Подходы к определению понятия «детство» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.09.2019

Статья просмотрена: 4154 раза

Библиографическое описание:

Ефремова, А. О. Подходы к определению понятия «детство» / А. О. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 139-144. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62465/ (дата обращения: 16.11.2024).



На современном этапе развития науки в научном сообществе нет общепризнанного определения понятия «детство». Данный феномен находится в поле внимания многих научных деятелей-представителей психологии, социологии, медицины, экономики, юриспруденции и других наук. В зависимости от того, в каком подходе работает автор, определения понятия будет разниться в той или иной степени.

И. Н. Разварина предложила собственную классификацию подходов к пониманию данного понятия. В своих научных исследованиях она выделяет социально-демографический, социологический, психологический, медико-биологический, юридический, педагогический, экономический подходы [4].

Социально-демографический подход. Представителями социально-демографического подхода являются Н. М. Римашевкая, Е. Б. Бренеева, А. А. Шабунова. По мнению данных исследователей к категории детей относятся индивиды в возрасте от рождения до 17 лет включительно, отличающиеся характерными для данной категории психологическими, социальными и физиологическими характеристиками. А. А. Шабунова считает, что для эффективного социально-демографического развития России необходимо большее внимание к вопросам детства, оценки его качества и потенциала. Н. М. Римашевская в своих исследованиях уделяет большее внимание внутрисемейному статусу детей, их социальным ролям. Исследователи, работающие в рамках данного подхода, ставят в приоритет вопросы детства, как играющие важнейшую роль в дальнейшем развитии физического и социального потенциала общества. По их мнению, такие проблемы, как образование, воспитание должны стать приоритетными для государства, стремящегося к всестороннему развитию [1].

Социально-демографический подход позволяет разработать наиболее эффективную социальную и демографическую политику государства.

Социологический подход. Согласно этому подходу детство не является образовательной, воспитательной или природной категорией, а представляет собой структурный компонент общества, в котором ребёнок выступает единицей системы, имеет определённый взгляд на мир и привносит свой вклад в структуру общества. При этом рассмотрение данного понятие в социологии крайне сложно, поскольку с возрастом изменяется социальный статус ребенка [3].

Согласно социологическому направлению, детство — совокупность практик, процессов, отношений, событий, социальных институтов, которая выражается в конкретных действиях и языке по отношению к детям, поддерживается обществом и возобновляется по мере течения жизни ребенка [5].

Яркими представителя данного подхода являются С. Фрис, Ш. Айзенштадт, М. Мид, Дж. Квортруп, К. Девис, Т. Парсонс, Д. Габардино, Е. Болдинг, Е. М. Рыбинский, В. А. Луков, Л. Г. Кураева, В. Н. Ярская, О. Н. Ображей, Е. Р. Смирнова, Л. В. Кузнецова, С. Н. Щеглова и другие.

Психологический подход основывается на понятии возраста или периода развития. Феномен детства исследуют не только представители детской психологии (Ж. Пиаже, А. Валлон, Л. С. Выгодский, Э. Эриксон, С. Хол, Д. Б. Эльконин, А. Фрейд), но представители тех направлений, которые занимаются изучением психологических особенностей взрослых (З. Фрейд, Э. Шпрангер, В. Штерн, С. Л. Рубинштейн, В. М. Бехтерев, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, К. Левин, А. Р. Лурия, Дж. Уотсон, Д. М. Узнадзе, П. Я. Гальперин).

В психологии для исследования феномена детства используется особая категория анализа — возраст или период развития. Согласно Л. С. Выготскому, возраст представляет собой цикл развития ребенка, имеющий свои особенности, структуру и динамику. Процесс взросления ребенка включает в себя определенные стадии — один год, три года, пять лет и т. д. При прохождении каждой из стадий психика ребенка развивается, формируются новые психологические функции. При этом психологический возраст не может быть отождествлен с хронологическим возрастом. На фоне хронологического возраста происходит взросление ребенка, формируется его личность, однако уровень психологического и физического развития могут не совпадать.

Вильгельм Прейер был одним из первых исследователей, кто занимался изучением феномена детства. В своей работе «Душа ребенка» он впервые структурировал и систематизировал имеющуюся на тот момент информацию по данной теме, представив целостную картину развития ребенка от рождения до трех лет, описав этапы и особенности данного процесса. Основной причиной индивидуальных различий в развитии детей Прейер считал наследственность.

