расчетов с кредиторами при конкурсном производстве (в отличие от добровольной ликвидации) состоит в возможности передачи иного имущества, кроме денежных средств, кредиторам.

Важным отличием правового режима ликвидации в ходе конкурсного производства и обычной ликвидации (добровольной и принудительной) является возможность оспаривания сделок должника, заключенных до момента введения конкурсного производства.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:

− основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются в основном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

− не любое юридическое лицо может быть по решению суда признано несостоятельным (банкротом) и, соответственно, ликвидировано в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве);

− для перехода от добровольной ликвидации к ликвидации в процессе банкротства установлены специальные основания и порядок.

Резюмируя, можно сказать, что в настоящее время несостоятельность (банкротство) является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого невозможно позитивное развитие хозяйственной деятельности юридических лиц в условиях конфликта между должником и его кредиторами.

Эффективная и результативная деятельность юридических лиц не может быть обеспечена при отсутствии законодательства, охраняющего имущественный оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в неисполнении ими принятых на себя денежных обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер при наличии конфликта между должником и его кредиторами.

Именно по этой причине банкротство является одним из специально предусмотренных законом «исключительных» способов прекращения деятельности юридического лица, а процедура конкурсного производства является особым видом ликвидации.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019);
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019);
  3. Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ (ред. от 21.03.2002, с изм. от 01.10.2002) «О несостоятельности (банкротстве)»;
  4. Шишмарева Т. П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. С. 240;
  5. Фролов И. В. Управление процедурами банкротства: теория и юридическая практика. Новосибирск, 2013. С. 403;
  6. Покрышкин Н., Лысов С. Обеспечительные меры: взгляд юридического сообщества // Legal Insight. 2016. N 8(54). С. 14–20;
  7. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 т. Т. 3: Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц / А. В. Габов, К. Д. Гасников, В. П. Емельянцев, Ю. Н. Кашеварова; отв. ред. А. В. Габов. М., 2016;
  8. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве («Федресурс») // bankrot.fedresurs.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, банкротство, конкурсное производство, добровольная ликвидация, процесс банкротства, несостоятельность, банкрот, дело, процедура, внешнее управление.


Похожие статьи

Место несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица

В статье проведён анализ места несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица. Показаны особенности правового регулирования отношений сфере законодательства о банкротстве. Выявлены отличительные черты пр...

Основания, формы и процесс ликвидации юридического лица

В статье изучены основания, по которым может быть ликвидировано юридическое лицо, рассмотрен процесс добровольной и принудительной ликвидации юридического лица.

Банкротство физических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики

В статье рассматривается соотношений понятий «банкротство» и «несостоятельность». Также дается определением данным терминам. Также рассматриваются проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц: эффективность применен...

Правовые и исторические основы института несостоятельности (банкротства) юридических лиц

В статье автор анализирует правовые и исторические особенности развития института несостоятельности (банкротства) юридических лиц по законодательству Российской Федерации.

Суть банкротства юридических лиц в настоящее время

В статье автор анализирует признаки банкротства юридического лица в соответствии с российским законодательством. В статье были рассмотрены правовые основы процесса банкротства (несостоятельности) юридических лиц.

Банкротство юридического лица: анализ внутренних причин возникновения и пути их решения

В данной статье проанализированы основные внутренние причины банкротства юридического лица. А также рассмотрены пути, как зарубежные, так и нашей страны, которые способствуют выходу юридического лица из состояния банкротства.

Банкротство физических лиц

Автор дает общую характеристику института банкротства физических лиц, рассматривает сущность и значение института банкротства физических лиц в Российской Федерации.

Процедура банкротства юридических лиц

В статье рассматриваются актуальные проблемы вхождения в процедуру несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Исследована действующая в России система начала процедуры банкротства юридического лица.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

В статье рассматриваются подходы к определению понятия несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Исследуются правовые основы исследуемого института. Выявляются критерии неплатежеспособности кредитных организаций.

Банкротство физических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики

В данной статье анализируется термин банкротства и подробно изучаются все этапы процедуры банкротства физических лиц, включая причины и критерии, по которым гражданин может быть признан банкротом. Также обсуждаются юридические последствия, которые на...

Похожие статьи

Место несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица

В статье проведён анализ места несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица. Показаны особенности правового регулирования отношений сфере законодательства о банкротстве. Выявлены отличительные черты пр...

Основания, формы и процесс ликвидации юридического лица

В статье изучены основания, по которым может быть ликвидировано юридическое лицо, рассмотрен процесс добровольной и принудительной ликвидации юридического лица.

Банкротство физических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики

В статье рассматривается соотношений понятий «банкротство» и «несостоятельность». Также дается определением данным терминам. Также рассматриваются проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц: эффективность применен...

Правовые и исторические основы института несостоятельности (банкротства) юридических лиц

В статье автор анализирует правовые и исторические особенности развития института несостоятельности (банкротства) юридических лиц по законодательству Российской Федерации.

Суть банкротства юридических лиц в настоящее время

В статье автор анализирует признаки банкротства юридического лица в соответствии с российским законодательством. В статье были рассмотрены правовые основы процесса банкротства (несостоятельности) юридических лиц.

Банкротство юридического лица: анализ внутренних причин возникновения и пути их решения

В данной статье проанализированы основные внутренние причины банкротства юридического лица. А также рассмотрены пути, как зарубежные, так и нашей страны, которые способствуют выходу юридического лица из состояния банкротства.

Банкротство физических лиц

Автор дает общую характеристику института банкротства физических лиц, рассматривает сущность и значение института банкротства физических лиц в Российской Федерации.

Процедура банкротства юридических лиц

В статье рассматриваются актуальные проблемы вхождения в процедуру несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Исследована действующая в России система начала процедуры банкротства юридического лица.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

В статье рассматриваются подходы к определению понятия несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Исследуются правовые основы исследуемого института. Выявляются критерии неплатежеспособности кредитных организаций.

Банкротство физических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики

В данной статье анализируется термин банкротства и подробно изучаются все этапы процедуры банкротства физических лиц, включая причины и критерии, по которым гражданин может быть признан банкротом. Также обсуждаются юридические последствия, которые на...

Задать вопрос