Личность человека развивается в условиях постоянно возникающих взаимоотношений с окружающими людьми. Система коммуникативной деятельности формируется с учетом целого комплекса различных факторов. Опыт коммуникаций с другими людьми — фундамент для развития личности ребенка, а также становления его самосознания. Значимость изучения вопроса коммуникативной деятельности обусловливает повышенный интерес к данной проблеме со стороны психологов и педагогов. Проблему взаимоотношений детей со сверстниками изучали И. В. Дубровина, В. С. Мухина, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский и т. д.
При этом необходимо отметить, что дошкольный возраст остается одним из наименее изученных периодов в рассматриваемом аспекте. Ввиду того, что ведущей в дошкольном возрасте является игра, исследования в рамках данного возрастного периода направлены преимущественно на ее изучение. Дошкольники вступают в достаточно сложные коммуникативные взаимоотношения между собой, которые характеризуются специфическими особенностями.
Общение — это многогранная и сложная деятельность, которая требует специфических умений и знаний, которыми человек овладевает в ходе усвоения социального опыта, который накапливается прошлыми поколениями. Высокий уровень коммуникативности может выступать залогом успешной адаптации личности в социальной среде, определяя практическую значимость развития коммуникативных навыков с раннего детства.
В ФГОС ДОО, коммуникации детей дошкольного возраста уделяется огромное значение, поэтому отдельным пунктом выделены следующие образовательные области, которые предложены для реализации в программах дошкольного образования: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие. Такой порядок распределения областей образования подтверждает важность и необходимость развития коммуникативных навыков у современного дошкольника.
Области коммуникативного общения включают в себя навыки взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками, а также формирование эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности, сопереживания, уважительного отношения к чувству принадлежности к семье и сообществу взрослых и детей. Поэтому, развитие навыков межличностных отношений позволит дошкольнику гармонично влиться в человеческое сообщество.
Опираясь на положения ФГОС ДОО, сутью адекватно организованного процесса дошкольного образования будет накопление дошкольником субъектного опыта, который будет содержать в себе способы и средства взаимодействия с миром, а также расширение возможностей ребенка творчески и активно принимать участие в данном взаимодействии, как отмечают Л. М. Кларина, Н. Ф. Голованова, А. В. Петровский.
Игра — это очень сложное и многогранное явление. Ученые рассматривают ее как форму существования любой стороны жизни и деятельности человека. Е. Л. Яковлева отмечает, что, игра в нашей жизни встречается все время и в самых разных ее проявлениях: «Бытие игры многогранно, и ее присутствие ощущается постоянно» [3].
О значении игры для развития детей писали многие выдающиеся психологи. Одной из важных функций игры в дошкольном возрасте является создание предпосылок для создания качественно новой социальной ситуации развития.
По мере того, как ребенок развивается, расширяется осознаваемый им мир, возникает потребность участия в той деятельности взрослых людей, которая ему пока еще недоступна. В игре дети выполняют роли, стремясь при этом подражать тем взрослым, образами которых богат их опыт. В рамках игровой деятельности ребенок действует самостоятельно, может свободно выражать собственные желания, чувства. Таким образом, ребенок пробует собственные силы, как бы проживая ту жизни, которая ему предстоит в будущем. Именно поэтому нельзя недооценивать развивающее значение игры.
Итак, в психолого-педагогической литературе подчеркивается большое значение игры для развития детей и особый потенциал игрового метода для всестороннего развития дошкольников, а также формирования у них межличностных отношений и коммуникативных навыков.
Игра, во-первых, организует зону ближайшего развития ребенка, а поэтому является основным видом деятельности в дошкольном возрасте [1]. Это связано с тем, что в ней появляются новые, более передовые виды деятельности и вырабатывание умения функционировать коллективно, творчески, произвольно управлять собственным поведением. Во-вторых, ее содержание формируют продуктивные виды деятельности и стабильно увеличивающийся жизненный опыт детей. Эмоции делают игру увлекательной, создают подходящий климат для взаимоотношений, увеличивают тонус, который нужен каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Являясь ведущей деятельностью дошкольника, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований на данном возрастном этапе. В многочисленных исследованиях в рамках педагогики и психологии доказано, что в русле игры происходит разностороннее, в том числе и коммуникативное развитие ребенка [2].
В рамках сюжетно-ролевых игр складываются благоприятные условия для процесса формирования взаимоотношений детей. Сюжетно-ролевая игра дает возможность детям в воображаемой ситуации воспроизводить формы поведения и коммуникативной деятельности, привлекательные для них, но не доступные им в силу возраста. Таким образом, в игре осуществляется овладение различными формами поведения. Например, в ролевой игре дети могут взять на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизвести коммуникативную деятельность между ними.
Дошкольник в условиях современного воспитания занимает новое место в системе общественных отношений. Ребенок является членом коллектива, важную роль в развитии личности играет его коммуникативная деятельность, которая имеет ряд особенностей.
Жизнь в организованном коллективе приводит к развитию коммуникативной деятельности. Взаимоотношения устанавливаются у ребенка в процессе совместной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в игре.
Именно поэтому знание и учет особенностей коммуникативной деятельности в игре ребенка в дошкольном возрасте позволяет способствовать его развитию в определенном направлении. Проблемы игры в целом, а также ее использования в качестве средства развития коммуникативных способностей дошкольников вызывают интерес со стороны многочисленных ученых. Игра рассматривается ими как сложное явление, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Игра характеризуется рядом особенностей, которые обязательно необходимо знать и учитывать в процессе организации игровой деятельности детей. К таким особенностям относится целевое содержание игры, ее демократичность, включение элементов различных видов деятельности и т. д. Одной из важнейших особенностей является то, что в игре важен, прежде всего, не результат, а сам процесс переживаний, связанных с выполнением игровых действий. Именно эта особенность игры несет в себе огромные возможности для воспитания и развития коммуникативных навыков.
Необходимо отметить, что коммуникативная деятельность дошкольников, приобретение навыков социального взаимодействия — сложный и противоречивый процесс. Особая роль в ее развитии отводится воспитателю, который организует все формы жизни ребенка в ДОУ.
Литература:
- Гулевич О. А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 384 с.
- Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации. — М.: Юрайт, 2012. — 415с.
- Бойченко А. В. Игровые технологии как средство воспитания и развития. Образовательная среда сегодня: теория и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.], 2017. — С. 117–119.