Перцептивное устройство для демонстрации гироскопического эффекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.09.2019

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Ромкин, В. В. Перцептивное устройство для демонстрации гироскопического эффекта / В. В. Ромкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 72-78. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62452/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме, направленной на исследование гироскопических явлений при помощи устройства с независимой подвеской колес, основанного на физическом воздействии гироскопического момента вращающихся колес на руки обучаемого и визуального наблюдения изменения угловой скорости прецессии.

Ключевые слова: перцептивное обучающее устройство, гироскопический эффект, прецессия.

Многие не задумываются, что может произойти при резком повороте автомобиля в движении − транспортное средство начинает опрокидываться в сторону. В связи с этим, данное перцептивное устройство поможет будущему инженеру и водителю понять суть гироскопического явления вращающихся частей механизмов.

Демонстрационная установка показывает, как ведут себя раскрученные колеса при повороте штатива по часовой стрелке и против часовой стрелки. В ходе проведенных экспериментов рассмотрены возможные варианты возникновения гироскопического эффекта и его влияние на поведение транспортного средства [1, с. 76].

Современный уровень развития техники и вооружения требует знаний в области теоретической механики, чтобы можно было делать однозначные выводы, касающиеся пригодности перцептивного (основанного на воздействии на органы чувств человека) обучающего устройства к использованию.

На представленной демонстрационной установке (рис. 1) используется правило Жуковского [2, с. 6]: «Если гироскопу сообщить вынужденное прецессионное движение, то на подшипники, в котором закреплена ось ротора, начнет действовать гироскопическая пара с моментом , стремящаяся наикратчайшим путем установить ось ротора параллельно оси прецессии так, чтобы направления векторов и совпадали» (рис. 3), что является гироскопическим эффектом.

Предлагаемое устройство [3, с. 1] отличается от перцептивного обучающего устройства [4, с. 3] тем, что используется независимая подвеска колес с шарнирным креплением оси каждого колеса отдельно.

I:\Установка 1\IMG_20190130_174049.jpg

Рис. 1. Устройство для демонстрации гироскопического эффекта

Основной задачей установки является повышение наглядности представления полученных знаний и практических навыков при перцептивном изучении сложных механических явлений в гироскопических системах.

Продольный разрез устройства с независимой подвеской колес изображен на рис. 2, где: 1 — штатив; 2 — шарнирные крепления; 3 — оси вращения; 4 — пара раскрученных рабочих тел; 5 — обод; 6 — спицы; 7 — ступицы; 8 — съемные стопорящие стержни; 9 — разгонные конические зубчатые шестеренки; 10 — динамометр; 11 — разгонный блок; 12 — подшипник.

J:\Итоговый вариант колес.png

Рис. 2. Схема устройства с независимой подвеской колес для исследования гироскопических явлений

Правило Жуковского необходимо определить по правилу «буравчика»:

1) направление кинетического момента каждого колеса;

2) угловую скорость прецессии штатива 1;

3) угловую скорость оси вращения колеса.

Правило «буравчика» (рис. 3) заключается в том, что сначала определяем, куда мы раскручиваем колесо со штативом, и с какой стороны мы будем смотреть на объект. Если раскрученное тело 4 вращается против хода часовой стрелки и при этом будем смотреть на него справой стороны, то движение будет направлено к нам, так как мы «выкручиваем» какое-либо тело, например, болт. Если смотреть на штатив сверху, то также аналогичным способом определяется направление вектора . Движение будет совпадать с направлением вектора , потому что по формуле (1) кинетический момент будет зависеть от угловой скорости оси вращения колеса:

(1)

где — момент инерции; – угловая скорость оси вращения.

Далее, после того как определили направление кинетического момента и угловую скорость прецессии, затем выявим теоретическим способом, куда двинется раскрученное колесо при повороте штатива в определенную сторону. Это очень просто: и по наикратчайшему пути стараются совместиться, потому что гироскопический момент должен быть равен нулю (это и есть правило Жуковского, которое рассмотрели ранее), и если между двумя векторами значение угла будет равно нулю, то . Тогда можно сделать вывод, что по формулам (2) и (3) :

(2)

(3)

где — кинетический момент; — угловая скорость; – угол между вектором угловой скорости и кинетическим моментом.

