Настоящая статья посвящена вопросом антикоррупционных стандартов поведения государственных служащих. Стандарт представляет собой установленный в законе набор требований, определяющих границы антикоррупционного поведения государственных служащих.
Ключевые слова: антикоррупционный стандарт, обязанности, дозволения, запреты и ограничения.
This article is devoted to the issues of anti-corruption standards of behavior of civil servants. The standard is a set of requirements established by law that define the boundaries of anti-corruption behavior of civil servants.
Keywords: anti-corruption standard, duties, permits, prohibitions and restrictions
Актуальность темы исследования обусловлена высокими коррупционными рисками лиц, играющих важную роль в обеспечении государственной службы Российской Федерации. Государство и гражданское общество ведут бескомпромиссную борьбу с коррупцией. Одним из направлений противодействия коррупции является установление антикоррупционных стандартов поведения государственных служащих.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности чиновников связана с определенными стандартами, установленными ведущими нормативными актами. Впервые данное понятие было закреплено в Модельном законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятом Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ от 15 ноября 2003 г. В нем под антикоррупционными стандартами понимаются единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы. Позднее данное понятие стало элементом законодательства о гражданской службе и противодействии коррупции.
Ст. 7 Закона «О противодействии коррупции» под антикоррупционным стандартом понимает установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции. Они принимаются и разрабатываются любыми субъектами государственного управления, где возможно возникновение коррупционных рисков. Имеется опыт принятия таких стандартов органами местного самоуправления, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, судебными органами [1].
Целью применения коррупционного стандарта состоит в снижении коррупционных рисков, их минимизация, ее предупреждение.
По мнению многих авторов, решение вопросов повышения эффективности борьбы с коррупцией возможно только за счет повышения правовой культуры чиновников и гражданского общества. По мнению В. Р. Таранова необходима работа по формированию общественного сознания государственных служащих, а в обществе — атмосферыжесткого неприятия коррупции [3]. Русакова Н. Г. считает, что укрепление духовных начал является основой формирования антикоррупционного стандарта поведения государственных служащих. Духовность лежит в основе мотивации и смысла поведения. Она способна стать преградой на пути коррупционным проявлениям посредством формирования устойчивого нравственного иммунитета против коррупционных деяний [4].
Антикоррупционные стандарты предполагают наличие следующих видов обязательств, налагаемых на государственных служащих:
1) Запреты
2) Ограничения;
3) Обязанности;
4) Дозволения.
Под запретами, установленными ст. 17 Федерального закона о государственной службе, понимаются нормативно установленные требования, предъявляемые к гражданским служащим, воздерживаться от совершения определенных действий и ведения определенной деятельности, обеспеченные возможностью применения мер юридической ответственности.
Основными запретами являются:
– запрет проходить гражданскую службу в случае избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
– запрет осуществлять любую предпринимательскую деятельность (запрет распространяется на личное участие и использование доверенных лиц);
– запрет осуществлять руководство любыми коммерческими или некоммерческими организациями. Исключением являются политические партии, собрания потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
– запрет приобретать ценные бумаги, в случаях, установленных федеральным законом, по которым может быть получен доход. Такие бумаги передаются на время государственной службы в доверительное управление;
– запрет представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором государственный служащий замещает должность;
– получать в связи с исполнением должностных обязанностей материальное вознаграждение в любой форме, в том числе и в виде оплаты услуг;
– запрет разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, составляющие конфиденциальную информацию любого уровня. Запрет распространяется на время прохождения службы и после ее прекращения;
– запрет допускать публичные высказывания, суждения и оценки деятельности учреждения, где государственный служащий исполняет должностные обязанности. Исключением являются ситуации, когда такая деятельность входит в непосредственные обязанности;
– запрет принимать награды от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений за действия, связанные с исполнением должностных обязанностей без согласия непосредственных руководителей;
– запрет использовать преимущества должностного положения для участия в электоральном процессе и др.
Укажем также на основные ограничения, налагаемые на государственных служащих в сфере противодействия коррупции. Законодательно они определены статьей 16 Федерального закона о государственной службе и устанавливают набор условий, при которых гражданин не может приобрести статуса государственного служащего. Право государственного служащего ограничено, если он:
– признан недееспособным или ограниченно дееспособным в официальном порядке (по решению суда);
– осужден, имеет судимость;
– не может получить или отказывается получить допуск к государственной тайне, если это необходимо для прохождения государственной службы;
– имеет заболевание, подтвержденное медицинским заключением, препятствующее прохождению государственной службы.
– имеются близкие родственники, проходящие службу в этом же подразделении на вышестоящих или нижестоящих должностях. В таких случаях может возникнуть конфликт интересов.
К обязанностям государственного служащего, устанавливающего основы антикоррупционного стандарта поведения, относятся:
– отказ от участия в любых коррупционных деяниях;
– отказ от любых попыток организовать коррупционные деяния;
– незамедлительное информирование руководства о всех проявлениях коррупции;
– разрешать вопросы, связанные с возникшим конфликтом интересов.
Дозволения являются правами государственного служащего, предусмотренными правовыми нормами и реализуемыми государственным служащим в форме использования, т. е. по своему усмотрению. К ним относятся:
1) право на труд в соответствии с требованиями регламентов и отдых (выходные дни, отпуска и др.);
2) право на получение установленной законом оплаты труда, материального вознаграждения, пенсионного обеспечения и др.;
3) право на доступ к необходимой конфиденциальной информации; обусловленной выполнением должностных обязанностей;
4) право на должностной карьерный рост (за счет участия в кадровом резерве, конкурсах на замещение вакантных должностей);
5) право на защиту от посягательств на свои права;
6) право на социальную защиту и медицинскую помощь и др.
Стандарт антикоррупционного поведения служащего предполагает активность действий, направленных на недопущение и предотвращение коррупционных проявлений, а также строгое соблюдение установленных предписаний выражающихся в отказе от совершения противоправных деяний. При этом поведение служащего (работника) должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе. В этом аспекте антикоррупционный стандарт поведения заключается в следовании общечеловеческим. Его формирование возможно посредством последовательной и системной просветительской работы, борьбы с правовым нигилизмом и правового воспитания
Такой стандарт имеет практическую направленность и заключается в совершении государственным служащим активных действий по недопущению проявлений коррупции. В основе установленных стандартов лежит общая правовая культура государственного служащего, его морально-нравственные гуманистические принципы, идея преданности служении обществу и государству [2].
Таким образом, в российском законодательстве установлен некий общий стандарт поведения, означающий наличие некоего набора основополагающих, официально закрепленных правил, которым должны соответствовать нормативные предписания, регулирующие конкретные виды государственно-властной деятельности, с тем, чтобы ограничивать в ней коррупционные процессы, своевременно выявлять конкретные факты коррупции, предотвращать их негативные последствия
Литература:
- Нестеров А. И. Антикоррупционный стандарт — новая категория российской правовой системы // Вестник академии генеральной прокуратуры Российской Федерации.2016. № 2
- Улизко К. А. Стандарт антикоррупционного поведения// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. 2017
- Таранов В. Р. Формирование единого антикоррупционного стандарта поведения государственных служащих // Актуальные проблемы права: Сборник докладов XIX научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018
- Русакова Н. Г. Духовность как основа профессионально-нравственного стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 3 (43). С. 214–216.