В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии толерантности младших школьников.
Основные положения:
– Толерантность — свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок.
– Толерантность состоит из трех компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого.
– Наиболее благоприятным для формирования толерантности является младший школьный возраст, при условии участия взрослых в этом процессе.
– Толерантность младших школьников нуждается в формировании через три компонента: когнитивный (толерантное сознание), эмоциональный (толерантные чувства, качества и свойства личности), поведенческий (толерантное поведение).
Проблема поиска способов формирования толерантности у младших школьников становится с каждым днем все более актуальной, так как возникает множество практических запросов в обычной педагогической практике по этой тематике, направленных на разработку эффективных средств. Особенно актуален этот вопрос в связи с распространяемым в настоящее время инклюзивным подходом к образованию (К. С. Лакиз, Ю. Д. Гакаме, Е. В. Магомедова, И. А. Макарова, Е. И. Нефедьева, Е. В. Зимина, и др.), с учетом которого проблема стала достаточно значимой, но при этом отсутствуют достаточные знания о сущности и содержании воспитания толерантности младших школьников в условиях инклюзивной практики, имеется недостаток сведений о эффективности тех или иных средств такого воспитания, в частности, в отношении использования детского клуба для формирование толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики.
Недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики».
Цель исследования — теоретическое изучение проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики.
Задачи исследования:
– рассмотреть сущность толерантности в науке;
– проанализировать состояние проблемы формирования толерантности младших школьников;
– определить теоретически компоненты толерантности; уровни, критерии и показатели сформированности толерантности учащихся начальных классов.
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме толерантности.
Анализ проблемы формирования толерантности вмладшем школьном возрасте
Исторически идеи толерантности были высказаны еще Аристотелем, в трудах Тертуллиана (II–III века), А. Аврелия (IV–V века), Г. В. Лейбница (XVII век), и других философов. В наиболее полном виде идеи о сущности толерантности представлены в работах Дж. Локка, и именно они составили теоретический фундамент современных научных представлений о толерантности.
Толерантность в «Декларации принципов толерантности» (1995 г) означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
В современных исследованиях толерантность рассматривается в разных трактовках: как признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности; готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, «инаковость»; терпимость по отношению к взглядам, обычаям, мнениям других (личностей, групп, обществ, государств и т. д.).
В нашем исследовании под термином «толерантность» мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок.
Анализ теоретических источников (Н. А. Асташова, Я. А. Батрак, Г. Л. Бардиер, С. Г. Ильинская, Е. Ю. Клепцова, Г. У. Олпорт, Б. Э. Риэрдон, О. Б. Скрябина, Л. Г. Федоренко и др.) в различных областях наук позволил выделить несколько подходов к исследованию понятия толерантности: лингвистический, исторический, философский, политический, социологический, психологический, педагогический.
В рамках этих подходов были изучены функции толерантности: мотивационная; информационная; регулятивная; адаптивная; мирообеспечивающая; регулирующая; психологическая; воспитательная; коммуникативная; культуросохраняющая; креативная; фелицитологическая.
Стержневым компонентом структуры толерантности является идентичность личности, при этом количество компонентов в структуре толерантности варьируется от двух до четырех, но большинство исследователей выделяют три компонента: эмоциональный, когнитивный, поведенческий (Н. А. Асташова [1], С. А. Герасимов [4], Н. В. Недорезова [8], О. Б. Скрябина [12], Т. Г. Стефаненко [13] и др.).
Толерантность проявляется в разных формах. Например, Г. Л. Бардиер [3] выделяет три формы: а) психических процессов (восприятия, мышления, эмоций, воли), б) психических состояний (устойчивость, уравновешенность), в) психологических свойств (терпимость, добродушие, воспитанность).
Таким образом, основные подструктуры личности, обуславливающие толерантность: интеллектуальная; ценностно-ориентационная; этическая; эстетическая; эмоциональная; сенсорная; алгоритмическая; характерологическая; функциональная; энергодинамическая. Механизм возникновения и проявления толерантности связан с эмоциональным отражением личностных различий. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если личность научится: преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.
Идеи воспитания толерантности на научной основе применительно к детям были введены Г. Олпортом [9], который считал, что предрасположенность к толерантности, либо к интолерантности формируется уже в раннем детстве, но в полной мере толерантность начинает развиваться уже в младшем школьном возрасте, если для этого прилагаются специальные усилия со стороны взрослых, ведь это наиболее благоприятный период, в который закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, развитие эмоционально-волевой сферы.