J:\Для сборника (56 НТК)\ГЭ.png

Рис. 3. Демонстрация гироскопического эффекта при раскручивании колеса

В данном случае, в соответствии с рис. 3, колесо поднимется вверх, так как необходимо, чтобы угол между двумя векторами был равен нулю, и поэтому векторы и будут стремиться совместиться с вектором .

Для познавательного обучения эффектам в гироскопических системах с перцептивным устройством проводятся следующие опыты:

Первый эксперимент. С помощью разгонного блока 11 (рис. 4, а) раскручиваются два рабочих тела 4 от себя (вперед). Обучаемый, удерживая периферийные рукоятки, начинает поворачивать штатив 1 по часовой стрелке. В этом случае левое колесо опускается вниз, а правое колесо поднимается вверх. Вследствие гироскопического эффекта обучаемый прочувствует своим костно-мышечным аппаратом плечевого пояса удвоенное значение всех сил. Угол между вектором и будет равен нулю при подъеме правого колеса вверх и опускании, соответственно, левого колеса вниз, что подтверждает правило Жуковского.

Второй эксперимент. С помощью разгонного блока 11 (рис. 4, б) также раскручиваем два рабочих тела 4 в ту же сторону. Обучаемый начинает поворачивать штатив 1 против часовой стрелки. В этом случае все действия происходят наоборот: левое колесо поднимается вверх, а правое колесо опускается вниз. Возрастает опрокидывающий момент, принудительная прецессия вызывает возникновение гироскопического момента, который стремится совместить ось собственного вращения с осью прецессии.

Третий эксперимент. С помощью разгонного блока 11 (рис. 4, в) раскручиваем левое колесо от себя (вперед), правое колесо — к себе (назад). Обучаемый начинает поворачивать штатив 1 по часовой стрелке. В этом случае левое и правое колесо вследствие этого начинают опускаться вниз, и опрокидывающий момент взаимно уничтожается.

Четвертый эксперимент.Спомощью разгонного блока 11 (рис. 4, г) раскручиваем левое колесо от себя (вперед), правое колесо — к себе (назад). Обучаемый начинает поворачивать штатив 1 против часовой стрелки. В этом случае левое и правое колесо начинают подниматься вверх, и сумма гороскопического момента (опрокидывающий момент) будет равна нулю.

Рис. 4. Демонстрация гироскопического эффекта: а — первый эксперимент, б — второй эксперимент, в — третий эксперимент, г — четвертый эксперимент

Теоретическая механика является естественной наукой, опирающейся на результаты опыта и наблюдений и использующей математический аппарат при анализе этих результатов. Как во всякой естественной науке, в основе механики лежит опыт, практика, наблюдение. Но наблюдая какое-нибудь явление, мы не можем сразу охватить его во всем многообразии. Поэтому перед исследователем возникает задача выделить в изучаемом явлении главное, определяющее, отвлекаясь (абстрагируясь) от того, что менее существенно, второстепенно [5, с. 8].

С помощью данных экспериментов можно наглядно понять физику гироскопических явлений и использовать перцептивное устройство для подготовки водителей транспортных средств и инженерно-технического состава при эксплуатации военной техники. Анализ гироскопических явлений, наблюдаемых при проведении экспериментов с помощью предлагаемого устройства и программы демонстрации, позволяет прогнозировать поведение автомобиля при резких поворотах, а также других транспортных средств при изменении траектории движения.

Благодаря этому методу обучения возможно повысить безопасность дорожного движения, сократить количество дорожно-транспортных происшествий, избежать смертности из-за аварий, что является необходимым условием поддержания высокой боевой готовности частей и подразделений РВСН.

Основной задачей применения установки является повышение наглядности представления полученных знаний и практических навыков при перцептивном изучении сложных механических явлений в гироскопических системах. Позволяет прогнозировать поведения автомобиля при резких поворотах и изменении покрытия дорожного полотна, а также повышает уровень подготовки водителей транспортных средств [6, с. 153].

При использовании в процессе обучения перцептивного обучающего устройства обучаемый получает определенные знания и практические навыки при изучении сложных механических процессов в гироскопических системах, механизмах трансмиссий, различных приводах машин. В процессе подготовки и обучения водителей транспортных средств изучается поведение автомобиля при резких поворотах или изменении профиля дороги. Помимо этого, накапливается объем мышечной памяти при непосредственном воздействии на костно-мышечный аппарат обучаемого, способствующий пониманию процессов в системах с вращающимися телами [7, с. 69].

