Для любого педагога-хормейстера проблема выбора репертуара для хорового коллектива всегда остается актуальной. Именно от грамотно подобранного репертуарного плана зависит творческая стабильность коллектива, развитие его исполнительской и художественно-эстетической культуры. Полнота и разнообразие стилистических и жанровых образцов, представленных в репертуаре хора, несут в себе учебно-воспитательную нагрузку, способствующую творческому развитию не только всего коллектива, но каждого отдельного хориста в частности. Таким образом, художественно-эстетическое развитие учащихся, приобщение их к классической и современной музыке происходит через искусно подобранный репертуара коллектива, в отборе которого главным критерием является его художественная ценность, глубина содержания произведения и совершенство его музыкальной формы. Основу репертуара должны составлять художественно ценностные сочинения, так как именно в них с наибольшей яркостью раскрывается сущность и особенности детского хорового исполнительства.
Наряду с богатым наследием русской композиторской школы огромный пласт непревзойденных сочинений несет в себе западно-европейская культура, где особое место отведено музыке Франции. Одним из самых ярких и выдающихся фигур музыкального искусства Франции второй половины XIX века явился Камиль Сен-Санс. Это был не просто композитор, но мастер с блестящим образованием, талантливый пианист, органист и создатель своего непревзойденного музыкального стиля. Сен-Санс явился учителем для французского композитора Габриэля Форе и многих других талантливых музыкантов, и оставил после себя множество гениальных произведений.
Нечасто в программе выступлений концертных детских хоровых коллективов можно встретить произведения этого композитора. Скорее всего, это связано с тем, что большинство хоровых опусов Сен-Санса предназначены для исполнения профессиональными смешанными хоровыми составами. Среди таких сочинений можно отметить 36 мотетов, «Рождественскую ораторию», кантата «Небесный огонь» и «Реквием». Поэтому возможность исполнения произведения Сен-Санса силами детского однородного хорового коллектива явилась настоящим подарком для автора статьи, как для педагога-хормейстера.
Речь идёт о малоизвестном произведении, а точнее, части произведения Сен-Санса — Tantum ergo из Мотета op. 5, написанной композитором в 1860 году, когда он был церковным органистом L'église de la Madeleine (церковь Св. Марии Магдалины) в Париже.
Tantum ergo — в Римско-католической церкви гимн, исполняемый перед Святыми Дарами во время адорации[1]. Текст песнопения представляет собой две последние строфы гимна «Pange lingua», написанного известным католическим богословом Фомой Аквинским (1225–1274).
Tantum ergo Sacramentum
Veneremur cernui.
Et antiquum documentum
Novo cedat ritui.
Praestet fides supplementum
Sensuum defectui.
Genitori, Genitoque
Laus et jubilatio,
Salus, honor, virtus quoque
Sit et benediction.
Procedenti ab utroque
Compar sit laudatio.
Теперь великому таинству
Поклонимся смиренно
И старое учение
Пусть уступит место новому обряду.
Родителю и рождённому
Хвала и прославление.
Благодарность, слава, честь, а также
Пусть будет и благословение.
Приходящему же от [имени] их обоих
Пусть будет равная хвала.
Аминь.[3]
Произведение написано для женского хора (или трех солистов — сопрано, меццо-сопрано, альт и женского хора в unison) Тональность Es-dur. Размер «С“. Темп — moderato, четверть = 80. Всего тактов 58.
Уже с первых тактов произведения прослеживается оригинальность мысли композитора. Первые две доли отданы половинной паузе, что сдвигает интервал вступления (начала произведения) к третьей доле. Таким образом, первое слово «Tantum” распевается на третью и четвертую долю (слабые доли в размере «С“) такта. Если исходить из логики музыкальной фразы (мысли), то совершенно очевидно, что следующее слово «ergo” будет опорным, так как первый его слог будет попадать на первую (сильную) долю. Но картина полностью меняется, когда мы смотрим на фразировочные лиги указанные в нотах, которые свидетельствуют о стремлении композитора к более протяженным фразам. Сен-Санс полностью подчиняет музыку — слову, отдавая каждой строке текста, целую, неделимую на части, фразу.
