В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на развитие современного предприятия», «зависимость деятельности предприятия от импорта», «социально — культурное окружение предприятия». Изучив, различные факторы внешней среды, был сделан вывод, что большое влияние на деятельность предприятия имеют факторы таких групп, как маркетинговые и экономические.
Ключевые слова: внешняя среда, факторы, воздействие на предприятие, анализ, оценка деятельности предприятия.
Менеджерам современных организаций особенно следует учитывать влияние факторов, находящиеся непосредственно вне предприятия. Существует двое путей влияния: один из этих путей включает факторы внутренней среды, другой включает факторы внешней среды. Следовательно, менеджер современного предприятия должен уметь выявлять значительные группы факторов, которые имеют воздействие на предприятие. Однако одно действие выявить группы таких факторов и совсем другое нахождение способов устранения пагубного влияния данных факторов на будущее развитие предприятия. Лишь благодаря быстрым и своевременным действиям менеджеров, предприятия могут также быстро приспосабливаться к существующей среде для дальнейшего выживания и сохранения эффективности. Какие же факторы имеют наибольшее значение? Таких не существует. Для полного развития предприятия, а главное прибыльного, менеджерам нужно обязательно контролировать влияние и тех и других.
Для анализа предприятия «Н» был проведен анализ, который включает основные факторы внешней среды, которые наиболее имеет сильное воздействие на данное предприятие. Анализ включает в себя анкетирование респондентов, которые занимают руководящую деятельность в той или иной деятельности предприятия. Так были рассмотрены экономические факторы, маркетинговые факторы, технологические факторы, политико — правовые, социально — культурные и экологические факторы. Согласно результатом опроса выяснилось, что наиболее сильное влияние имеют маркетинговые и экономические факторы. Сделанные выводы можно наблюдать в Рис. 1, который описывает состояние предприятия на 2018 г., а именно влияние и готовность предприятия к влиянию внешних факторов.
Рис. 1. Анализ воздействия внешних факторов на предприятие
Исследования в области влияния факторов внешней среды показали, что наибольшая уязвимость находится в маркетинговых факторах. Данные факторы находится на низком уровне относительно других. По сравнению с предыдущему году, также можно сделать отметку, что к маркетинговым факторам приближаются экономические. Среди экономических факторов был выделен такой фактор, как кризисные явления и нестабильность экономики. Многие современные предприятия еще отходят и восстанавливаются после кризиса в 2014 г., который привел к большим трудностям компаниям занимающиеся торговлей вне рынка Российской Федерации и компаний, тесно связанных с инвесторами из вне государства. Относительно маркетинговых факторов, был выделен такой фактор, как снижение заказов, включая заказы МО РФ и РЖД. Сейчас предприятие занимается производством большого спектра изделий, связанных с авиационной, космической отрасли, тепловой и атомной энергетики, машиностроения, автомобилестроения, строительства и транспорта. Приведенные результаты анализа могут сообщить нам, что уровень по перечню факторов находятся на низком уровне. Однако, следует отметить, что данная ситуация может измениться и в будущем. По мнению опрошенных, готовность предприятия к важным группам факторов значительно укрепится.
Как было указано выше, именно из-за подобных показателей, сотрудники руководящих должностей предприятия «Н» считают, что следует уделить больше сил и времени на усиление позиций предприятия относительно маркетинговых и экономических факторов.
Проанализировав влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия, был сделан вывод, что особое влияние оказывают экономически и маркетинговые факторы. Следующим этапом будет узнать готовность предприятия к воздействию этих факторов. С текущей готовностью предприятия к воздействию внешних факторов можно ознакомиться, обратившись к Рис. 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ готовности предприятия «Н» к влиянию факторов внешней среды
Относительно Рисунка 2 можно сделать вывод, что наименьшая готовность предприятия «Н» также относится к факторам экономическим и маркетинговым. То есть на момент изучения деятельности предприятия, оно не имело разработанных стратегий для устранения пагубного влияния данных факторов. Стоит также отметить, что относительно оставшихся факторов уровень балла готовности предприятия к их воздействию возрастал. Такие факторы, как экологические являются на самом высшем уровне, что означает ответственность предприятия относительно защиты и охраны окружающей среды. Что же касается относительно готовности предприятия «Н» к будущему влиянию внешних факторов, то относительно проведенного анализа, можно сделать вывод, что наиболее уязвимое место являются экономические факторы. В 2018 г. готовность к влиянию экономических факторов составила 6,8 баллов, когда за предыдущие годы готовность составляла 7,1 и 7,15 баллов соответственно. К влиянию маркетинговых факторов предприятие готово, в 2018 г. составляет 6,8 баллов. Относительно прошлого года увеличилось на 0,1 балла.
Подводя итоги, стоит отметить, что наибольшее влияние на предприятие в настоящий момент осуществляют экономические и маркетинговые факторы. Такие факторы, как зависимость от крупных основных заказчиков, экономическая самостоятельность предприятия и другие. Для оценки нынешнего состояния предприятия был проведен анализ, который включил в себя изучения групп факторов внешней среды. Были представлены оценки уровня текущей готовности и будущего влияния внешней среды на состояние предприятия. Относительно деятельности предприятия, является крупнейшим производителем и разработчиком в области авионики, космической отрасли, машиностроения, что именно и способствует сегодняшней позиции на рынке. Развитие технологий и науки в этой области, а также наличие заинтересованности покупателей в стране и из вне, способствует предприятию «Н» стимулом для дальнейшего развития и нахождения на рынке. Анализ деятельности предприятия указал на наличие затруднений с влиянием экономических факторов и маркетинговых. Однако, была также замечена положительная тенденция в готовности предприятия к воздействию маркетинговых факторов в будущем и тенденция к снижению влияния этих факторов, которые также достигали своего минимума за последние 10 лет.
Литература:
- Головачев А. С. Конкурентоспособность организации Учебное пособие. — Минск: Выш.шк., 2016. — 319с.
- Киреев А. Экономика в графиках: Учеб. пособие. — М.: Вита-пресс, 2017. — 96с.
- Моисеева Н. К. Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг. — М.: Внешторгиздат, 2016. — 404 с.