В статье раскрывается возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. Рассказывается о практике применения мнемотехники в развивающих занятиях по авторской программе «Радуга ума».
Ключевые слова: познавательные функции, свойства памяти и внимания, дошкольный возраст, мнемотехника, программа «Радуга ума».
The article reveals the possibility of the influence of mnemotechnics on the development of mental functions (memory and attention) in children of pre-school age. It justifies the effectiveness of developmental programs based on the use of the zone of the nearest development of the child. It tells about the practice of mnemotechnics in the developing classes of the author's program «Rainbow of the Mind».
Keywords: cognitive functions, memory and attention properties, pre-school age, mnemotechnics, program «Rainbow of the mind».
Активное использование научно-технических инноваций в образовательном процессе в современной школе требует деятельного вовлечения обучающихся в информационно-коммуникативную образовательную среду. Уже на этапе дошкольной подготовки у ребенка необходимо развивать надпредметные навыки работы с информацией, умения добывать и приобретать знания, осмысливать и систематизировать информацию, устанавливать межпредметные связи между информацией из разных источников и т. д. Таким образом, дошкольные программы должны готовить к решению достаточно сложных задач и обеспечивать необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. В этой связи особую актуальность для детей дошкольного возраста приобретают программы развития психических функций, отвечающих за восприятие, сохранение, анализ, воспроизведение информации.
В становлении психических функций в дошкольный период имеет очень важное значение развитие памяти. Л. С. Выготский писал о том, что память становится центром формирования совершенно новой системы психических функций и определяет развитие мышления [3, 13].По генетическим связям память и внимание у детей в этот период опережает развитие всех функций.
Для развития каждой психической функции есть свой благоприятный (сенситивный) период, своевременное использование которого значительно влияет на уровень достижений. Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) предполагает возможность создания оптимального сочетания условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. Это период наибольшей пластичности психики к тем или иным внешним воздействиям, нацеленным на развитие определенной способности ребенка. В случае, если сенситивный период по каким-либо причинам упущен, в дальнейшем компенсация развития потребует значительных усилий и времени для восполнения этого пробела (Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) [4, 7]. Таким образом, в сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей. Таким периодом для памяти является дошкольный возраст.
В этой связи при организации обучающих занятий с детьми целесообразно использовать специальные методы и техники, позволяющие целенаправленно воздействовать на развитие памяти, что, согласно законам развития высших психических функций, станет основой развития как познавательной, так и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Программа «Радуга ума» направлена на развитие психических функций ребенка дошкольного возраста: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления, воли, эмоций, чувств. В основе программы лежат методы мнемотехники.
Мнемотехника (греч. «искусство запоминания») — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также увеличения объема памяти. Эта система искусственных приёмов служит для тренировки всех видов памяти, создавая необходимые условия для продуктивного понимания любой информации, облегчая процесс запоминания.
На сегодняшний день накоплена обширная практика использования мнемотехник в образовательном процессе в дошкольных учреждениях [1, 8, 16]. Этот метод имеет очень широкий диапазон применения — от обучения пересказу и заучивания стихотворений до ознакомления с окружающим миром и воспитания культурно-гигиенически навыков [9].
Далее представим методологические и методические положения программы «Радуга ума».
Основные цели программы
– развитие и тренировка всех психических функций (памяти, внимания, творческого воображения, мышления, воли);
– знакомство детей с методами и приемами мнемотехники, практическое использование их при знакомстве с окружающим миром;
– создание условий для раскрытия потенциала ребёнка, повышения уверенности в своих силах.
Использованные впрограмме методы направлены на развитие:
– творческого воображения через психогимнастику и преодоление психологической инерции;
– памяти и внимания через запоминание слов, картинок, коллажей, предметов, звуков, запахов и мнемотаблиц. Происходит развитие зрительной, слуховой, обонятельной и тактильной памяти через систему специальных игр, а также увеличение объёма памяти через образование дополнительных ассоциаций. В программе использованы следующие методы запоминания: сюжетный метод, метод связок, метод ассоциаций, метод трансформации, эйдотехники, метод Цицерона, метод «матрёшки»;
– умения управлять своим вниманием, свойств концентрации внимания;
– речи через пальчиковую гимнастику, игры со словом, звуком, заучивание стихов, запоминание цепочек слов, картинок, предметов методом сюжета;
– логического мышления, пространственного воображения через методы, основанные на системном подходе, применение развивающих игр;
– конструктивных качеств через построение фигур по заданному рисунку: на плоскости из палочек, в пространстве из конструктора, построение из кирпичиков по чертежу;
– коммуникативных качеств через психогимнастику и театрализацию;
– координации и мелкой моторики через систему игр с использованием геометрических фигур, счётных палочек и разрезных картинок;
– эстетических, нравственно-волевых качеств через знакомство с литературой и искусством;
– эрудиции через обучающие мнемотаблицы и коллажи.