В итоге повышается безопасность движения гражданского персонала, при совершении марша ракетных частей и подразделений и эксплуатации военной техники.

Литература:

1. Ромкин В. В., Зайцев В. А. Устройство для демонстрации гироскопического эффекта // Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции «Академические Жуковские чтения». — Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2019. — С. 76–81.

2. Белов, Г. П. Теоретическая механика. Практикум к лабораторным работам / Г. П. Белов, И. Д. Артемов, О. М. Омаров. / Под ред. Г. П. Белова. — Серпухов, 2018. — 66 с.

3. Устройство для демонстрации гироскопического эффекта: пат. 175053 Российская Федерация: МПК G09B 23/06 / В. В. Ромкин, В. А. Зайцев, М. А. Гребенников, А. Ю. Нелин; заявитель и патентообладатель ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» МО РФ. — № 2017105310; заявл. 17.02.17; опубл. 16.11.17, Бюл. № 32. — 6 с.

4. Зайцев, В. А. Исследование гироскопического явления с использованием перцептивного обучающего устройства / В. А. Зайцев, М. А. Гребенников, А. Ю. Нелин [и др.] — Серпухов: филиал ВА РВСН им. Петра Великого, 2016. — 20 с. — Деп. в ФГБУ «46 ЦНИИ» МО РФ ЦВНИ (ЦСИФ МО РФ) 27.12.2016, № 19157.

5. Бутенин Н. В., Лунц Я. Л., Меркин Д. Р. Курс теоретической механики. — 3-е изд. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1979. — 272 с.

6. Ромкин В. В., Зайцев В. А., Павлюченко А. В. Показ гироскопического эффекта с помощью перцептивного устройства // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного инженерного образования». — Омск: ОАБИИ, 2018. — С. 153–159.

7. Ромкин В. В., Зайцев В. А. Исследование гироскопического эффекта с использованием перцептивного обучающего устройства // Сборник научных статей «VIII Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 57-й годовщине полета Ю. А. Гагарина в космос». — Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2018. — С. 69–73.

8. Ромкин, В. В. Устройство с независимой подвеской колес для исследования гироскопических явлений / В. В. Ромкин, М. А. Гребенников, В. А. Зайцев. — Серпухов: филиал ВА РВСН им. Петра Великого, 2018. — 27 с. — Деп. в ФГБУ «46 ЦНИИ» МО РФ ЦВНИ (ЦСИФ МО РФ) 18.06.2018, № 19550.

9. Ромкин В. В., Зайцев В. А. Устройство с рабочими телами для исследования гироскопического эффекта // Сборник научных статей XII Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Молодежь и инноватика». — Серпухов: Комитет по образованию Администрации г. о. Серпухов, 2019. — С. 440–444.

10. Ромкин В. В., Зайцев В. А. Демонстрационная установка для исследования гироскопических явлений // Сборник научных статей XXХVII Всероссийская НТК ФВА РВСН «Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем». — Серпухов: ФВА РВСН имени Петра Великого, 2018. — С. 24–29.

Основные термины (генерируются автоматически): гироскопический эффект, правое колесо, часова стрелка, кинетический момент, левое колесо, разгонный блок, независимая подвеска колес, обучающее устройство, правило Жуковского, гироскопический момент.


Ключевые слова

перцептивное обучающее устройство, гироскопический эффект, прецессия

Похожие статьи

Методика проведения урока физики на тему «Центростремительное ускорение»

Статья посвящена проблеме проведения урока физики на тему центростремительное движение и объяснения ученикам центростремительного ускорения в общеобразовательных учебных заведениях.

Современная оценка влияния центростремительных сил на окружающий мир и технику. Разработка эффекта Марго

Исследование направлено на изучение особенностей изменения величины центростремительной силы, которая прикладывается к материальной точке относительно центра гравитации. Полученный эффект получил название эффекта Марго. Автором рассматриваются сферы ...

Экспериментальное определение нагруженности механизма перемещения материала с упругими связями швейной машины

В статье приведены результаты экспериментальных исследований нагруженности механизма перемещения материала с упругими элементами швейных машин.

