Ключевые слова: иностранный инвестор, Российская Федерация, гражданин РФ, инвестиция, двойное гражданство, иностранный гражданин, инвестиционная деятельность, гражданство РФ, гражданство, инвестор, регистрация предприятий.
На сегодняшний день каждое государство стремится улучшать не только внутреннее состояние страны, затрагивая различные сферы, но и развивается, позиционирует себя на мировом уровне. Быть игроком на международной арене можно не только посредством политики, важную роль здесь играет внутренняя и внешняя экономика. Таким образом, важно отметить, что чем больше государство участвует в мировых экономических процессах, тем сильнее внутренняя экономика страны.
Немаловажную роль в современном мире играет международное инвестирование, без которого невозможно стать полноправным участником мирового рынка. Так компании заявляют о себе посредством открытия предприятий, филиалов не только на территории страны, где находится учредитель, но и в других государствах. Так иностранные инвесторы вкладывают в предприятия свои инвестиции.
Стоит пояснить, что понимается под прямыми инвестициями, так как одного общего понятия в российском законодательстве нет, есть множество его вариаций в разных нормативно-правовых актах. Исходя из статьи 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (далее — Закон об иностранных инвестициях) и статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон о капитальных вложениях), то можно сделать вывод, что под прямыми инвестициями понимается вложение инвестора в уставной капитал предприятия в целях извлечения дохода и получения прав на управление предприятием, а также в целях достижения какого-либо полезного эффекта.
Подводя итог вышесказанному, для государств, стремящихся развивать международные экономические отношения, необходимо также привлекать в свою экономику иностранных инвесторов, развивать межинвестиционное сотрудничество. Если рассматривать экономику России, то оборот капитала в стране тесно связан с инвестиционными циклами. Привлечение иностранных субъектов для вложений инвестиций в российские предприятия, а также создания полностью иностранных компаний является одним из финансовых источников. Для этого России необходимо поддерживать инвесторов, поощрять их, способствовать реализации проектов, а самое главное — иметь структурированное понятное законодательство без пробелов и возможности возникновения разночтений.
Изучая тему капиталовложений иностранными инвесторами, возникает вопрос правового регулирования создания коммерческих организаций, где иностранным инвестором является лицо, имеющее два и более гражданства. К примеру, как будут разрешаться вопросы регистрации предприятия и его дальнейшего функционирования. При осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии с Законом об инвестиционной деятельности для иностранных компаний, где участником является иностранный гражданин и имеет долю более 10 % предусмотрены различные гарантии, льготы и правовая защита инвестора, однако, с другой стороны, существуют и определённые ограничения.
Таким образом, стоит разобраться, кто может являться иностранным инвестором на территории РФ. В первую очередь обратимся к понятию “иностранный инвестор” в ст.2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»: “иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации”. [3, ст. 2] Важно отметить, что совсем недавно был принят Федеральный закон от 31 мая 2018 года № 122-ФЗ, где, в частности, уточняется регулирование вопросов, связанных с определением круга субъектов, подпадающих под понятие «иностранный инвестор». Скорее всего, законодатели хотели донести мысль, что иностранные организации, находящиеся под контролем российских юридических лиц и (или) граждан, и иностранные граждане, имеющие также российское гражданство, исключаются из числа лиц, на которых распространяется понятие «иностранный инвестор», предусмотренное Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Если сравнивать настоящую статью с прошлой редакцией закона, то и в настоящее время не четко прописано, что при наличии гражданства РФ, независимо от наличия другого гражданства, лицо будет регистрировать предприятие как гражданин РФ.
Ранее также возникали споры и разночтения по поводу того, является ли иностранным инвестором лицо с двойным гражданством. Так, суды в разрешении таких споров ссылались на международные договоры и специальные нормативно-правовые акты наряду с Законом об иностранных инвестициях. Например, резолютивная часть решения Арбитражного суда Псковской обл. по делу № А52–4324/2010 от 14.02.2011г. основана на положениях ст. 3, 6 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ “О гражданстве РФ” и сделан вывод, что гражданин, имеющий и гражданство РФ, и гражданство другой страны, признается гражданином РФ, поэтому льготы и гарантии, принадлежащие иностранным инвесторам, на него не распространяются.
По моему мнению, на сегодняшний день вопрос об установлении статуса иностранного инвестора остается открытым, так как нет четкой формулировки про двойное гражданство инвестора. Настоящая редакция закона об иностранных инвестициях от 31.05.2018 года позволяет допустить, что гражданин с двойным гражданством является иностранным инвестором, если, например:
− он постоянно проживает на территории другого государства;
− имеет постоянный источник дохода на территории другого государства;
− уставной капитал вносит в иностранной валюте.
Таким образом, гражданин РФ автоматически получает статус иностранного инвестора, что снимает для него ряд ограничений и позволяет осуществлять инвестирование в обход Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 57-ФЗ. Также ему могут быть предоставлены таможенные льготы в соответствии с Приложением 6 Договора о Евразийском экономическом союз и т. д.
Поэтому важно рассматривать каждого бипатрида при регистрации предприятия, доли в индивидуальном порядке или же вносить в статью 2 поправку о том, что иностранным инвестором будет считаться также гражданин РФ, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации и имеющий второе гражданство другого государства. Так как человек, постоянно проживающий за пределами России, имеет больше связей с другим государством, логично предположить, что там уже сформирована его жизнь и построен какой-либо бизнес, есть доход. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для привлечения инвестиций ему будет выгодно открывать компанию в качестве иностранца.
Считаю, что именно для привлечения иностранных инвестиций эта поправка будет играть важную роль, так как для фактического иностранного инвестора возможность пользоваться льготами и гарантиями будет иметь большое значение.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета». № 237. 25.12.1993
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”
- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- Веселкова Е. Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ: опыт и перспективы. — М.: КНОРУС, 2019. — 160 с.
- Хазанович Э. С. Иностранные инвестиции. — 3-е изд. — М.: КНОРУС, 2016. — 312 с.