Ключевые слова: Всемирная продовольственная программа, ЮНЕСКО, уменьшение опасности стихийных бедствий, международное сотрудничество.
Согласно мировым статистическим данным, количество опасных стихийных бедствий возрастает ежегодно в среднем на 4,0 %, а экономические потери от них — на 10,4 %. за последние 20 лет в мире во всех катастрофах погибли около 3 миллионов, пострадали более 800 миллионов человек и более миллиарда остались без крова [1].
Это обуславливает заинтересованность международного сообщества в укреплении сотрудничества в таких областях, как предупреждение и уменьшение угроз бедствий, повышение степени готовности к ним, эффективность экстренного реагирования и оказания помощи для преодоления последствий бедствий.
На сегодняшний день важную роль в области уменьшения опасности стихийных бедствий играют специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, а именно: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Программа развития ООН, Детский фонд ООН, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная продовольственная программа, Программа ООН по окружающей среде, Фонд ООН в области народонаселения, Всемирная метеорологическая организация, ЮНЕСКО, Всемирный банк.
Более детально рассмотрим деятельность по снижению опасности стихийных бедствий Всемирной продовольственной программы и ЮНЕСКО.
1. Для Всемирной продовольственной программы (далее — ВПП) предотвращение, смягчение последствий и подготовке к стихийным бедствиям является важной частью ее мандата в борьбе с глобальным голодом. Более половины программ ВПП направлена на устранение рисков стихийных бедствий и их последствий для продовольственной безопасности.
Политика ВПП в области уменьшения опасности бедствий предусматривает инвестирование в меры по обеспечению готовности к бедствиям и смягчению их последствий. Эта политика определяет направления деятельности ВПП в реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы.
ВПП работает с правительствами над укреплением их потенциала по подготовке, оценке и реагированию на голод, вызванный стихийными бедствиями, а также по разработке национальной политики и планов, направленных на воздействие бедствий на питание.
ВПП является ведущим новатором в области продовольственной безопасности и снижения риска бедствий.ВПП разработала новейшие системы обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям и раннего предупреждения, которые были приняты во всем мире.
ВПП также руководила применением инновационных инструментов финансирования рисков. Так ВПП и OxfamAmerica в 2011 году выдвинули Инициативу по устойчивости сельских районов. Данная инициатива включает в себя создание активов для улучшения базы природных ресурсов, страхование урожая. В 2018 году в рамках этой инициативы в Эфиопии, Кении, Малави, Сенегале и Замбии было распределено около 1,5 млн. долл. США страховых выплат для компенсации потерь, связанных с стихийными бедствиями [2].
ВПП оказывает правительствам поддержку во внедрении современных систем мониторинга продовольственной безопасности для отслеживания продовольственной безопасности, питания, показателей рынка и опасностей, чтобы обеспечить эффективный анализ для поддержки готовности к бедствиям, их предотвращения и реагирования.
ВПП является ведущей гуманитарной организацией, предоставляющей денежную помощь. В 2018 году ВПП передала рекордную покупательную способность в 1,76 миллиарда долларов США людям в 62 странах. Это составило 35 процентов общего портфеля помощи ВПП за год [3]. Денежная помощь предоставляется ВПП в виде физических банкнот, электронных, мобильных денег, через дебетовые карты или ваучеры, которые можно обменять в местных магазинах.
ВПП также предоставляет важнейшие глобальные возможности для поддержки реагирования на чрезвычайные ситуации, в частности:
− предоставляет в подверженных бедствиям регионах склады для хранения различных продуктов питания и предметов помощи;
− разворачивает телекоммуникации и направляет IT-специалистов для создания и поддержания связи в труднодоступных местах, позволяя гуманитарным работникам продолжать оказывать помощь пострадавшему от стихийного бедствия населению;
− в целях доставки в труднодоступные районы гуманитарных работников для оказания помощи изолированному населению ВВП обеспечивает срочные воздушные перевозки;
− предоставляет правительствам, агентствам ООН услуги по созданию и восстановлению инфраструктуры (восстановление взлетно-посадочных полос, мостов);
− осуществляет мероприятия по передаче продуктов питания, предметов помощи пострадавшим группам населения.
2. Являясь специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в области образования, ЮНЕСКО также продвигает совместные многосторонние стратегии по повышению уровня образования и информированности о стихийных бедствиях как неотъемлемого элемента образования.
Работа ЮНЕСКО по уменьшению опасности стихийных бедствий осуществляется в соответствии с Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы по следующим основным направлениям.