Кинематическое управление шестиногим шагающим роботом

В данной работе строится кинематическая модель шестиногого робота, рассматривается обратная задача кинематики построенной модели в двух формах: аналитической и численной. Затем решается задача генерации походки в случае движения по ровной поверхности...

Теоретические исследования влияния параметров внешнего вибрационные воздействия на динамические характеристики конструктивных элементов РЭС

В статье рассмотрено дифференциальное уравнение, описывающее изгибные колебания однородного упругого стержня. Проведены его преобразования к виду явного разностного уравнения. Предложен алгоритм программы для проведения моделирования влияния деформац...

Анализ свободных колебаний в вибровискозиметрическом датчике

В статье произведено описание прицепа действия вибровискозиметра, показана схема датчика, произведен теоретический анализ собственных частот колебаний, выполнено сравнение полученных результатов с экспериментальными данными.

Силы, действующие в простом механизме блок

В учебниках физики для 7 класса при изложении материала о подъёме груза простым механизмом блок авторы учебников рассматривают разное количество сил, действующих на блок или трос. Для выяснения, что за силы и на какие предметы они действуют в простом...

К вопросу о колебаниях упругозакрепленного корпуса при несовпадении его центра тяжести с центром упругости

В статье рассматриваются колебания корпуса бортовой радиоэлектронной аппаратуры в том случае, когда его центр тяжести не расположен над центром упругости опор. Проводится обоснование обобщения координат. Дается методика выяснения возможности «пробоя»...

Развитие регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках математики при решении задач на движение

В статье авторы пытаются определить влияние задач на движение в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

Выражение дифференциального уравнения малых колебаний маятника-гасителя с помощью динамической теоремы Кориолиса

Рассмотрена возможность определения гироскопических давлений на подшипники при использовании инерционных динамических гасителей колебаний маятникового типа.

Похожие статьи

Методика проведения урока физики на тему «Центростремительное ускорение»

Статья посвящена проблеме проведения урока физики на тему центростремительное движение и объяснения ученикам центростремительного ускорения в общеобразовательных учебных заведениях.

Современная оценка влияния центростремительных сил на окружающий мир и технику. Разработка эффекта Марго

Исследование направлено на изучение особенностей изменения величины центростремительной силы, которая прикладывается к материальной точке относительно центра гравитации. Полученный эффект получил название эффекта Марго. Автором рассматриваются сферы ...

Экспериментальное определение нагруженности механизма перемещения материала с упругими связями швейной машины

В статье приведены результаты экспериментальных исследований нагруженности механизма перемещения материала с упругими элементами швейных машин.

Кинематическое управление шестиногим шагающим роботом

В данной работе строится кинематическая модель шестиногого робота, рассматривается обратная задача кинематики построенной модели в двух формах: аналитической и численной. Затем решается задача генерации походки в случае движения по ровной поверхности...

Теоретические исследования влияния параметров внешнего вибрационные воздействия на динамические характеристики конструктивных элементов РЭС

В статье рассмотрено дифференциальное уравнение, описывающее изгибные колебания однородного упругого стержня. Проведены его преобразования к виду явного разностного уравнения. Предложен алгоритм программы для проведения моделирования влияния деформац...

Анализ свободных колебаний в вибровискозиметрическом датчике

В статье произведено описание прицепа действия вибровискозиметра, показана схема датчика, произведен теоретический анализ собственных частот колебаний, выполнено сравнение полученных результатов с экспериментальными данными.

Силы, действующие в простом механизме блок

В учебниках физики для 7 класса при изложении материала о подъёме груза простым механизмом блок авторы учебников рассматривают разное количество сил, действующих на блок или трос. Для выяснения, что за силы и на какие предметы они действуют в простом...

К вопросу о колебаниях упругозакрепленного корпуса при несовпадении его центра тяжести с центром упругости

В статье рассматриваются колебания корпуса бортовой радиоэлектронной аппаратуры в том случае, когда его центр тяжести не расположен над центром упругости опор. Проводится обоснование обобщения координат. Дается методика выяснения возможности «пробоя»...

Развитие регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках математики при решении задач на движение

В статье авторы пытаются определить влияние задач на движение в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

Выражение дифференциального уравнения малых колебаний маятника-гасителя с помощью динамической теоремы Кориолиса

Рассмотрена возможность определения гироскопических давлений на подшипники при использовании инерционных динамических гасителей колебаний маятникового типа.

Задать вопрос