По мнению И. С. Кона, возраст необходимо исследовать с учётом специфики тех систем отсчёта, в которых наука рассматривает данное понятие. К таким системам отсчета И. С. Кон относит индивидуальное развитие, представление о возрасте в социуме и культуре. Индивидуальное развитие напрямую связано с личным опытом человека, включает в себя «стадии развития», «возрасты жизни». Представления о возрасте в социуме создают обобщённый образ человека конкретный возрастной группы, который используется людьми при взаимодействии друг с другом и позволяет объединять людей в конкретные категории в зависимости от их возраста («возрастные страты», «поколения»). Представления о возрасте в культуре объединяют в себе совокупность представлений конкретных этнических групп и сообществ относительно понятия возраста.

Л. С. Выготский предложил разделить классификации возрастного развития на три группы: 1) по внешнему критерию детского развития; 2) по одному признаку детского развития; 3) по нескольким признакам детского развития.

Концепция Д. Б. Эльконина является синтезом концепций А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского. Эльконин разделяет период детского развития на три этапа: раннее детство, детство и подростковый возраст. Такое разделение в первую очередь связано с преобладающей деятельностью на каждом конкретном этапе, а также с теми психологическими образованиями, которые формируются в процессе поэтапного развития. Каждый из этапов проходит в два периода: на первом усваиваются мотивы и задачи деятельности, на втором формируется предметно-операционная сторона действия.

В данный момент большой популярностью пользуется периодизация детского развития, предложенная В. Квинн в 2000 году. Преимущество данной периодизации заключается в том, что она учитывает не только физиологические, но также психологические и социальный факторы детского развития. В. Квинн разделяет период взросления на четыре этапа: младенческий возраст — от рождения до 3 лет, раннее детство — от 3 до 6 лет, детство — от 6 до 12 лет и подростковый возраст — от 12 до 18 лет. Временные границы между выделенными возрастными этапами не являются строгими и могут смещаться, это связано с тем, что выделенные этапы зависят не столько от конкретных временных промежутков, сколько от основных видов деятельности ребёнка, времени пребывания его с матерью, и в образовательных учреждениях. Учет данных факторов и их первостепенная роль в разделении периода взросления на этапы позволяет дать комплексную оценку детского развития, с учетом анатомо-физиологических, нервно-психических факторов, влияния ближайшего окружения и социума на развитие ребенка. При описании возрастных периодов автор отмечает различия в их качественном содержании. Так, если в раннем детстве мораль ребенка формировалась через наказание и поощрение, то в детском возрасте он будет усваивать социальные нормы осознанно. Также данная концепция учитывает актуальную в данный момент акселерацию физического развития детей, в связи с чем начало подросткового возраста приравнивается к достижению ребенком 12 лет. Таким образом, данная периодизация оценивает развитие детей с учетом временных и пространственных показателей, а также физиологических, психических изменений и изменений в социальной сфере ребенка.

Медико-биологический подход. На современном этапе медико-биологический подход к понятию детского здоровья включает следующие направления: а) медицинское, где здоровьем считается отсутствие болезней и их симптомов; б) биомедицинское, в котором внимание уделяется биологическим закономерностям жизнедеятельности; в) биосоциальное, когда в рассматриваемое понятие включены биологические и социальные признаки; г) ценностно-социальное, при котором здоровье признаётся ценностью, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в трудовой, социальной, экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

Медико-биологический подход. Согласно данному подходу, детство представляет собой особый период развития индивида, когда ему присущи специфические физиологические, иммунологические и анатомические особенности.

Основоположниками данного подхода являются Цельс, Гиппократ, Н. М. Максимович-Амбодик, Н. А. Тольский, С. Г. Зыбелин, В. И. Молчанов, Г. И. Сокольский, Д. Д. Лебедев, С. Ф. Хотовицкий, Г. Н. Сперанский, А. А. Кисель.

Педиатрия и детская психиатрия понимают детство как период развития организма, а самих детей как человеческих существ, не завершивших своего развития и предрасположенных к конкретным, специфическим для данной группы заболеваниям. Особенное внимание к данному вопросу и появление отдельной научной отрасли обусловлено тем фактом, что организм ребенка существенно отличается от организма взрослого по своей анатомии, физиологии, иммунологии, потому подвержен тем заболеваниям, которые у взрослых не встречаются или же встречаются крайне редко.

Первым исследователем, обратившим внимание на данный вопрос, был М. В. Ломоносов. В своём труде «О размножении и сохранении российского народа» он впервые затронул тему особенностей детского организма и проблему детской смертности, а также предложил меры по её устранению.

