Посредничество при досудебном урегулировании споров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.09.2019

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Шипов, Д. В. Посредничество при досудебном урегулировании споров / Д. В. Шипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62407/ (дата обращения: 15.11.2024).



Любая конфликтная ситуация между двумя сторонами может решиться посредством разбирательства конфликта без привлечения суда, если эти стороны заключили договор на проведение такой процедуры. Но в некоторых случаях досудебный порядок урегулирования споров проводится вне зависимости от желания сторон и является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требование об обязательном досудебном претензионном порядке урегулирования гражданско-правовых споров действует в России с 01 июля 2016 года.

В Российской Федерации данная процедура осуществляется на основании Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Рассмотрим более подробно вопрос об определении понятия «Медиация» в области права.

Медиа́ция, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. [1]

Можно выделить такие основные принципы медиации, как: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры.

Обязательные требования к медиаторам, которые закреплены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В соответствии с ними, деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

На непрофессиональной основе осуществлять деятельность медиатора могут лица, достигшие совершеннолетия, и обладающие полной дееспособностью, а также не имеющие судимости.

Споры, которые уже переданы на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

Медиаторы, действующие на профессиональной основе, должны соответствовать следующим критериям:

– достижение возраста двадцати пяти лет;

– наличие высшего образования;

– наличие дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации.

Область применения медиации весьма обширна и может включать в себя практически все институты отношений, к ним можно отнести Меж- и внутрикорпоративные споры, споры в банковской и страховой сфере, сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон, семейные споры, споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью, межкультурные конфликты, и многое другое.

Сама процедура медиации может быть предложена сторонам, которые уже находятся в судебном разбирательстве и судьей. В таком случае, между сторонами заключается соглашение о проведении процедуры медиации. Кандидатура медиатора должна быть определена к моменту заключения соглашения о проведении процедуры медиации.

Началом процедуры медиации считается заключение соглашения между сторонами о проведении данной процедуры. Соглашение заключается в письменной форме, обязательно должно содержать данные о предмете спора, об условиях порядка проведения процедуры и её сроках, условия участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации. Необходимо отметить, что медиация может быть осуществлена как на платной, так и на бесплатной основе, но если она проводится специализированными организациями, то в соглашении должна быть указана стоимость проведения процедуры медиации.

В соответствии с Законом, для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, а также назначить его в случае, если стороны направили соответствующее обращение в организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

Отдельное внимание необходимо уделить положению, закрепленному в Законе о том, что медиатор не вправе вносить предложения об урегулировании спора, если стороны не договорились об ином. Это положение частично подтверждает принцип «нейтральности» посредника и дополняется пунктом Закона о том, что при проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон. [2, ст. 11]

Если в процессе проведения процедуры медиации появились обстоятельства, которые могут повлиять на независимость и беспристрастность медиатора, он обязан незамедлительно сообщить об этом сторонам, а также, в случае проведения процедуры организацией, ответственной за его деятельность, и в эту организацию.

В то же время, в течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации, распространяется и на последующие судебные разбирательства.

Так, без согласия сторон соглашения, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

Не допускается и истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации.

Основная цель медиатора — это заключение сторонами медиативного соглашения между сторонами. Оно заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Таким образом, участие медиатора — это залог того, что в переговорах будут озвучены те доводы и аргументы, которые не могут быть проигнорированы под воздействием эмоций.

Безусловно, медиатор должен быть психологически уравновешен, уметь сдерживать эмоции в конфликтных ситуациях, обладать научными знаниями в области конфликтологии, практической психологии, иметь высшее образование, желательно юридическое и в некоторых случаях — экономическое.

В то же время, медиатор не может оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь и это его главное отличие от других посредников в процессах урегулирования споров.

Стоит отметить, что в настоящее время уже сложилась судебная практика о применении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Данная информация содержится в утвержденной 22 июля 2016 года Президиумом Верховного Суда справке о практике применения судами данного Закона. [3]

Так как, на протяжении рассматриваемого в документе периода, оспаривание действий медиаторов в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах не было зафиксировано, Верховный суд сделал вывод о том, что действия медиаторов в большинстве случаев были профессиональными. Также, в справке отмечено об отсутствии исков к самим медиаторам, например, о возмещении вреда, причиненного их действиями.

Эти факты свидетельствует о том, что профессиональная подготовка специалистов в области медиации, несмотря на новизну, проводится в России на высоком уровне.

В то же время, в справке Верховного Суда отмечено, что процедура альтернативного урегулирования споров применяется достаточно редко и во многих случаях стороны отказывается от её проведения, что зафиксировано протоколами судебных заседаний.

Таким образом, можно сделать вывод о степени определенного недоверия со стороны участников судебных разбирательств к процедуре медиации. Возможно, необходимо проведение информационных лекций, семинаров, а также наличие информационных стендов по теме медиации в зданиях судов. Все эти меры позволят сторонам судебного разбирательства более подробно ознакомиться с возможностями данной процедуры и снизят нагрузку на судебную систему в РФ.

В заключении данной статьи можно сделать вывод о том, что развитие процедуры медиации имеет большую значимость и роль для перехода на новый правой уровень в России и хотя в настоящее время получает все большее распространение в урегулировании различных конфликтов и споров между сторонами, требует более широкого применения.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиация
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
  3. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): процедура медиации, сторона, проведение процедуры медиации, медиатор, судебное разбирательство, альтернативная процедура урегулирования споров, Верховный Суд, Россия, урегулирование спора, участие посредника.


Задать вопрос