В данной статье освящены аспекты вопроса о целесообразности и необходимости введения налога на роскошь в Российской Федерации. Также в научной работе приведена приблизительная юридическая конструкция вышеупомянутого налога и сделаны выводы о дальнейших возможностях его установления законодателем в России.
Ключевые слова: налог на роскошь, налоговое законодательство.
Введение.
В настоящий период времени окончательный текст налога на роскошь так и не был введен законодателем в Налоговый кодекс РФ и не получил официального утверждения. Но несмотря на сложившиеся обстоятельства, данная тема не потеряла свою актуальность спустя много лет. Сейчас ведутся активные дискуссии между законодателями о повторной попытке ввести данный налог в настоящий Кодекс.
Одним из факторов, почему введение подобного налога целесообразно, необходимо для общества и государства в целом, является пополнение федерального бюджета. Кроме того, установление рассматриваемого обязательного платежа в налоговом законодательстве Российской Федерации будет способствовать наступлению паритета в распределении налогового бремени. В данном случае речь идёт о внедрении высокоэффективного средства по борьбе с социальным неравенством. Безусловно, такие перемены повлекут за собой сокращения уровня напряженности в российском обществе. Ещё одним преимуществом можно назвать то, что включение подобного налога кардинально изменит вложение средств состоятельных слоев населения с необоснованно излишнего потребления и направит их в крупномасштабные государственные проекты. Таким образом, основными предпосылками утверждения на законодательном уровне налога на роскошь являются изменение потоков капитала в реальный сектор российской экономики, социальные факторы.
Юридическая конструкция налога на роскошь.
Исходя из всего сказанного, хотелось бы привести вариант приблизительной юридической конструкции описываемого налога.
Налогоплательщиками будут признаваться юридические лица, обладающие полной правоспособностью, физические лица, достигшие возраста совершеннолетия, обладающие имуществом, признанным объектом налогообложения.
Объектами налогообложения будут признаны с учётом среднестатистического дохода граждан РФ в месяц в размере около 60000 рублей:
- Расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 20 млн. рублей и выше жилые дома, квартиры, дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, садовые участки.
- Приобретенные на территории Российской Федерации или оформленные в первый раз в соответствии с нормами действующего налогового законодательства на нового собственника стоимостью от 2 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.
- Драгоценные металлы и изделия из них стоимостью свыше 500 тыс. рублей.
- Антикварные вещи, вещи из натурального, ценного меха, предметы искусства стоимостью свыше 500 тыс. рублей.
- Услуги космического туризма стоимостью свыше 5 млн. рублей.
Налоговая база будет определяться в соответствии со стоимостью объектов налогообложения с учётом проведения оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, не реже одного раза в 6 месяцев.
Налоговым периодом в отношении налога на роскошь будет признаваться календарный год.
Налоговые ставки будут определены следующим образом:
- В отношении объектов налогообложения, стоимостью от 500 тыс. рублей до 2 млн. рублей — 0,1 %.
- В отношении объектов налогообложения, стоимостью от 2 млн.рублей до 5 млн. рублей — 0,3 %.
- В отношении объектов налогообложения, стоимостью от 5 млн. рублей до 10 млн. рублей — 0,5 %.
- В отношении объектов налогообложения, стоимостью от 10 млн.рублей до 20 млн.рублей — 0,7 %.
- В отношении объектов налогообложения, стоимостью свыше 20 млн.рублей — 0,9 %.
Порядок исчисления налога на роскошь будет определён следующим образом:
- Повышающие коэффициенты налога на роскошь в отношении автомобилей определяются в зависимости от цены и года выпуска. Если средняя цена транспортного средства от 3 до 5 млн. руб., а с года выпуска прошло не более одного года, повышающий коэффициент будет равен 1,5. Если же средняя цена от 3 до 5 млн. руб., а с года выпуска прошло не более двух лет, то повышающий коэффициент будет равен 1,3. Если при той же средней цене с года выпуска автомобиля прошло не более трёх лет, то повышающий коэффициент будет равен 1,1. Если средняя цена автомобиля от 5 до 10 млн. руб., а с года выпуска прошло не более пяти лет, то повышающий коэффициент будет равен 2. Если при средней цене от 10 до 15 млн. руб. с года выпуска прошло не более 10 лет, то повышающий коэффициент будет равен 3. В случае, когда средняя цена автомобиля свыше 15 млн. руб., а с года выпуска прошло не более 20 лет, повышающий коэффициент будет также равен 3. Налог на роскошь в отношении автомобилей рассчитывается по данной формуле: количество лошадиных сил умноженное на ставку налога на роскошь и повышающий коэффициент.
- Налог на роскошь в отношении других транспортных средств (катеров, яхт, самолётов и т. д.) рассчитывается по следующей формуле: количество лошадиных сил умноженное на ставку налога на роскошь.
- Налог на роскошь для недвижимости стоимостью от 20 млн. руб. равен 13 % от кадастровой стоимости недвижимости.
- Налог на роскошь в отношении другого имущества и услуг исчисляется по формуле: стоимость имущества/услуги умноженная на ставку налога на роскошь.
Порядок и сроки уплаты будут следующими:
- Исчисление налога на объекты роскоши будет осуществляться налоговыми органами.
- Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
- Налогоплательщики должны уплачивать налог на роскошь по месту нахождения объекта налогообложения не реже, чем раз в пол года.
Льготы по уплате данного налога будут предоставляться следующим категориям лиц:
- Инвалиды I и II группы;
- Героям Советского Союза и Героям РФ;
- Героям и участникам Великой Отечественной войны, а также иных боевых действий;
- Обладателям ордена Славы трёх степеней;
- Физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации;
- Лауреаты Нобелевской премии;
- Лауреаты государственных премий в области науки и технологий, в области литературы и искусства.
Перспективы введения налога на роскошь на территории РФ.
Налоги в России — универсальный инструмент, необходимый для регулирования распределения доходов государственного бюджета. Несмотря на то, что налоговое законодательство является единым для всех, не все категории налогоплательщиков испытывают на себе одинаковую налоговую нагрузку. Для борьбы с неравноправным распределением бременем уплаты налогов на всех граждан необходимо провести ряд мероприятий при внесении изменений в налоговое законодательство. Примером такой меры может выступить установление налога на роскошь.
Сторонники введения данного налога полагают, что с его помощью можно решить ряд существенных вопросов в государстве. Во-первых, имея во многом социальную сущность, налог на роскошь усилит перераспределение доходов и имущества между различными слоями населения, которые находятся в разном экономическом положении по отношении друг к другу. Тем самым это позволит укрепить социальную стабильность в российском обществе. Во-вторых, данный налог может серьёзно изменить налоговую систему в целом, где основная тяжесть налогообложения лежит на классах, занимающих не столь высокое положение в социальной структуре общества, и где отсутствует прогрессивное обложение доходов. В-третьих, этот налог теоретически может повысить мотивацию зажиточных людей вложиться в производство вместо непроизводственного личного сверхпотребления, так как деньги, уходящие на собственное сверхпотребление, потеряют своё значение, если их обременить налогом.
Формирование института налога на роскошь — очень сложная правовая процедура. Поэтому если закон о его введении и появится в РФ, то перед этим должна быть проведена колоссальная работа по его разработке и подготовке к реализации на практике.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
- Проект федерального закона N 66360–6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».