Актуальность программы
Актуальность данной программы определяется тем, что существенно повысить эффективность обучающих и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста можно через использование приемов мнемотехники. Программа нацелена не только на развитие всех психических функций, но и на увеличение объема знаний об окружающем мире. Раннее знакомство детей с культурными ценностями, искусством, благодаря приёмам мнемотехники, позволяет привить эстетический вкус, развить любознательность и кругозор.
Предлагаемая программа интересна прикладным характером используемых инструментов, которыми могут воспользоваться психологи, воспитателя, учителя, включая различные приемы в практические занятия при работе с детьми дошкольного возраста.
Данная программа разрабатывалась на основе методик и упражнений мнемотехнических программ таких авторов, как Сафронова Е. Д., Гарибян С. А. «Школа памяти», Матюгин И. Ю. «Эйдетическая память» [5, 11].
Теоретические идеи программы
Память имеет огромное значение в жизни человека. Все знания и умения являются следствием способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, испытанные чувства, движения и их системы. Успешная учеба и плодотворная деятельность невозможны без развития памяти.
Память представляет собой сложную психическую деятельность, в составе которой выделяются процессы запоминания, сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание. В психологии познавательных процессов представлены различные классификации видов памяти. Так, в зависимости от предмета запоминания выделяют образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память. Образная память в зависимости от используемого при запоминании анализатора имеет подвиды — зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. По характеру участия воли память может быть произвольной и непроизвольной. По времени сохранения материала память делится на кратковременную, оперативную и долговременную [12].
Преобладающим видом памяти у дошкольников является образная память. Как писал Ушинский К. Д.:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [15, с. 267].
Память как один из важнейших психических процессов обслуживает все виды деятельности человека. В жизни и в учебной деятельности школьника все виды памяти играют определенную роль. В зависимости от того, что успешнее запоминает ребенок и какие виды памяти у него доминируют, можно подразделить детей на визуалов, кинестетиков и аудиалов. Однако изолированно виды памяти никогда не функционируют, а всегда взаимосвязаны между собой.
У детей дошкольного возраста имеется особый вид зрительной памяти, который называется эйдетической памятью. Вспоминая что-то, что он воспринимал раньше, ребенок как будто снова видит это и описывает во всех деталях. Эйдетическая память- явление возрастное, поэтому важно развивать эту способность в дошкольном возрасте, иначе позднее она утрачивается.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте именно развитие памяти становится центральным новообразованием психической деятельности ребенка, ее продуктивность во многом определяется уровнем развития внимания учащихся.
Внимание — это направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем. Внимание является необходимым условием для запоминания, главным звеном в цепи процессов памяти. Когда сознание ребенка сосредоточено на сигналах, имеющих отвлекающий характер, школьнику невозможно поддерживать достаточный уровень внимания. Это могут быть различные помехи: эмоциональные события, отступления от темы, усталость, сильные переживаниях, выполнение автоматизированных действий.
Когда обретается контроль над вниманием, запоминание спонтанное, случайное уступает место намеренному запоминанию с участием сознания, что позволяет материала закрепляться в памяти. Таким образом, для получения лучших результатов запоминания необходимо тренировать внимание.
Еще одной причиной слабой продуктивности памяти может быть сильное переутомление. В связи с этим, необходимым качеством будущего школьника является умение снимать умственное напряжение (расслабляться). Важно научить ребенка регулировать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, принимать удобную позу для восприятия информации, эмоционально настраиваться на работу [6, 10]. Такие упражнения даются в начале занятия, как настройка перед тренингом, а в конце — для снятия интеллектуальной и физической усталости после занятия.
Многие мнемотехнические приемы основаны на ассоциациях со зрительными образами, поэтому необходимо развивать у детей способность к воспроизведению образов. Очень важно для этого развивать детское воображение. Несмотря на малый жизненный опыт, дети имеют хорошее воображение, которое надо обогащать с помощью специальных методических приемов, например, тренировать детей в умении произвольно вызывать у себя те или иные представления.
Итак, в старшем дошкольном возрасте память ребенка постепенно превращается в особого рода деятельность, которая уже имеет свою специальную цель — запомнить. Руководствуясь указаниями взрослого о необходимости запомнить определенный материал, ребенок готов использовать простейшие приемы запоминания, может получать обратную связь от взрослого о правильности запоминания и контролировать его ход.
Таким образом, мы видим постепенное формирование произвольности запоминания, прежде всего, обусловленное возрастанием регулирующей роли речи и становлением произвольных механизмов регуляции поведения и деятельности.
Вместе с тем, важно отметить, что активизация этих процессов в сенситивный период развития памяти необходима. Целенаправленное обучение и контроль со стороны взрослого позволяют дошкольнику овладеть простейшими логическими приемами запоминания, основанными на мыслительных операциях классификации, схематизации, анализа, синтеза, смыслового соотнесения. Очень важно, чтобы для этих целей педагог использовал соответствующую целям и особенностям возраста форму.
