В статье рассматривается влияние опыта производственной деятельности на формирование компетенций преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: высшая школа, производственная деятельность, компетенция преподавателя, учебный процесс.
Компетенцией преподавателя высшей школы является взаимосвязанный набор умений, требуемый для осуществления его профессиональной деятельности: управленческой (кафедрой или иной структурой вуза), учебного процесса, методического направления, а также научной деятельности [1].
Профессиональная компетенция преподавателя высшего учебного заведения является многогранным явлением, при этом оставаясь цельной структурой, функционирующей только при сплоченном взаимодействии всех участвующих в ней элементов. Взаимодействие же их между собой обеспечивает эффективность деятельности педагога вуза.
Что понимать под понятием компетенция? Можно сказать, что компетенция — это единство характеристик личности, позволяющих исполнять свои трудовые и профессиональные обязанности на высоком уровне в определенной сфере деятельности человека.
Можно отметить, что наряду с формулировкой «компетенция» существует и используется в научной литературе близкое к ней слово «компетентность». В некоторых источниках два этих понятия различаются, в иных — используются как синонимы.
Рассматривать качества преподавателя в современных вузах можно основываясь на конкретных критериях. Данные критерии определяются обозначенными выше областями деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
Обобщенная модель рассматриваемых качеств преподавателя может быть обозначена как система личностных качеств. Каждое из этих качеств предназначено для реализации областей вышеуказанных деятельности.
Таким образом, можно выделить основные блоки качеств, из которых состоит эта модель:
- Самоконтроль;
- Деловые качества;
- Организаторские способности;
- Нравственные качества;
- Профессиональная компетентность.
Одной из самых важных позиций в структуре качеств педагога занимает его профессионализм, его профессиональная компетенция.
Она подразделяется на шесть основных групп [2]:
- Глубокое понимание программы обучения;
- Преподавательское мастерство;
- Широкий охват научных знаний;
- Инновационность;
- Владение методами научных исследований.
Производственная деятельность характеризуется значимым для общества показателем труда, а учебная деятельность сосредоточена на формировании знаний и умений производственной направленности, развитие познавательных и творческих навыков студентов.
Производственная деятельность в карьере будущего педагога является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и своеобразной формой организации учебного процесса в вузе.
Без производственного опыта преподаватель не может передать студенту знания на достаточном качественном уровне. В процессе производства будущий педагог получает не только богатейший опыт «старейшин» производства, но и многогранный опыт межличностного общения с различными психологическими типами человека, что значительно облегчает дальнейшую педагогическую деятельность. Богатый опыт профессиональной деятельности позволяет практически на каждую тему приводить красочные примеры из реальной жизни которые как правило всегда лучше запоминаются и в дальнейшем являются опорными точками при усвоении материала студентом. Также преподаватель-производственник рассматривает учебный материал с точки зрения решения типовых производственных задач, которые предстоит решить будущему специалисту. Это позволяет не только качественно передавать необходимую информацию, но и формировать у обучаемого конкретные технологические схемы решения различных практических задач.
Надо сказать, что специфика учебно-производственной работы определенных профессий в том, что производственная практика охватывает, как обучение в учебно-производственных подразделениях на территории вуза, так и непосредственно производственную практику, которая проводится на территории профильных предприятий, сопряженную с приобретением непосредственных профессиональных знаний и умений.
В подобных случаях опыт производственной деятельности вносит значительный вклад в развитие компетенции преподавателя.
На основе имеющихся исследований компетенций преподавателей, имеющих производственный стаж, можно выделить ключевые факторы, влияющие на эффективность применения соответствующих производственных навыков преподавателя в процессе обучения студентов [3]:
– способность включаться в деятельность, инициативность, ответственность, умение проводить анализ своей работы;
– инновационный подход, способность осуществлять поиск более эффективных решений в учебной работе;
– правильное понимание собственной роли и роли остальных в учебно-производственном процессе;
– глубокие знания в работе с техническим и технологическим оборудованием;
– применение знаний, приобретенных при решении различных практических задач разной степени сложности;
В большинстве своем, преподаватель высшей школы — это, в основном, квалифицированный специалист в некоторой профессиональной или научной области, но не имеющий базовую педагогическую подготовку, что ограничивает его возможности в передачи своих знаний, что может повлечь за собой даже снижение качества обучения студентов [4].
Основываясь на данных статистики можно сказать, что количество преподавателей, не имеющих основного образования в сфере педагогики, значительно представлено на ступени высшего образования (примерно 73 процентов), в то время как в средне-профессиональном образовании это 45 процентов или общеобразовательным (около 10 процентов) [5].
Это дает некоторый разрыв в компетентной подготовке преподавателя (у которого нет базового педагогического образования).
Также следует отметить, что преподаватель-производственник — это инженер-профессионал. Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность). Человек, который постоянно находится в поиске более рациональных инженерных решений для достижения поставленных задач. На всем жизненном цикле инженер никогда не останавливается, постоянно занимаясь самообразованием, не только в пределах своей компетенции, но и обязательно в смежных. Ведь история доказывает: нельзя изобрести что-то новое находясь только в горизонте изучаемого предмета, необходимо обязательно «взлететь» выше. В преподавательской деятельности «инженерный подход» сохраняется.
Зная специфику производства изнутри, историю технологического развития и характер, слабые и проблемные места, пути их разрешения, умея грамотно передавать свои знания, а также являясь примером в освоении профессии, преподаватель служит проводником студента в будущее, и активно участвует в формировании настоящего инженера-профессионала.
Литература:
- Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза [Текст] / Ф. В. Шарипов // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 1.
- Профессиональная компетентность педагога / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. // Педагогика. М., Школа-Пресс, 2002. Гл.З.-С. 40–55.
- Реформы образования: Аналитический обзор / под ред. В. М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003. 276 с.
- Теория и практика преподавания учебных дисциплин в техническом вузе: сб. статей по проблемам высшей школы. — Новочеркасск, 1996. -187 с.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. — 342 с.