Для повышения способности стран справляться со стихийными бедствиями ЮНЕСКО разрабатывает технические документы, проводит учебные семинары и исследовательские мероприятия по снижению риска бедствий. В рамках своей компетенции также участвует в анализе политики уменьшения опасности бедствий и в предоставлении рекомендаций и руководящих принципов государствам-членам.
В целях укрепления научно-технического потенциала государств в области выявления мониторинга и преодоления стихийных бедствий ЮНЕСКО содействует созданию эффективных систем раннего предупреждения о различных опасностях, таких как цунами, оползни, вулканы, землетрясения, наводнения и засухи. ЮНЕСКО является частью Руководящего комитета «Международной сети по системам раннего предупреждения о многих опасных явлениях» вместе с Управлением Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий и Всемирной метеорологической организацией [4]. Также организация продвигает системы раннего предупреждения о гидрометеорологических опасностях через свою Международную гидрологическую программу, и, будучи единственным учреждением Организации Объединенных Наций, имеющим мандат в области наук о Земле, Организация особенно активно содействует разработке и внедрению системы раннего предупреждения о геоопасностях. В частности, через Межправительственную океанографическую комиссию, которая помогает сократить число жертв и средств к существованию, вызванных цунами, в рамках своей программы по цунами.
ЮНЕСКО поощряет выявление рисков, защиту от различных опасностей (включая изменение климата) и сохранение объектов ЮНЕСКО, включая объекты всемирного наследия, биосферные заповедники ЮНЕСКО. В этом смысле ЮНЕСКО помогает государствам-членам интегрировать меры по уменьшению опасности наследия и стихийных бедствий в национальную политику по уменьшению опасности стихийных бедствий, включая планы и системы управления объектами всемирного наследия на их территориях.
Чтобы поддержать страны в разработке конкретных планов действий для более безопасных школ, ЮНЕСКО присоединилась к Глобальному альянсу по уменьшению опасности бедствий и устойчивости в секторе образования. Альянс продвигает комплексный подход к образованию по снижению риска бедствий с помощью Системы комплексной безопасности школ, основанной на трех элементах: безопасные средства обучения; управление стихийными бедствиями в школе; обучение снижению риска и устойчивости.
Кроме того, в целях выявления рисков, которым подвергаются школы, сопоставления их уязвимости, а также повышения их безопасности ЮНЕСКО продвигает методологию оценки безопасности в школах с множеством опасностей, а именно «Визуальный осмотр для определения стратегий повышения безопасности» [5]. Данная методология помогает лицам, принимающим решения, из министерств образования, национальных органов по борьбе со стихийными бедствиями и других соответствующих учреждений в понимании того, какие школы нуждаются в приоритетных вмешательствах, какие вмешательства требуются и сколько они будут стоить, и какие действия по модернизации возможны на основе имеющихся ресурсов. Методология уже была внедрена в пилотных проектах в шести странах (Италия, Сальвадор, Лаос, Индонезия, Перу и Гаити).
Также ЮНЕСКО оказывает помощь странам после стихийных бедствий путем предоставления кадровых и административных механизмов поддержки в областях своей компетенции, проведения расследований после стихийного бедствия.
Таким образом, ВПП и ЮНЕСКО являются одними из крупнейших учреждений Организации Объединенных Наций, осуществляющих конкретные мероприятия по уменьшению опасности стихийных бедствий, начиная от мониторинга и учета потенциальных и существующих рисков стихийных бедствий, поддержания устойчивости и защиты наиболее уязвимых групп населения, оказания поддержки реагирования на стихийные бедствия, разработки правил, стандартов по предотвращению и ликвидации стихийных бедствий.
Литература:
- Протоколы Третьей Всемирной Конференции по снижению риска бедствий, 14–18 марта 2015 года, Сендай. Япония. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unisdr.org/files/45069_proceedingsthirdimwcdrrrii.pdf (дата обращения: 09.09.2019).
- The R4 Rural Resilience Initiative [Электронный ресурс]. URL:https://www.wfp.org/r4-rural-resilience-initiative(дата обращения: 10.09.2019).
- Годовой отчет о деятельности за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: https://docs.wfp.org/api/documents/WFP-0000105855/download/
- Early Warning Systems for Geohazard Risk Reducation [Электронный ресурс]. URL:http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/special-themes/disaster-risk-reduction/geohazard-risk-reduction/early-warning-systems/(дата обращения: 11.09.2019).
- School Safety [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/special-themes/disaster-risk reduction/school-safety/(дата обращения: 11.09.2019).