Термин «андрагогика» является относительно новым понятием, которое находится в поле педагогики и определяется как отрасль педагогической науки, а также, в настоящее время, является развивающимся понятием. Андрагогика наиболее часто рассматривается как теория и практика обучения взрослых. Особое внимание в андрагогике уделяется образовательным технологиям, о личности же андрагога, его роли и перспективах профессионального развития говорится достаточно мало, известно лишь то, что он должен обладать высокими интеллектуальными, эмоционально-ценностными, практико-деятельностными компетенциями.
Ключевые слова: андрагогика, ангдрагог, образование, педагогика, обучение.
Еще С. Я. Маршак отметил: «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь». Современные тенденции развития общества формируют новые направления в образовании и рождают необходимость в постоянном обучении уже взрослого человека, формируя такие новые отрасти педагогического знания как «андрагогика». Одной из стратегических задачи развития образования является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Особое и весьма значимое место в системе гуманитарных знаний занимает педагогическая наука, принадлежащая, говоря словами Василия Васильевича Давыдова, «к особому виду научности, который относится к практико-ориентированному типу проектнопрограммной направленности», так как в своем реальном действенном проявлении эта наука находится в особенно тесной связи и взаимообусловленности с постоянно изменяющимся объектом и одновременно субъектом исследования». [5]
В основе современных педагогических теорий взаимодействия лежит синергетический подход и организационно-деятельностная модель обеспечения развития мыслетехнических, коммуникативных, рефлективных способностей в их сочетании. [1] Субъекту андрагогики в жизнедеятельности свойственно состояние «Я-взрослый», «Я- действующий». [2] На самом деле корень слова «образование» подсказывает и напоминает нам, что это прежде всего это путь создания собственного неповторимого образа, и чем более этот образ осознанный — тем более он результативный.
Интересную, и не до конца известную, роль в процессе взрослого образования играет и сам «андрагог». Он безусловно наставник, формирующий информационное поле обучаемых, это мастер, профессионал. Кроме того, это человек, со сложившейся системой ценностей, четкими нравственными и общественными позициями. Влияния на обучаемых невозможно ограничить стандартами общепедагогического профессионализма (ОПП), так как оно более велико и более глубоко проникает в сознание обучаемых, чем кажется на первый взгляд. Личность педагога формирует творческую идею, и мотивирует на дальнейшее познания и новые открытия в исследуемой области.
«Современная педагогика формирует отношение к знаниям не просто как к способу получения специальности, а как к себя образующему началу. В этом плане в числе многих значимых проблем важно углубить изучение процесса усвоения знаний, предполагающего, в частности, раскрытие соотношения сознательного и бессознательного в усвоении растущими людьми информации». [4] В настоящее время потребность в обновлении информации является базовой человеческой потребностью и во многом определяется поведением каждого из нас. Современному человеку необходимо уметь быстро перестраиваться и быстро обучаться, уметь находить новую информацию и владеть ею. С точки зрения специальностей будущего наиболее востребованными отраслями являются: биология, IT, робототехника, химия, менеджмент. Индустриальная революция неизбежно ведет нас к роботизации и сокращению рабочих мест. По прогнозам в ближайшие 20–30 лет останется только 6 отраслей, в которых роботы не смогут заменить человека, это медицина, образование, недвижимость, домохозяйство, гостиничный и туристический бизнес, персональные услуги.
В связи с небывалым ростом научно-технического прогресса становится актуальным обучение и переобучение человека на всех возрастных этапах. Вопрос какие формы будет носить такое обучение. Уже сейчас мы видим актуальность и востребованность дистанционного обучения, где человек может выбрать курс самообразования и за короткий срок пройти самостоятельно. Подобные технологии определенно помогают приобрести знания, но не позволяют сформировать личностные компетенции обучающихся. Ведь еще великий Альберт Эйнштейн утверждал, что «моральные качества личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения». [6]
Ведь задача образования не только сформировать узкого профессионала с ограниченным объемом знаний и ограниченными культурными потребностями. Цель современного общества это формирование активной, творческой, нестандартно мыслящей личности, обладающей не только определенным запасом знаний, получающей удовольствие от освоения новых знаний, но и личность с развитой ценностно-смысловой сферой, способную к самоконтролю, самореализации и самосовершенствованию, ответственную, готовую к непрерывному образованию, умеющую самостоятельно принимать решения, мотивированную к инновационному поведению, устойчивую к фрустрации, человека культурного — субъекта социума.
«При всем том, что информатизация сегодня глубоко внедрена в образование, особого внимания требуют проблемы использования информации, культуры этого использования, построения учебных программ и учебников, ориентирующих учащихся на поиск знаний, в том числе и идущих из различных информационных структур, формирования способностей не только добывать и владеть информацией, уметь программировать, но самое главное, инъектировать получаемые знания в поиск и решение значимых задач общества, развитие его культурного и технологического потенциалов. Здесь накоплен огромный дидактический, методический материал, богатейший педагогический опыт, но нет достаточной его интеграции, дающей возможность осуществить научный синтез, необходимый для построения теории информационного образования. Именно многоплановая информация, обеспечивающая новые формы, уровни, характеристики отношения человека к миру и к своему положению в нем открывает широкие перспективы развития многих важнейших направлений в организации современного образования» отмечает доктор психологических наук, профессор Фельдштейн Д. И. [4]
Каким же должен быть тогда современный человеческий носитель информации, чтобы отличаться от искусственного интеллекта? Какими качествами, свойствами и компетенциями он должен обладать? Что может стать его безусловным преимуществом? Конечно, не объём знаний, а духовная и эмоционально-ценностная составляющая личности.
Таким образом современная модель андрагога представляет собой человека с глубоко развитым эмоциональным интеллектом, мастером которому подвластно раскрытие внутренней сущности воспитательного процесса, источников, закономерностей, условий и механизмов развития личности на разных возрастных этапах и в различных социально-психологических группах. Это личность, любознательная, любопытная, способная творчески решать возникающие перед ней проблемы, готовая не только нести функцию обучения и давать знания как электронный носитель, а транслировать духовно-нравственные ценности и ориентиры будущего общества.
Литература:
- Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для студентов вузов/ М. Т. Громкова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 395 с.
- Журавлева Н. Н., Селина Т. М., Жафярова М. Н., Поцукова Т. А., Кохан Н. В. Андрагогика: Теория и практика обучения взрослых: учебно-методическое пособие; Министерство образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.-135с.
- Колесникова И. А., Марон А. Е., Тонконогая Е. П. Основы андрагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. Колесниковой И. А. — М.: Издательство центр «Академия», 2013.-210с.
- Фельдштейн Д. И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Научные исследования в образовании. 2010. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-teorii-i-praktiki-v-formirovanii-psihologo-pedagogicheskih-osnovaniy-organizatsii-sovremennogo-obrazovaniya-3
- Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. — СПб.: СПбГУП, 2011–36 с. — (Избранные лекции Университета; Вып. 119).ISBN 978–5–7621–0596–5
- Фельдштейн Д.И Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума. Портал психологических изданий PsyJournals.ru http://psyjournals.ru/psyedu/2012/n1/50887.shtml [Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума — Психологическая наука и образование — 2012. № 1]