Одним из первых теоретиков данного подхода, развивавших тему детских болезней, был С. Ф. Хотовицкий, профессор кафедры акушерства Медико-хирургической академии в Петербурге. Он призывал врачей-практиков обратить внимание на особенности протекания болезней у детей, а в своей работе «Педиятрика» (1847 год) указывал на необходимость учета отличий детского организма от взрослого и влияния этого факта на развитие заболеваний. Без учета данных факторов, по его мнению, была невозможна постановка корректного диагноза и выбор эффективного лечения.

Одним из главных понятий медико-биологического подхода является понятие детского здоровья. На современном этапе в научном сообществе не существует единого мнения относительно определения данного понятия. В соответствии с медицинским направлением здоровье можно считать отсутствие болезней. Биомедицинское направление наибольшее внимание уделяет биологическим закономерностям жизнедеятельности организма. Биосоциальное направление включает в данное понятие, как биологические, так и социальные факторы. Ценностно — социальное направление трактует здоровье, как ценность, которая необходима для удовлетворения, материальных, духовных потребностей, а также эффективного участия в трудовой, социальной, экономической, научной и других видах деятельности.

Юридический подход. Согласно данному подходу, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет 2. Таким образом, период детства длится от рождения до совершеннолетия и достижения гражданской дееспособности.

Яркими представителями этого подхода являются Г. Г. Агушева, Л. М. Долинская, К. Никонов, Д. Баданин.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия, и в 1924 году по предложению Международного союза спасения детей в Женеве была принята Декларация прав ребенка. Она стала первым международно-правовым документом, в котором были сформулированы цели и принципы защиты детей. Система международной правовой защиты детей стала составной частью защиты прав человека не так давно. Это произошло после второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций (далее ООН). Основополагающим принципом системы стал принцип уважения к правам и свободам человека и недопущение дискриминации.

Долгое время ребенок считался собственностью родителей, его развитие не признавалось социально значимым. Однако в начале XX века ситуация начала меняться: появились законы о защите прав детства, ребенок стал важной частью социума, были приложены усилия для развития детей и подготовки их к взрослой жизни. Большим шагом к развитию международно-правовой защиты прав детей стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребенка в 1959 году. Этот нормативно-правовой акт стал первым специальным документом, полностью посвящённым правам детей. Он содержал в себе принципы, которых должно было придерживаться государство в вопросах охраны прав несовершеннолетних. Согласно статье 3 Конвенции ООН, «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации.

Педагогический подход. В соответствии с данным подходом, понятие детства напрямую связано с образовательным и воспитательным процессами, в которых ребенок выступает в качестве объекта и субъекта воздействия.

Проблемы детства в рамках педагогического подхода рассматриваются в трудах В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Е. Н. Медынского, П. П. Блонского, А. Г. Сухарева, Е. А. Дегтерева, М. В. Антроповой, П. К. Каптерева, А. Г. Хрипковой, П. Ф. Лесгафта, Н. И. Пирогова, А. Л. Баранова.

По мнению представителей данного подхода, детство представляет собой воспитательное и образовательное пространство, в которое погружены дети. При этом дети предстают как объектами образовательного воздействия, а в соответствии с государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) — как субъекты воспитательного воздействия.

В педагогических науках вопрос детства рассматривается в рамках нескольких дисциплин: дефектологии (Л. С. Выготский), лечебной педагогики (А. А. Дубровский, Е. А. Дегтерев), валеологии (И. И. Брехман, Л. Г. Татарникова), коррекционной педагогики (Б. П. Пузанов, В. Г. Петрова), здоровье сберегающей педагогики (Б. Г. Акчурин, В. К. Бальсевич, К. Д. Ушинский, П. К. Каптерев, П. П. Блонский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, Е. Н. Медынский, В. А. Сухомлинский, М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова, А. Л. Баранов, А. Л. Дегтерев) и др.

Педагоги в первую очередь заинтересованы в разработке эффективных моделей воспитания, что невозможно без интерпретации самого процесса воспитания. Наибольшее внимание уделяется моделям, которые учитывают отношения между концепцией ребенка и воспитательными задачами.

Экономический подход. В соответствии с данным подходом детство представляет собой период до достижения трудоспособного возраста. А ребёнком признается лицо, не достигшее трудоспособного возраста. Своей целью экономические науки ставят изучение качеств, влияющих на трудовой потенциал взрослеющего индивида, такие как состояние здоровья, уровень образования и другие.