Так, главным достоинством представленной программы является способ подачи материала в виде игротренинга.
Развивающие и обучающие занятия для детей следует планировать, опираясь на их ведущую деятельность. По мнению Выготского Л. С. и Гальперина П. Я. ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра [2, 4]. Как писал Л. С. Выготский:
«Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [2].
Именно в игре у дошкольников начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры ребенок лучше управляет своим вниманием и более продуктивно запоминает материал. Игровая деятельность становится основой дальнейшего развития учебной деятельности.
В рамках программы «Радуга ума» занятия по развитию психических функций проводятся в занимательной игровой форме — в виде игротренинга.
Тренинг является активной игровой формой обучения в группе. Особенно важным является то, что дети учатся работать с информацией, перекодируя сложную информацию в простую, более им доступную, делая этот процесс увлекательной игрой.
Информация дается от общего к частному, от простого к сложному. Организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка «зону ближайшего развития», введенную Л. С. Выготским. Автор подчеркивал роль обучения в развитии познавательных функций ребенка: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» [14, с. 106].
Система занятий позволяет детям разного уровня развития выйти на новый, более высокий опережающий уровень. Благодаря разработке карточек, игр-лото, мнемотаблиц, посвященным знакомству с окружающим миром, достопримечательностям Санкт-Петербурга, скульптурам, художникам, картинам, заучиванию стихотворений, дети повышают свою эрудицию и культуру. Они учатся любить свой город, видеть его красоту, получают патриотическое воспитание. Все это способствует гармоничному развитию личности.
Ценно то, что, получив интересную информацию на занятии, дети приобретают активное желание непосредственно встретиться с тем, что они увидели на картинках, фотографиях, мнемотаблицах. Дети просят родителей отвезти их к Атлантам, посетить Эрмитаж, хотят побывать в Летнем саду, в Петродворце. Восприятие произведений искусства, достопримечательностей, музеев требует предварительной подготовки детей. При этом нельзя забывать: чтобы предложенная информация вызвала у дошкольников познавательный интерес, ее необходимо переработать: упростить, оживить, ввести игровые элементы, обогатить сказочными и загадочными историями.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего детского возраста, к моменту поступления в школу они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связанному высказыванию. Использование обобщений позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Кроме того, пересказы, заучивание стихотворений с опорой на картинки, позволяют ребёнку преодолеть застенчивость и робость.
Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Овладение приемами мнемотехники помогает в развитии психических процессов памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения. Мнемотехника помогает сделать процесс обучения более простым, интересным и творческим.
Литература:
- Баландина, М.И. Использование мнемотехники с детьми дошкольного возраста / М. И. Баландина //В сборнике: Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 26–28.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. № 6. с. 62–77.
- Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Гальперин, П.Я.Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. — Москва-Воронеж // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / П. Я. Гальперин; ред. А. И. Подольский. — Москва: Институт практической психологии; Воронеж: Издательcтво НПО 'МОДЭК', 1998. — С. 272–317.
- Гарибян, С. Школа памяти / С. Гарибян. — М.: Самвел.ру, 2008. — 96 с.
- Гуськова, О.А. Использование разных видов деятельности в становлении саморегуляции у дошкольников собственных действий/ О. А. Гуськова, В. В. Лопаткина, В. Д. Рунова// Вестник научных конференций. 2016. № 12–4 (16). С. 54–57.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / АПН [СССР], НИИ общ. педагогики; Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: НИИОПП, 1981. — 157 с.
- Желтикова А. А. Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» // В сборнике: Профессиональный стандарт педагога. Материалы Форума педагогов города Москвы Москва, 26–28 августа 2015 г.Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов. При поддержке Департамента образования города Москвы, Московского центра качества образования, Московского института открытого образования. 2015. С. 81–85.
- Изотова, Л.Н. Использование мнемотехники в образовательном процессе в ДОУ / Л. Н. Изотова // В сборнике: Наука в современном мире. Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2016. С. 59–62.
- Крылова, Л.Н. Развитие саморегуляции старших дошкольников в педагогически организованной игровой деятельности/ Л. Н. Крылова // В сборнике: Новые идеи — новый мир сборник научных работ молодых ученых. Тюмень, 2015. С. 63–65.
- Матюгин, И. Ю. Школа эйдетики / И. Матюгин, Е. Чакаберия, И. Рыбникова, Т. Слоненко, Т. Мазина. — М.: Сталкер, 1997. — 1312 с.
- Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 219–228.
- Психология детства: Учебник/ Под. Ред. А. А. Реана: — СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК»,2003. — 368 с.
- Степанова, М. А. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского и П. Я. Гальперина / М. А. Степанова // Вопросы психологии. — 2001. — № 4. С. 106.
- Ушинский, К. Д. Родное слово: Кн. для учащих / К. Д. Ушинский //Собр. соч. — М., 1948. -Т.6. С.267–268.
- Черная, В.В. Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста/ В. В. Черная // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3–4. С. 63.