Именно в школе ребенок включается в новую особую систему социальных взаимоотношений, отличную от его прежнего опыта. Особенно это важно, если ребенок с нарушениями здоровья и нуждается в инклюзивном образовании. В этом случае не только такому ребенку нужно будет приспособиться к новому для себя образу жизни, общению, но и окружающим его детям, у которых нет проблем со здоровьем, с развитием.
В качестве типовых тяжелых проявлений нетолерантности (нетерпимости) у младших школьников Б. Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, поиск «козла отпущения», дискриминацию, остракизм, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию, подавление и насилие. К особо тяжелым формам нетерпимости Б. Э. Риэрдон относит: расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. [11].
Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников должно включать в себя:
- Формирование представлений младшего школьника о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т. п.).
- Воспитание активной жизненной позиции.
Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.
– организация толерантного пространства в образовательном учреждении, начиная с класса.
– повышение уровня профессиональной подготовки кадров,
– актуализация мотивационной подготовки педагогического коллектива к организации толерантного пространства в детском коллективе.
– организация жизнедеятельности детей начальной школы на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы.
Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников должно включать в себя: 1) знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей; 2) понимание детьми уникальности личности каждого; 3) понимание детьми принципа взаимодополняемости как основной черты различий; 4) понимание учащимися принципа взаимозависимости как основы совместных действий; 5) повышение уровня информированности о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении; 6) формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей.
Формирование толерантного поведения происходит по трем линиям: когнитивной (толерантное сознание), эмоциональной (толерантные чувства, качества и свойства личности), поведенческой (толерантное поведение).
Заключение
В проведенном анализе рассматривалась проблема формирования толерантности у младших школьников, понимаемой как свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок.
Были выделены основные подструктуры личности, обуславливающие толерантность: интеллектуальная; ценностно-ориентационная; этическая; эстетическая; эмоциональная; сенсорная; алгоритмическая; характерологическая; функциональная; энергодинамическая.
Было выяснено, что механизм возникновения и проявления толерантности связан с эмоциональным отражением личностных различий. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если личность научится: преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.
Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников должно включать в себя:
1) знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
2) понимание детьми уникальности личности каждого;
3) понимание детьми принципа взаимодополняемости как основной черты различий;
4) понимание учащимися принципа взаимозависимости как основы совместных действий;
5) повышение уровня информированности о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении;
6) формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей.
В итоге проведенного исследования было сформулировано содержание компонентов толерантности младших школьников, в отношении которых должна проводиться работа по формированию толерантности: по трем линиям: когнитивной (толерантное сознание), эмоциональной (толерантные чувства, качества и свойства личности), поведенческой (толерантное поведение).
Литература:
- Асташова Н. А. Толерантность как условие самореализации личности // Вестник БГУ. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-kak-uslovie-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 09.09.2019).
- Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников. — Братск: Гимнц, 2018. — 97 с.
- Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности — диссертация — СПб.: СПбГУ — 2007., — 457 с.
- Герасимов.А. Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: диссертация канд.пед. наук. — Архангельск, 2004. — 269 с
- Ильинская, С. Г. Толерантность / С. Г. Ильинская. — М.: Праксис, 2018. — 288 c.
- Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. — М.: Академ. проект, 2015. — 175 с.
- Лакиз К. С., Гакаме Ю. Д. Проблема формирования социальной толерантности у младших школьников в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 37. — С. 276–280. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95678.htm
- НедорезоваН. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников: диссертация канд. псих. наук.. — Москва, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2005. — 189 с.
- Олпорт Гордон У. Толерантная личность // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnaya-lichnost (дата обращения: 09.09.2019).
- Плаксина. Н. А. Толерантность младших школьников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями: диагностический аспект / Н. А. Плаксина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — № 1(96). — С. 4–13.
- Риэрдон Б. Э. Толерантность — дорога к миру: пер. с англ. / Бетти Э. Риэрдон. — М., 2001. — 304 с
- Скрябина, О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников — диссертация канд. пед. наук: 13.00.06 / О. Б. Скрябина. -Кострома, 2000. — 189 с
- Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2006.— 208 с.
- Сбитнева, Е. С. К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е. С. Сбитнева, И. А. Голышева // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 198–201.
- Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л. Г. Федоренко. — М.: Каро, 2015. — 128 c.