На
обложке изображен Павел Осипович Сухой (1895–1975), выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук,
один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.
Павел
Сухой родился в селе Глубокое (Беларусь) в семье учителя народной
школы. В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Учился он
хорошо, а на выбор его жизненного пути повлиял полет Сергея Уточкина, одного
из пионеров русской авиации, ради ее популяризации совершавшего показательные
полеты в различных уголках Российской империи. Когда Уточкин пролетал над Гомелем,
внизу за ним с восторгом наблюдали гимназисты, один из которых в этот
день решил связать свою судьбу с авиацией.
Успешно
сдав вступительные экзамены, Павел стал студентом математического факультета
Московского университета. А через год, покинув университет, он все-таки исполнил
свою мечту и поступил в Императорское Московское техническое училище.
Здесь он стал членом кружка воздухоплавания, которым руководил профессор
Николай Жуковский.
Во
время Первой мировой войны Павел Сухой был мобилизован на военную службу. После
обучения в школе прапорщиков он был послан на Западный фронт в действующую
армию, где служил в артиллерии. По возвращении в родные края Павел
Осипович работал учителем математики средней школы в городах Лунинец и Гомель.
После
окончания вуза он стал работать инженером-конструктором в ЦАГИ. Вскоре
недавно назначенному молодому начальнику конструкторской бригады Сухому поручили
проектирование цельнометаллического истребителя, способного развивать высокую
скорость и обладающего мощным пулеметным вооружением. Собранный самолет,
названный И-4 (АНТ-5), успешно прошел летные испытания. Достигнутые летные
характеристики И-4 были намного выше, чем у лучших зарубежных
истребителей. С тех пор каждый новый самолет, созданный Сухим, всегда
обладал летно-техническими характеристиками, превышающими самые лучшие
достижения военных самолетов в мире. В 20–30-е годы Сухой под общим
руководством Туполева разработал истребители И-4, И-14. Он сконструировал
самолет РД (АНТ-25), на котором советские летчики совершили беспосадочные
полеты из Москвы через Северный полюс в США, и «Родина» (АНТ-37). На этой
машине советские летчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко
и М. М. Раскова установили в 1938 году женский международный
рекорд дальности полета. В 1937–1939 годах Сухой участвовал в создании
боевого многоцелевого самолета Су-2. Во время Великой Отечественной войны 893
такие машины вели воздушные бои с противником.
В
послевоенные годы Павел Сухой был в ряду первых советских
авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации,
создав несколько опытных реактивных истребителей. После создания КБ под его
руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых —
истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики
Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным
шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете
стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25,
истребитель Су-27 (истребитель IV поколения, до сих
пор находится на вооружении российских ВВС). Под руководством Павла Сухого
разработано более 50 конструкций самолетов, из которых 30 были запущены в производство.
Знаменитый
и талантливый авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, дважды
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной
премий, Павел Осипович был награжден тремя орденами Ленина, орденами
Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знаком
Почета, золотой медалью имени А. Н. Туполева Академии наук СССР
и другими наградами.
Сегодня
ОАО «Компания «Сухой» — крупнейший российский авиационный холдинг, куда
входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные
заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении —
от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Боевые самолеты
марки «Су» составляют основу ВВС России и многих стран мира.