Автором рассмотрены основные этапы становления, дальнейшего развития и совершенствования нормативного правового регулирования сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, Российская Федерация, СССР, нормативное регулирование, развитие предпринимательства, Гражданский кодекс, частная собственность, этап развития, государственное управление.
Невозможно не согласиться с выводом, что предпринимательская деятельность является своеобразным двигателем прогресса. Только благодаря развитию предпринимательства возможен прогресс как в экономике государства в частности, так и в его развитии в целом. Вместе с тем, необходимо учитывать, что развитие предпринимательства напрямую зависит от его государственного нормативного регулирования, направленного как на само развитие процесса, так и на защиту от всевозможных негативных воздействий.
Нормативное регулирование предпринимательской деятельности в современном российском государстве имеет не такой длительный путь по сравнению с развитыми мировыми державами. В первую очередь данное положение было обусловлено отсутствием частной собственности в бывшем СССР и превалированием государственной. В отсутствие частной собственности на средства производства, трудовые отношения, как правило, возникали применительно к двум формам собственности, одной из которых являлась государственная, а второй колхозно-кооперативная.
Специфичность предпринимательской деятельность в советский период в первую очередь обуславливалась властными методами государственного управления, представляющими собой достаточное избыточное вмешательство государства в указанную сферу деятельности. По своей сути подобное вмешательство не могло позитивно сказаться на развитии предпринимательства, оно образовывало административные барьеры, создавало предпосылки для коррупционных проявлений и ограничивало экономические свободы.
Первые предпосылки становления предпринимательской деятельности в советском государстве относятся к периоду 1985–1991 годов, так называемому периоду перестройки, ставшему отправной точкой развития рыночной экономики. Данный период характеризуется началом нормотворческой деятельности, направленной на формирование частной деятельности и регулирование рыночных отношений.
К одному из первых законодательных актов в указанной сфере необходимо отнести Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» [6]. Указанным нормативным актом допускалась индивидуальная трудовая деятельность граждан, при условии получения разрешения от исполнительного комитета Совета народных депутатов и приобретении соответствующего патента, в сферах кустарно-ремесленного промысла, бытового обслуживания населения, а также возможность занятие граждан иными видами деятельности. Ограничения устанавливались на недопустимость привлечения наемного труда, то есть указанная деятельность ограничивалась рамками членов конкретной семьи, и в обязательном порядке в свободное от основной работы время. То есть, стать полностью самозанятым, государство не позволяло. Достаточно положительным моментом принятого закона являлась возлагаемая на исполнительные комитеты Советов народных депутатов обязанность оказания содействия гражданам в приобретении сырья в целях осуществления трудовой деятельности и дальнейшем сбыте производимой продукции.
К следующему нормативному акту необходимо отнести Закон СССР от 26 мая 1998 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» [7]. По своей сути законом устанавливалась кооперативная форма собственности, вводился льготный налоговый режим для создаваемых кооперативов, а деятельность самих участников кооперативом не ограничивались величиной получаемого дохода. Введение указанного нормативного акта с одной стороны дало достаточно мощный толчок для развития рыночных отношений в стране и становления предпринимательства, с другой стороны достаточно сильно повлияло на государственную экономику, так как произошел резкий отток квалифицированных кадров с государственных предприятий.
Следующим и, наверное, одним из самых важных законов в советском государстве стал Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305–1 «О собственности в СССР», который сыграл ключевую роль в развитии предпринимательской деятельности. Во-первых, на законодательном уровне признавалось право на частную собственность, во-вторых, устанавливалось право на использование и распоряжение своим имуществом, в-третьих, устанавливалось право на использование труда иных граждан на договорной основе [8].
Знаковым событие в истории развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации стало принятие закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445–1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [9]. Знаковым необходимо считать указанный нормативный акт, так как в нем законодательно было закреплено понятие «предпринимательской деятельности», выразившееся в инициативной самостоятельной деятельности, как самих граждан, так и их объединений, осуществляемой на свой риск и направленной на получение прибыли.
Заключительными нормативными актами становления законодательства, регламентирующего вопросы предпринимательской деятельности являются Закон СССР от 2 апреля 1991 г. № 2079–1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», регулирующего вопросы предпринимательства на территории всего союзного государства, права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, государственной поддержки и защиты предпринимательства, регулирования отношений предпринимателей с государственными органами [10] и конечно же закон РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000–1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» [11], устанавливающий порядок регистрации предпринимателей, ставки и льготы по их налогообложению.
Обозначенным перечнем нормативных правовых актов заканчивается первоначальный этап становления нормативного регулирования зародившегося в советском государстве нового вида деятельности, отличного от общепринятого государственного — предпринимательства. Период перестройки в СССР стал отправной точкой зарождения предпринимательства в государстве и соответственно отправной точкой для развития правовых отношений, которые данный вид деятельности регламентировали, так как без государственного регулирования предпринимательская деятельность в правовом государстве не может существовать.