Представителями данного подхода являются Т. В. Дробышева, Н. М. Римашевская, А. А. Шабунова.

Исследователей этого направления интересуют вопросы экономических отношении между человеком и обществом. В частности, что дети получают от общества, какой вклад они вносят в его экономическое развитие.

В России в 1990-х годах был проведен ряд исследований, направленных на изучение экономической социализации. Экономическая социализация представляет собой процесс включения ребенка в систему экономических отношений, его ознакомление с нормами и правилами функционирования общества с последующей их интериоризацией и воспроизводством. Усваивая экономические нормы, ценности и модели экономических отношений ребенок включает их в свою картину мира, становится их носителем, а вместе с тем и субъектом экономических отношений. В процессе экономической социализации у детей формируются представления о богатстве и бедности, обусловленные господствующей в сознании системой ценностных ориентаций, изменяется и преобразуется характер отношений со сверстками, вследствие включения экономического компонента (бартерные, долговые и т. п.), формируются стратегии экономического поведения (сберегательное, инвестиционное и т. п.).

В рамках экономического подхода также исследуются вопросы потери детского здоровья вследствие заболеваемости, инвалидности, смертности. Потери детского здоровья напрямую влияют на экономические показатели общества: снижается объем производимой продукции, увеличиваются затраты на обслуживание больных, выплаты пенсий, пособий и т. д. С этической точки зрения вопрос оценки детской жизни и детского здоровья не может быть корректным. Однако оценка затрат государства на мероприятия, связанные с заболеваемостью, инвалидизацией, смертностью населения, не достигшего трудоспособного возраста, необходима для планирования государственного бюджета, эффективного инвестирования в здравоохранение, расчета затрат на проведение мероприятий, направленных на повышение здоровья несовершеннолетних. Такая оценка необходима для решения вопросов страхования, медицинских, социальных и производственных проблем. На данный момент не существует комплексной методики оценки ущерба детского нездоровья для государства, потому этот вопрос до сих пор актуален.

Понятие «детство» носит междисциплинарный характер. Анализ подходов к изучению детства показывает, что: каждый подход рассматривает детство как специфический объект своего изучения, различие составляет предмет исследований; меняется возрастная периодизация детства: во многих исследованиях появляется дополнительная возрастная фаза с 9 до 12 лет. Данный этап считается переходным между детством и подростковым возрастом, в этот период ребенок входит в общественную жизнь; существует разрыв между множеством полученных фактов о ребенке в рамках естественно-научных и гуманитарных наук и отсутствием общего методологического подхода к анализу детства как развивающегося феномен в культуре и обществе. Это подтверждается и мнением таких ученых, как Р. Заззо, С. Московичи, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Р. Харре, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др., которые положительно высказываются относительно необходимости междисциплинарного обобщения проблем детства для создания более полного представления о закономерностях личностного становления ребенка в обществе. Тем не менее, сегодня отсутствует практика междисциплинарной постановки проблемы, разработки комплексного методологического инструментария изучения детского населения, его потенциальных возможностей, условий формирования и использования с точки зрения различных научных дисциплин.

Таким образом, понятие детства заключает в себе множество характеристик, потому трактуется по-разному в зависимости от научных взглядов исследователей: как период развития организма и формирования его функций; как этап жизни, на котором происходит социализация индивида — получение им системы знаний о функционировании общества, интериоризация общественных норм, ценностей и ролей с последующим их воспроизведением; компонент комплексной системы общества, выступающий, как субъект многоплановых, разнохарактерных отношений.

Литература:

  1. Davis, K. The Child and Social Structure. / K. Davis // J. of Educational Sociol. — 1996. — vol. 14. — pp. 217.
  2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 31, — Ст. 3802.
  3. Ображей, О. Н. Детство как объект социологического изучения / О. Н. Ображей // Социологический альманах. — 2012. — № 3. — С. 356–362.
  4. Разварина, И. Н. Междисциплинарный подход к изучению понятия «Детство» / И. Н. Разварина // Вопросы территориального развития. — 2017. — № 5 (40). — С. 1–15.
  5. Щеглова, С. Н. Как изучать детство? (Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., 2000) [Электронный ресурс] // URL: https://www.ekimovka-x.ru/files/sociolog/sheglova_kak_izuchat_detstvo.pdf (дата обращения: 30.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): детское развитие, ребенок, детское здоровье, детство, возраст, медико-биологический подход, подростковый возраст, подход, раннее детство, социально-демографический подход.


Задать вопрос