Пример № 1
Сама мелодия широкая, несколько волнообразна. Ритмический рисунок прост, с превалированием четвертных длительностей. Первая музыкальная мысль состоит из четырех фраз (в соответствии с текстом) и отдана меццо-сопрано, поющим ее в unison, являя собой некий запев, так как дальше музыкальный материал излагается в трехголосии (сопрано, меццо-сопрано, альт).
Подхватывая заданный меццо-сопрано запев, хор повторяет тот же текст, но уже в аккордовом изложении и имея несколько иной тональный план всего предложения. Стоит отметить, что при смене гармоний и лада (к концу предложения происходит модуляция в g-moll) ритмический рисунок не изменяется: также преобладает ровное движение четвертями. Органу же отдана весьма скромная роль, которая заключается в полном дублировании музыкального материала хора, за исключением аккордов образующих кадансы в конце каждого из музыкальных предложений.
Третье предложение начинается с имитационного хода, образуемого проведением темы сначала в альтах, затем в первых сопрано.
Пример № 2
Орган в это время имеет самостоятельный мелодический материал. Обе фразы исполняются на crescendo, подводя тем самым к tutti, далее следует общее crescendo и на словах «Sensuum defectui” внезапно появляется нюанс piano, производя эффект полной неожиданности, в результате чего, кульминация третьего предложения исполняется тихо и мягко, идя вразрез с предполагаемым и ожидаемым forte, но, при этом, с большим crescendo в конце на выдержанном аккорде.
Следующее предложение хор поет в unison, а построено оно на музыкальном материале, изложенном в самом начале произведения в партии меццо-сопрано. Меняется лишь текст.
Пример № 3
Повторное изложение музыкального материала, нюанс forte, unison всего хора, отсутствие поддержки музыкального сопровождения (в органе звучит выдержанная октава), придает этой части произведения особую торжественность и даже величественность. Однако при этом мелодия не теряет своей мягкости и лиричности. Казалось бы, что это могло явиться логичным завершением этой части, но, композитор дополняет произведение ещё одним предложением на текст «Procedenti ab utroque…» имеющее волнообразную фразировку и общее crescendo, приводящее к общему унисону хора на тот же текст в нюансе forte. Заканчивается произведение мягким и нежным Amen сначала у солистов в аккордовом изложении, затем у хора в unison.
Пример № 4
Безусловно, данное произведение заслуживает внимания для изучения и исполнения на сцене. Имеющиеся незначительные интонационные трудности и несколько не вокальное изложение мелодической линии в некоторых моментах (по большей части во вторых сопрано и альтах) достаточно быстро преодолеваются путём разучивания музыкального материала на слоги («ма», «лё», «лю» и др.) и максимальном legato. Также возникают некоторые затруднения из-за описанного ранее смещения вступления хора с первой доли на третью в начале произведения, которое продолжается на протяжении всего Tantum ergo. В данной ситуации следует отталкиваться не от музыки, а от слова, тогда будет ясна задумка композитора, что облегчит как момент разучивания произведения, так и его дальнейшее исполнение. Несмотря на кажущуюся однообразность формирования фраз, одинаковость в использовании ритмических рисунков данный хор привлекает своим светлым настроением, неординарными гармониями, нестандартным подходом к метроритму и гибкостью фразировки. И главное, это возможность иметь в репертуарном «багаже» хорового коллектива мало исполняемое произведение французского композитора Камиля Сен-Санса.
Краткий вокально-хоровой и музыкально-теоретический анализ.
Тип хора — однородный женский хор;
Вид хора — четырёхголосный;
Диапазон хора — «B» малой — «G» второй;
Хоровые приёмы — tutti, unison;
Жанр — гимн;
Музыкальная форма — АВА1;
Размер — С;
Вид метра — сложный;
Склад письма (фактура) — аккордовый (гармонический);
Роль сопровождения — дублирующее, поддерживающее.
Литература:
- Воспойте Господу. Литургические песнопения католической церкви в России. Москва: Искусство добра, 2005, с.561–562.
- Ю. А. Кремлев. Камиль Сен-Санс. Всесоюзное издательство «Советский композитор». М., 1970.
- С. Лебедев, Р. Поспелова. Musica Latina. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб: Композитор, 2015. — 256 с.
[1] в Католической церкви разновидность внелитургического почитания Святых Даров