Необходимо отметить, что обозначенные Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445–1 признаки предпринимательской деятельности по существу нашли отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, который раскрыл их более широком понятии.
По сути, с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации [12] начинается второй этап, можно сказать этап развития правового регулирования предпринимательской деятельности в современной России. Учитывая, что Гражданским кодексом законодательно закреплялась обязанность государственной регистрации осуществляемой предпринимательской деятельности в 2001 году был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [13], являющейся в настоящее время основным нормативным правовым актом административно-правового характера, регулирующим данный вопрос.
В 2000 году постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 581 создается Совет по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации в задачи которого входят вопросы развития предпринимательства в стране, совершенствование законодательства в указанной сфере деятельности, создание условий для бизнеса в развитии и поддержке социальной сферы, совершенствование взаимодействия предпринимателей с государственными органами и т. п.
Дальнейшее развитие нормативного регулирования предпринимательства в Российской Федерации выразилось в принятии нормативных актов:
регламентирующих требования к осуществлению предпринимательской деятельности — Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 4 мая 2001 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и т. п.;
регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности — Закон от 27 ноября 1992 г. № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
направленные на защиту субъектов предпринимательской деятельности — Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»;
направленных на развитие предпринимательской деятельности — Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Вопросы ответственности предпринимательского сообщества по исполнению законодательства нашли свое отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.1), Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 116, 117), Уголовном кодексе Российской Федерации (статья 171).
Таким образом, на этапе развития нормативного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, может сложиться впечатление, что все аспекты его деятельности урегулированы в связи с принятием достаточно большого количества как законодательных, так и подзаконных нормативных актов. Однако это далеко не так. И здесь мы подходим к очередному этапу правового регулирования предпринимательской деятельности — этапу совершенствования законодательства.
Одним из вопросов, стоящих перед законодателем в настоящее время? является вопрос реформирования (совершенствования) законодательства в сфере контроля за предпринимательской деятельностью, на который в текущем году было обращено пристальное внимание Президентом Российской Федерации [14], так как указанные вопросы являются ключевыми не только для системы государственного управления, но и для ее экономического роста.
Руководством страны высказана неоднозначная позиция по поводу того, что сохраняется значительное количество требований в сфере ведения предпринимательской деятельности, которые в настоящее время или потеряли свою актуальность или противоречат здравому смыслу. Так, к примеру, до настоящего времени сохраняются требования Минсельхоза России по обязательному содержанию пчел в ульях, окрашенных в разные цвета (синий, оранжевый, желтый и зеленый) [15], или действующие до недавнего времени Санитарные правила [16] для парикмахерских, согласно которым остриженные волосы должны собираться в обязательном порядке в закрытый совок, а обнаруженные у клиента вши должны сжигаться непременно в оцинкованном ведре.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время мы стоим у начала следующего этапа развития нормативного регулирования предпринимательской деятельности, а именно этапа совершенствования законодательства в сфере предпринимательства, корректировки устаревших и избыточных требований, предъявляемых к бизнесу.
Литература:
- Лебедев В. М., Мельникова В. Г., Назметдинов Р. Р. Трудовое право: опыт сравнительного правового исследования. — М.: Норма: Инфра-М, 2018. — 480 с.
- Девлетов О. У., История отечественного предпринимательства: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Гум.-эконом. и информ.-технолог. ин-т, 2011. — 343 с.
- Бессолицын А. А., Предпринимательство в СССР // Вопросы новой экономики. 2010. № 3 (15). С. 59–70.
- Попов А. В., Административно-правовое регулирование предпринимательства в годы перестройки и его итоги. // Журнал «Вестник Омской юридической академии» № 3, июль-сентябрь 2017 г. С. 107.
- Любимов Ю., Новак Д., Цыганков Д., Нестеренко А., Варварин А., Ибрагимов Р., Жаркова О., Москвитин О., Маслова Н., Верле Е. Регуляторная гильотина. // Закон. 2019. № 2. С. 20–36.
- Свод законов СССР, т. 2, с. 48, 1990 г.
- Свод законов СССР, т. 5, с. 6–34–10.
- Свод законов СССР, т. 2, с. 44–1.
- Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 27.12.1990, № 30, ст. 418.
- Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1991, № 16, ст. 442.
- Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, № 8, ст. 360.
- Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
- Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.
- Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 27.02.2019 № Пр-294). // СПС КонсультантПлюс.
- Приказ Минсельхоза России от 19.05.2016 № 194 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства». // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12.03.2003 № 15 «О введении в действие СанПиН 2.1.2.1199–03». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 27, 07.07.2003.